515

Относительное и абсолютное

November 22, 2003 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

  Сказано: "Поэтому дерево познания названо деревом добра и зла – приятного и неприятного для человека, приемлемого и неприемлемого". Кажется (если я правильно понимаю), что приятное и неприятное для человека, приемлемое и неприемлемое – суть понятия относительные и субъективные. А под словами "добро и зло" в контексте дерева познания имеются в виду понятия абсолютные и объективные. Хотя, наверное, если под "человеком" в данном случае подразумевается первый человек – Адам-ришон, то, возможно, для него "приятное и неприятное, приемлемое и неприемлемое" были понятиями именно абсолютными. Так ли это? 

   Комментирует рав Зеев Мешков:

Как всегда, нужно начать с определений – как Вы и попытались сделать. Объективность и ее существование – предмет многих научных споров, связанных с развитием науки 20-го века.

   Теория относительности строится на понятии субъективного наблюдателя, видение которого определяет все, и оно, собственно говоря, и есть существование. Вопрос, существует ли «абсолютный» наблюдатель, выпадает из области теории относительности, ибо, ответив на него, нельзя сделать никаких практических выводов и тем более нельзя подтвердить их экспериментально.

  «Абсолютный наблюдатель» и его существование – вопрос веры. И интересно то, что Эйнштейн им занимался (поищите статью о споре Эйнштейна и Нильса Бора о том, есть ли объективное видение ситуации и знание будущего).

  Об «Абсолютном Наблюдателе» или Том, Чей взгляд объективен, говорит Тора. Это – Б-г:

  «И увидел Б-г все, что Он сделал, – и вот, хорошо очень». Это объективное видение, видение, совмещающее все частные взгляды на вещи, соединяющее все противоположности, видение не с одной стороны, а со всех сторон, виденье Б-га, возможности восприятия Которого неограниченны. Осенняя коллекция женской одежды на сайте http://stok-odessa.com – женская . Недорогая женская одежда доступна всем.

  То, что, с точки зрения Торы, объективное виденье существует, следует из описания шести дней творения: в глазах Всевышнего мир существует до сотворения человека, но он выглядит иначе: «Тысяча лет в Твоих глазах, как день вчерашний…» (Тегилим, 90).

   Дерево жизни – прямая связь со Всевышним, дающая возможность видеть мир Его глазами. В этом мире нет ничего плохого, в нем нет смерти. «Дерево познания добра и зла» – взгляд субъективный, который приводит к трагедии, если есть желание оторваться от дерева жизни. Книга "Зоар" ставит перед каждым человеком очень трудную задачу: оторваться от дерева познания добра и зла и научиться жить, держась за дерево жизни.