524

Недельная глава Толдот: Йерушалаим или Кейсария

November 29, 2003 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

 

Борьба Яакова с Эсавом началась еще до их рождения – братья толкали друг друга, еще находясь в утробе своей матери. И тогда Ривка, встревоженная непонятным знаком, обратилась за разъяснением к пророкам. Она получила ответ, раскрывающий характер будущих взаимоотношений братьев на протяжении всей истории: "Два народа в чреве твоем, и два народа из утробы твоей разойдутся, и народ от народа будет получать силу, и больший будет служить младшему…" (Берешит, 25:23).
 Народ будет получать силу от народа…
 Еврейский народ должен использовать все дарованные ему силы для того, чтобы преобразовать мир, привнести в него духовность, уничтожить идолопоклонство, добиться прекращения войн между народами и возвращения человечества в прекрасный сад, из которого был изгнан Адам. Но на протяжении всех долгих лет изгнания еврейский потенциал, предназначенный для раскрытия Торы и постижения Творца, призванный превратиться в творческую энергию, направленную на преобразование Земли Израиля, – этот уникальный потенциал использовался и используется для создания и развития чужих культур, в основе которых лежит безразличие к человеческой жизни. Силы перетекают от избранного народа во внешний мир через людей, ушедших от еврейской традиции, и их детей. Даже оторвавшись от Б-жественного слова, звучащего в среде сынов Израиля и передающегося из поколения в поколение, еврей все равно несет в своих генах особую связь с бесконечным, которая вошла в его кровь и плоть. Его мозг работает по-особому – ведь в Торе, за которую его предки отдавали жизнь, есть отблеск Б-жественного разума; его душа по-особому воспринимает окружающий мир – ведь его праотцы почти четыре тысячи лет назад преодолели ограниченность мироощущения. Авраам был выведен за пределы звезд, Ицхак сквозь завесу материального мира видел Б-жественный сад, лестница Яакова соединила небо и землю. Еврей… Даже оторвавшись от Торы, он устремляется к бесконечности, разрушая рамки обыденных представлений, выросших на почве языческих культур. Но его творческая энергия становится достоянием чужих народов, как написано: "И народ от народа будет получать силу" – племена и нации будут получать силу от нашего народа. Забирая наши лучшие творческие силы… Конечно, математикой и физикой в разных странах занимаются не только евреи, но именно евреи зачастую делают открытия, меняющие представления об окружающей нас действительности и открывающие горизонты для новых исследований. Евреи создавали советскую науку и разрабатывали ракеты, создавали армию и оружие, которое потом арабские страны обращали против Израиля; почти во всех современных банках мирового значения определяют политику евреи, создавая экономическую мощь чужих народов вместо того, чтобы работать на свой народ. Даже биржа, без которой немыслима экономика ни одного современного государства, – еврейских рук дело.
Талмуд пишет: "Кейсария и Йерушалаим. Если скажет тебе кто-то: "Разрушены оба эти города", – не верь. И не верь, если скажут тебе, что оба они отстроены. Когда же сообщат тебе: "Разрушена Кейсария и отстроен Йерушалаим" или "Разрушен Йерушалаим и отстроена Кейсария", – верь". Йерушалаим – символ духовной силы и величия еврейского народа; Кейсария (город, построенный римлянами как административный и торговый центр завоеванной Иудеи) – символ материальной власти и благополучия. Основу этого принципа Талмуд находит в словах пророка Йехезкеля: "Если полон этот (город) – этот (другой город) разрушен". А можно это правило вывести и из слов нашей недельной главы "и народ от народа будет получать силу".
Мидраш говорит, что Невуходнецар – царь Вавилонии, разрушивший Храм и угнавший в плен жителей Иудеи – расплавил и вылил в основание своей золотой статуи все золото, привезенное из Йерушалаима. Этот образ – символическое доказательство того, что ни у одного народа мира нет собственных сил, позволяющих ему долго поддерживать свое существование и властвовать над другими. Любая империя опирается на силу еврейского народа, его умственные и духовные способности. Если евреи оставят ее пределы, совершат исход и вернутся на свою Землю, империя тут же обрушится. И тогда народы мира, почувствовав истину, придут в Йерушалаим и будут помогать евреям создавать духовные ценности, столь необходимые для всего мира. О раскрытии потенциала еврейских душ только во имя своего народа – как о единственной возможности исправить жестокий мир – писал рав Ицхак Авраам а-коэн Кук (да будет благословенна память праведника): "Возведение здания нации и раскрытие ее духовности – это одно и то же, и оба эти аспекта связаны со строительством здания мира, которое распадается в ожидании силы, преисполненной единства и высшего смысла. И все это содержится в душе еврейского народа. Б-жественный дух наполняет ее, дыхание Всесильного – в ней… И пусть каждая займет предназначенное ей место, чтобы исполнить свое предназначение. Голос Всевышнего взывает со все возрастающей силой, и мы все отчетливее различаем его из глубины наших душ и узнаем его в движениях самой жизни" (Орот, 9).     

Кейсария