Два аспекта поста 10-го Тевета и связь между ними

Два аспекта поста 10-го Тевета и связь между ними

December 21, 2004 Автор: Давид Вайнштейн - No Comments

Суть дня – начало разрушения

На этой неделе (22 декабря 2004 года) еврейский народ отмечает памятный день – пост 10 Тевета, основное значение которого – память о начале осады Иерусалима войсками Навуходоносора, приведшей к разрушению Первого Храма (VI век до хр.э.). В последние годы укоренилось и другое значение этого дня – день памяти, в который читают поминальную молитву (кадиш) по жертвам Катастрофы. Этот относительно новый смысл усиливает траурные мотивы дня, но не заслоняет его суть – память о начале осады.

Можно понять причины, по которым мудрецы установили пост, напоминающий о начале осады – ведь так же, как смерть человека является не неожиданным событием, а длительным процессом, так и разрушение Храма было лишь пиком, самым ярким аккордом в череде траурных событий. Траурные посты напоминают нам не только о событиях, предшествовавших разрушению (10 Тевета – начало осады, 17 Тамуза – начало штурма и первая брешь в городской стене), но и о событиях, последовавших после разрушения Храма 9-го Ава. 3-го Тишрея мы отмечаем пост Гедалии как финальную точку в этой драме, похоронившую надежды на восстановление Храма и возрождение еврейской государственности.
 
Нет: суть дня – пик разрушения

Однако есть и другая возможность взглянуть на пост 10-го Тевета – не как на начало процесса, а как на его пик. 10-е Тевета – это день, в который еврейский народ почувствовал, что рушится не Храм – рушится идея и мечта, умирает надежда на исполнение пророчества. Великая цель освещала путь народа во времена пророков, предсказывавших, что в конце дней соберутся народы на горе Всевышнего в Иерусалиме, познавая пути Б-га, приобщаясь к нормам Б-жественной справедливости и морали. В этом будущем "учение Б-га выйдет из Сиона и слово Г-сподне из Иерусалима, не поднимет народ на народ меча и не будут больше учиться воевать".

10-го Тевета, действительно, собрались народы к стенам Иерусалима. Внешне, наверное, это напоминало древнее пророчество. На самом же деле собравшиеся народы не пришли в Иерусалим изучать слово Б-га и не Машиаха они искали. Они пришли убивать и разрушать. Физически они разрушили Храм, а духовно – великую надежду еврейского народа на осуществление древних пророчеств.

Мессианская идея в иудаизме

По сути, вера в Машиаха – это однозначное и непреклонное утверждение, что человеческая история движется в изначально определенном направлении. Теория эволюции учит нас, что развитие мира происходит случайно "подталкиваемое" борьбой за существование и естественным отбором. "Теория Машиаха", в свою очередь, учит нас, что мир идет по дороге к идеалу, который "притягивает" к себе человечество. Вера в Машиаха, таким образом, формирует еврейский взгляд на мир и человеческую историю и вселяет в людей глубокую веру в торжество справедливости и построение идеального общества на земле. Именно эта вера была поколеблена 10-го Тевета когда действительность, открывавшаяся перед глазами защитников городских стен Иерусалима, казалось, полностью противоречила библейским предсказаниям.
 
Связь между началом осады и Катастрофой

При таком понимании сути этого дня мы находим глубокий смысл в том, что этот день объявлен днем всеобщего кадиша. Точно так, как для евреев VI-го века до хр. эры появление войск Навуходоносора означало крушение великой надежды, так и Катастрофа была не только физическим разрушением европейского еврейства, но и разрушением надежды на лучшее будущее. Падение гетто, дарование гражданских свобод европейскому еврейству, толерантность и взаимоуважение, свобода предпринимательства и места жительства, свобода вероисповедания – все то, что давало евреям надежду на лучшее будущее, было убито в Освенциме. Рука, протянутая христианским миром в XIX-XX веках, оказалась не рукой друга, а рукой палача. В огнях крематориев погибли не только люди, но и надежды.

Таким образом, пост 10-го Тевета – пост начала осады Иерусалима и памяти о жертвах Катастрофы – является днем двойного крушения надежд еврейского народа на лучшее будущее.

При написании статьи использованы идеи рава Юваля Шерло