641

Так поступали наши мудрецы

April 3, 2004 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

  Песах без мечты о свободе — как Рош а-шана — без раскаяния.
Слушая шофар, нужно перевернуть свою душу, а вкушая мацу, нужно всей душой устремиться к свободе.
    Но есть люди, для которых Песах —просто домашний праздник. И не мешайте вы им разговорами о поселенцах, территориях, цельности земли Израиля, неделимости Иерусалима, Храмовой горе и будущем Храме — дайте им спокойно вспоминать о том, что было 3300 лет назад. Люди эти, забывая о вечной борьбе за свободу, извращают традицию наших мудрецов.
    «Был случай. Раби Элиэзер, раби Йеошуа, раби Элазар бен Азарья, раби Акива и раби Тарфон сидели в Бней-Браке и всю ночь первого дня праздника Песах рассказывали об исходе из Египта, пока не пришли их ученики и не сказали им: «Учителя наши, приблизилось время чтения утренней молитвы Шма».
    Известно, что в Бней-Браке жил раби Акива, и также известно, что раби Йеошуа, раби Элиэзер и раби Тарфон были его учителями.

   Почему они вместе с главой Санэдрина раби Элазаром бен Азарья пришли в гости к своему ученику: раби Элиэзер — из Лода, раби Йеошуа — из Пекиина, раби Элазар бен Азарья — из Акко или из Явнэ. Казалось бы, раби Акиве, как ученику, следовало пойти к рабби Йеошуа или раби Элиэзеру: посещение учителя в праздник подобно восхождению в Храм.
  Так почему же мудрецы празднуют Песах в доме раби Акивы?

  Потому что его учение, будившее в сердцах стремление к свободе, сделало его руководителем поколения, а несколько позже — духовным лидером восстания Бар-Кохбы.

  Народ пошел за раби Акивой, и мудрецы оказали ему уважение, придя на Песах в его дом как ученики к учителю. Они сидят в потайном месте, в помещении без окон, чтобы никто не увидел их, так как разговор идет о предстоящем восстании, а молодые ученики раби Акивы несут охрану и стучат в дверь, чтобы сообщить о появлении первого луча — времени, когда положено читать утреннюю молитву Шма.
   Эти ученики — будущие воины Бар-Кохбы. Они будут среди тех, кто освободит Иерусалим и построит Храм. И пусть он простоит всего два года — это докажет всем поколениям евреев, что нет непобедимых врагов. Восстание научит тому, что стоит сражаться не только за жизнь, но и за национальное достоинство.
   Текст Пасхальной Агады был составлен в период римского владычества, и ее составители не могли написать: «Берите пример с наших мудрецов, которые — когда речь шла о борьбе за свободу — объединялись и вместе со всем народом боролись за нее даже в самых невероятных условиях». Римские власти расправились бы с авторами подобного учебного пособия. Но тот, кто умеет читать между строк, поймет, что многие из наших мудрецов отдали жизнь за то, чтобы мечта о свободе жила вечно.

* * *
   Исход начинается с повеления, данного Аврааму: «Иди себе…» или в другом переводе: «Иди к себе» — будь самим собой. Эта заповедь распространяется на все поколения и, значит, — на каждого из нас.
   Но для того, чтобы ее исполнить, нужно выяснить — кто я такой.
В первом приближении ответ на этот вопрос прост: «Еврей». Но дальше следует проникнуть в суть этого понятия. Слово «еврей» образовано от слова «иври» — «перешедший». Великий Маарал делает из этого следующий вывод: «Еврей — это тот, кто способен перейти через море». Или иными словами: «Еврей — это человек, который несет в своей душе потенциал преодоления любых ограничений, потому что душа его, напрямую связанная с бесконечностью, сама обладает свойствами света, не ограниченного никакими рамками».

   А главное свойство бесконечных сущностей — простота: ведь бесконечность не делится на составные части (иначе в ней самой будут внутренние границы и ограничения). Поэтому и было заповедано Аврааму: «Ходи передо Мной и будь совершенно прост (тамим)». И поэтому заповедано и нам: «Прост будь с Б-гом Всесильным твоим».

  И в день нашего освобождения мы едим мацу — символ простоты нашей души. Мука, вода — и все. А если замешать ее на вине или молоке — не исполнить заповеди пасхального вечера. Более того, если тесто, замешанное на воде, набухнет от воздуха, попавшего в него, и появятся трещины до того, как оно попадет на сильный огонь, — нельзя его есть все дни Песаха. Так что же такое простота?

  Говорит Раши: «Человек простой — что на сердце, то и на языке». То, о чем думаешь, — скажи, а о том, что стыдно сказать, — не думай. И когда у человека на языке будет то же, что и на сердце, и он не будет стыдиться своих мыслей и чувств, потому что все они будут хорошими и добрыми — настанет день свободы. День, когда упадет перегородка между сердцем и устами.

Гравюра из Золотой Агады.
Каталония, 1300 г.