645

Причина несчастий еврейского народа в изгнании

No Comments
Радостная мать сыновей    Рабби Иссахар Шломо Тайхтель родился в 1885 г. в Венгрии. Он проявил способности в учебе и получил назначение на должность раввина в городе Пиштану. ...
Читать далее...
Предатель

Предатель

No Comments
  Имя «Мордехай Ваануну» известно каждому израильтянину. Человек, носящий его, в девятилетнем возрасте репатриировался с родителями из Марокко в Израиль, учился в Беер-Шевском университете, в 1976 г. был принят на работу в Центр ядерных исследований в Димоне на довольно скромную должность технолога и в 1985 г. был оттуда уволен. С увольнением началась новая жизнь Мордехая Ваануну за пределами покинутого им Израиля. Через полгода он встретился с колумбийским журналистом из британской газеты «Санди Таймс» и предложил тому информацию о ядерных проектах Израиля. Руководство газеты за свой счёт привезло Ваануну в Лондон, где специально нанятые учёные-ядерщики тщательно «проинтервьюировали» его и признали полученную информацию достоверной. 5 октября 1986 г. была опубликована сенсационная статья, содержащая сведения о том, что происходит на шести этажах ядерного центра в Димоне и особенно во «втором отделе», где работал Ваануну. Утверждалось, что на тот момент Израиль произвёл от 100 до 200 атомных бомб, а также одну нейтронную бомбу, с помощью которой можно уничтожить на обширной территории всех животных и людей без малейшего ущерба сооружениям. Судя по всему, Ваануну на своем рабочем месте втайне сделал множество фотоснимков. Более того, существуют подозрения, что часть украденного и вывезенного им материала до сих пор находится в Европе, в тайнике, известном одному ему. ...
Читать далее...
641

Так поступали наши мудрецы

No Comments
  Песах без мечты о свободе — как Рош а-шана — без раскаяния. Слушая шофар, нужно перевернуть свою душу, а вкушая мацу, нужно всей душой устремиться к свободе.     Но есть люди, для которых Песах —просто домашний праздник. И не мешайте вы им разговорами о поселенцах, территориях, цельности земли Израиля, неделимости Иерусалима, Храмовой горе и будущем Храме — дайте им спокойно вспоминать о том, что было 3300 лет назад. Люди эти, забывая о вечной борьбе за свободу, извращают традицию наших мудрецов.     «Был случай. Раби Элиэзер, раби Йеошуа, раби Элазар бен Азарья, раби Акива и раби Тарфон сидели в Бней-Браке и всю ночь первого дня праздника Песах рассказывали об исходе из Египта, пока не пришли их ученики и не сказали им: «Учителя наши, приблизилось время чтения утренней молитвы Шма». ...
Читать далее...
639

Марор – горькая зелень

No Comments
 «Чем отличается эта ночь от всех остальных ночей? Почему во все остальные ночи мы едим разные виды зелени, а в эту ночь — только горькие травы?»    В то время, когда стоял Храм и приносилась пасхальная жертва, каждый еврей был обязан есть мясо пасхальной жертвы вместе с мацой и горькой зеленью. Следовательно, горькая зелень символизирует один из основных аспектов свободы. Но на первый взгляд подобный вывод противоречит традиционному разъяснению смысла заповеди есть горькую зелень: «Этот марор, в знак чего мы едим его? В знак того, что горькой делали египтяне жизнь отцов наших в Египте, как сказано (Шмот, 1:4): «...и огорчали жизнь их трудом тяжелым над глиной и кирпичами, и всяким трудом в поле, и всякой работой, к которой принуждали их с жестокостью».   Общим для всех сынов Израиля (кроме физических страданий и унижения) стало чувство горечи, вызванное непониманием того, как друзья, соседи, коллеги и единомышленники превратились во врагов и мучителей. На это указывает название горькой зелени — марор, образованное от слова мар—«горький» или (в переносном смысле) «огорчительный». ...
Читать далее...
Недельная глава Цав: Шхина

Недельная глава Цав: Шхина

No Comments
В главе «Цав» продолжается рассказ о переносном Храме, о посвящении кознов и освящении самого шатра собрания. Переносной Храм, сооруженный в пустыне, стал прообразом Иерусалимского Храма, возведенного на горе Мория царем Шломо через 480 лет после Исхода. Шхина — Божественное Присутствие, которое может проявляться как пророческие видения, голос или сильное интуитивное ощущение близости Всевышнего, обычное для пророков и присущее всем сыновьям Израиля в те моменты, когда они посещают Храм или становятся свидетелями чуда, нарушающего законы природы. Храм оказывал воздействие на души людей и на происходящее в природе — на дожди, урожайность земли и вкус плодов. Проявление духовных миров через материальные структуры несло с собой благословение, радость и благополучие, а у тех, кто оказывался достойным, просыпался пророческий дар. Поэтому пребывание Шхины среди народа Израиля связывают с Храмом, а ее уход — с его разрушением. Если грехи превышают допустимый уровень, подавляющее большинство сыновей Израиля утрачивает способность ощущать духовный свет в полную силу. Это и называется уходом Шхины. Лишившись помощи Небес, еврейский народ утрачивает тот нравственный уровень, который необходим, чтобы удержаться на Святой Земле, и уходит в изгнание, где духовный свет исчезает и во внешнем мире не происходят явные чудеса. Однако Божественное Провидение никогда не оставляет народ: Оно не всегда защищает от страданий и бед, но сохраняет его и, незаметно поворачивая события, приводит к избавлению и возвращению на Родину. ...
Читать далее...
92  mendelevich03

Пурим или Песах?

No Comments
      Зимой 1969 года я приехал из Риги в Ленинград для встречи с двумя соредакторами нелегального сионистского издания «Итон», который должен был стать первым и единственным в своем роде газетой-журналом, издаваемым на территории Советского Союза после войны.   Задачей «Итона» было распространение информации о борьбе за право выезда в Израиль, а также воспитание евреев в духе преданности еврейскому народу и еврейской традиции.     На явочной квартире, которая принадлежала Эстер Вайнгер (ныне — ведущей сотруднице «Голоса Израиля»), собралась редколлегия: Виктор Богуславский, Лев Корнблей и я . ...
Читать далее...
637

Советы рассказчику

No Comments
      Сказали наши мудрецы: «В каждом поколении человек должен смотреть на себя как на того, кто совершил исход из Египта».     Следуя этому наставлению, расскажите за пасхальным столом не только о выходе сыновей Израиля из Египта, но и о себе, о своем личном исходе. Расскажите о том, что СССР — на иврите записывается как «са-мех» — «самех» — «самех» — «рэш», и, если сложить числовые значения этих букв (60, 60, 60, 200), получится 380, что соответствует числовому значению слова «Мицраим» — «Египет» («мэм» — 40, «цади» — 90, «рэш» — 200, «иуд» — 10, «мэм»—40).     Напомните слушателям, что как из Египта не мог выйти ни один раб, так и из Советского Союза нельзя было уехать.    Расскажите, что как в Египте строили пирамиды, так и в Советском Союзе любили возводить монументальные комплексы.  ...
Читать далее...
Рамхаль (Рабби Моше Хаим Луцато, 1707 – 1747)

Рамхаль (Рабби Моше Хаим Луцато, 1707 – 1747)

No Comments
  Рабби Моше Хаим Луцато родился в Италии, в городе Падова, и умер в Эрец-Исраэль (похоронен в Тверии или в Кфар Йосеф). Он происходит из родовитой семьи и учил, кроме ТаНаХа, Талмуд, мидрашим и раввинскую литературу, а также классические языки, итальянскую литературу и точные науки. Уже в юности считался гением. Учение кабалы учил у Рабби Йешая Басен вместе с несколькими молодыми талмидей хахамим. В 1727 г. Рамхаль пережил то, что определили его жизненный путь. Он в первый раз услышал голос магида ("наставника" - посланца Небес, открывающего человеку высшие тайны). Магид говорил с ним часто и из его уст Рамхаль написал многие сочинения. Он также начал рассказывать товарищам по учебе раскрывшиеся ему тайны. Равины Венеции с сомнением относились к кабалистической деятельности этой группы и подозревали ее в мессианской деятельности, они обвинили Луцато в приверженности к сабатианству. После множества острых споров между его противниками и приверженцами согласился Рамхаль воздерживаться от упоминания в своих работах слов магида и воздерживаться от распространения учения кабалы в странах рассеяния. Но несмотря на это продолжались подозрения против него, и в 1753 году решио Рамхаль переехать в Амстердам. По дороге он посетил рава Яакова а-Коэна в Франкфурте на Майне в надежде найти у него поддержку. Но он был согласен с мнением равинов Венеции и сжег часть из написанного Рамхалем и спрятал другую. После этого Рамхаль поселился в Амстердаме и провел там несколько спокойных лет. Но стремление к геуле и желание освободиться от запрета обучения кабале побудили Рамхаля в 1743 году переехать в Эрец-Исраэль. Он поселился в Акко, но ему не было суждено прожить долгие годы на Святой Земле. В эпидемии, которая обрушилась на Эрец-Исраэль в 1747 году, погибли также его жена и сын. ...
Читать далее...
Рав Моше Файнштейн (1895-1986)

Рав Моше Файнштейн (1895-1986)

No Comments
  Рав и посек алаха (авторитет, галахические решения которого считаются общепринятыми"), один из самых выдающихся знатоков еврейского закона 20в. Рав Моше Файнштейн родился в России. Его отец также был большим знатоком еврейского закона и общепризнанным авторитетом. В 1921 г. Моше Файнштейн стал раввином города Лубань, расположенного недалеко от Минска. Эту должность он занимал до 1937 г., а затем эмигрировал в Соединенные Штаты Америки, где возглавил нью-йоркскую иешиву "Метивта Тифъэрет Йерушалаим". За годы своей жизни Рав Файнштейн ответил на тысячи вопросов, относящихся к еврейскому закону, с которыми к нему обращались со всех концов земного шара. Задаваемые вопросы относились ко всем областям жизни, они были вызваны развитием технологии, а также проблемами брака, связанными с ассимиляцией евреев, проживавших в США, и с религиозными гонениями в странах Восточной Европы. Его ответы составили четыре тома книги "Игрот Моше" и являются основными трудами в области многогранного еврейского закона. Также были опубликованы комментарии и хидушим ("новое прочтение текста") к Талмуду. Благодаря своей образованности и эрудиции, а также незаурядным способностям, позволявшим ему находить ответы на вопросы, которые вставали перед отдельными людьми и общинами из-за быстро меняющихся условий жизни, Рав Моше Файнштейн стал признанным руководителем для большей части религиозного еврейства. ...
Читать далее...
635

Свобода творчества

No Comments
       Еврейский народ, единственный среди всех языков и наций, объявил о том, что учеба является самой главной обязанностью человека: «Каждый из сыновей Израиля обязан изучать Тору». Эта обязанность распространяется на бедных и на богатых, на человека с крепким здоровьем и на страдающего от недугов, на молодого и на совсем старого, потерявшего силы. Даже если человек обеднел настолько, что живет на подаяние, которое собирает, обходя дома, даже если человек женат и у него есть дети (и значит, он отвечает не только за себя), он обязан выделить определенные часы для изучения Торы как в дневное, так и в ночное время. Как сказано: «И ты должен размышлять о ней, о Торе, днем и ночью». Но чтобы размышлять о Торе, необходимо научиться понимать жизненные ситуации и уметь сопереживать.    В своем введении к Шир а-ширим Рав Кук писал: «Роль литературы заключается в том, чтобы раскрыть и сделать естественными и привычными для человека все те духовные понятия и принципы, которые изначально заложены в его душе. Даже первый этап развития личности нельзя считать завершенным, пока человек не обнаружит в самом себе все те здоровые основы эмоционального мира, опираясь на которые можно правильно понимать окружающую среду и давать верную оценку намерениям и поступкам людей». ...
Читать далее...