Спектр света Торы

Спектр света Торы

No Comments
    В то время, когда вера и любовь, достигая своего совершенства, святятся в душе, они соединяются друге другом неразрывной связью. И когда один из этих аспектов достигает своей абсолютной цельности, второй пробуждается силой первого и поднимается из глубин души, чтобы светить во всей полноте.    Человек не наделен способностью раскрывать в себе какую-либо духовную силу в такой степени, как он наделен способностью раскрывать силу веры и силу любви. ...
Читать далее...
664

Путь к независимости

No Comments
    Новое время ...
Читать далее...
669

Недельная глава Мецора: Может ли человек быть прозрачным для света?

No Comments
 Всякий, кто соприкасался со следами испорченности, разбросанными в мире после греха первого человека, должен был пройти процесс очищения, прежде чем ему будет позволено войти в Храм — в то единственное место, где к душе человека приближается, оставаясь все же скрытым, бесконечный, первозданный, невидимый и неощутимый свет, не признающий никакой испорченности (Тааор — ритуально чистый, второе значение слова — прозрачный. Быть чистым —быть прозрачным) Смерть как явление возникла в результате греха Адама. Прикосновение к телу мертвого придает статус ритуальной нечистоты на семь дней и требует особой процедуры очищения. ...
Читать далее...
663

В полный рост

No Comments
   Государственная независимость дала нам возможность начать великую духовную работу —осмысление понятия «национальная независимость», чтобы претворить его в жизнь. Свобода нашего народа распадается на две составляющие: обретение собственной территории и осознание себя как носителя древней культуры и традиции, сыгравших определяющую роль в мировой истории.     Каждый день в утренней молитве мы произносим слова, над которыми, в силу выработавшейся привычки, не всегда задумываемся: «И Он сломает ярмо на нашей шее, и приведет нас распрямленными и в полный рост в нашу землю». Слова «распрямленными и в полный рост» можно понять, как намек на необходимость достичь не только свободы народа на физическом уровне, но и особой, присущей ему духовной высоты. ...
Читать далее...
654

Европа должна устыдиться и раскаяться

No Comments
    В 1914 г. рав Кук выехал в Европу на съезд раввинов новой организации — Агудат Исраэль. Он не успел вернуться в Израиль до начала первой мировой войны и какое-то время жил в Германии и Швейцарии. Затем по просьбе общины занял должность раввина в Лондоне. Там он оставался до 1919 г., а затем возвратился в Израиль.   Находясь за границей, он написал письмо-обращение народу Израиля, проживающему в Ционе: «Если Европа и все народы, проживающие в ней, будут настаивать на выбранном ими, по их желанию, пути, который далек от путей истины и справедливости, если они по-прежнему будут отказываться от понимания Б-га и по путям Его не захотят идти... то придут дни, и исчезнет вся эта сегодняшняя культура со всей ее ложью и хитростью, со всей ее грязью, злом и змеиным ядом. Вся эта культура с ее самовосхвалением, преисполненным лжи, должна исчезнуть из мира, и ее место займет культура высокой святости, преисполненная света Израиля, который появится, чтобы исправить весь мир и дать народам новый дух. ...
Читать далее...
661

Кирьят Моше

No Comments
 В Израиле по названиям новых городов и районов можно изучать историю возвращения в Цион.    В качестве примера я хочу привести Кирьят Моше («Городок Моше»), район, в котором живет моя семья. Многих Моше знала наша история: Моше, великий вождь, выведший еврейский народ из Египта; великий мудрец Моше бен Маймон (Рамбам); Моше Гесс, философ и предтеча сионизма, живший в XIX в. ...
Читать далее...
Недельная глава Шмини: …И вышел огонь от Б-га

Недельная глава Шмини: …И вышел огонь от Б-га

No Comments
  «И было, на восьмой день призвал Моше, Аарона, и сынов его, и старейшин Израиля. И сказал Аарону: «Возьми себе быка молодого для грехоочистительной жертвы и барана для всесожжения без порока...» (Ваикра, 9:1). Служение в Храме начинается с принесения жертвы за грех золотого тельца, невольным изготовителем которого явился сам Аарон. Именно поэтому молодой бык — это первая жертва, принесенная в Мишкане. Никто не зажигал огонь на жертвеннике. Все ждали знака Всевышнего, который подтвердил бы, что жертвы за грех приняты, что прошлый период еврейской истории закончился, и перед людьми раскрывается новый мир — мир совершенства, в котором нет греха, и ничто не закрывает Присутствия Всевышнего. Этот момент сравним с моментом дарования Торы у горы Синай, когда народ, освободившийся из плена, Всевышний нес, как орел на крыльях, оберегая не только от стрел врагов, но и от греха. Когда были прощены все неправильные поступки, совершенные до дарования Торы, как жениху и невесте прощаются все грехи перед хупой (ибо душа должна говорить с душой, и даже тень греха не должна препятствовать этому диалогу). «И зарезал Аарон быка и барана в жертву шламим мирную жертву, которая от народа... И вошли Моше и Аарон в шатер откровения, и вышли, и благословили народ. И явилась Слава Б-га всему народу, и вышел огонь от Б-га, и сжег на жертвеннике жертвы всесожжения...» (Ваикра, 9:18,23-24). Вновь достигнут идеал — явное раскрытие Б-жественного Присутствия в мире. «И увидел весь народ, и возликовал, и пал на лицо свое...» (Ваикра, 9:24). Люди не бросились бежать, как у горы Синай, когда они услышали Голос Всевышнего, произносящий Десять Заповедей, — теперь раскрытие Присутствия наполнило их радостью, а не страхом. Так бывает всегда, когда раскрытие Присутствия Всевышнего — результат духовной работы человека, воплощающей его искреннее желание, в отличие от тех моментов, когда Всевышний Сам, по Своей воле, снимает завесу, отделяющую Его свет от человека. Но это величайшее событие всегда является и моментом испытания: сможет ли человек воспринять его? Не ошибется ли он? ...
Читать далее...
660

Недельная глава Шмини: Любовь Творца

No Comments
  Семь дней Моше собирал Мишкан, приносил в нем жертвы, обучая своего брата и его сыновей служению в переносном Храме, а затем разбирал эту первую в мире сборно-разборную конструкцию. Все это время огонь не опускался с небес на жертвенник. Сыны Израиля начали думать, что их усилий, затраченных на сооружение Храма, оказалось недостаточно, что Всевышний не простил им до конца грех золотого тельца и потому не хотел сделать Свое Присутствие таким же явным, как раньше. Наконец сыны Израиля не выдержали и обратились к Моше с вопросом: «Исполнится ли то, что ты обещал нам: «Шхина вновь будет пребывать среди вас, и это станет самым верным знаком того, что Всевышний простил вам грех золотого тельца». На этот вопрос Моше ответил так: «То, что повелел Всевышний, сделайте, и явится вам слава Б-га» (Ваикра, 9:6). Раши комментирует это предложение так: «Моше сказал народу: «Аарон, брат мой, гораздо праведнее меня: благодаря жертвам, принесенным им, и его служению в Храме вернется Шхина, и вы узнаете, что Всевышний избрал нас». Но когда были зарезаны животные, их кровь выплеснута на стены жертвенника и туши уложены на его верхней части, а огонь с Небес до сих пор не спустился, чтобы сжечь их, Аарон отчаялся и подумал: «Видимо, я не достоин того, чтобы жертвы, принесенные мною, были благосклонно приняты Небесами, так как я принял участие в изготовлении золотого тельца. Всевышний гневается на меня и поэтому не проявляет Свое присутствие в стане сынов Израиля». И он обратился с упреком к Моше: «Брат мой, зачем же ты поставил меня в такое положение? ...
Читать далее...
656

Как делают деньги

No Comments
  Десять израильских лир, выпущенных через два дня после провозглашения государства ...
Читать далее...
Выбор пути

Выбор пути

No Comments
На протяжении двух столетий мудрецы вели спор о том, какой путь более правильный: открытая непримиримая борьба или пассивное сопротивление, когда в административном плане ты подчиняешься чужой власти, но сохраняешь неприкосновенными основные ценности - веру и знание Торы. Мудрецы и народ избрали путь восстания, и лишь когда он был пройден до конца, метод пассивного сопротивления стал основным. Но без опыта восстания, без ощущения возможности противостоять самым великим силам в мире метод пассивного сопротивления не мог бы быть действенным - необходимо знание собственной силы и ощущение Б-жественного Провидения, не оставляющего нас даже в период поражения. Самым ярким и, может быть, наиболее трагичным примером этих двух подходов к решению проблемы поиска сил для выживания еврейского народа является рассказ о рабби Кисма и рабби Ханина бен Терадион. Он относится к 136 г. н.э. и по времени очень близок к поражению восстания Бар Кохбы, после которого римские власти запретили широкое распространение знаний Торы. Рабби Ханина был человеком большой праведности и всю жизнь провел в изучении Торы среди великих мудрецов. Он был одним из тех людей, которые постоянно ожидали прихода Машиаха. Это видно из вопроса его учеников: "Когда придет сын Давида?" Сказал он им: "Боюсь, что вы попросите у меня знака - подтверждающего истинность предсказания". После того, как ученики обещали не делать этого, Рабби Ханина сказал: "Упадут эти ворота - ворота Рима, и будут отстроены, и вновь упадут, и будут отстроены, и упадут еще раз, и не успеют отстроить их, как придет сын Давида". Рабби Йоси бен Кисма был намного старше рабби Ханина бен Терадион. Когда он заболел, рабби Ханина пошел проведать его. Сказал ему рабби Йоси: "Ханина, брат мой, разве ты не знаешь, что этот народ - римляне - поставлен господствовать над другими народами - с небес. А иначе откуда у него была сила разрушить Дом Б-га, и сжечь Его дворец, и убить Его праведников? А я слышал о тебе, что ты сидишь и занимаешься Торой, и собираешь множество народа, а свиток Торы всегда лежит у тебя за пазухой". Сказал ему рабби Ханина: "С небес ниспошлют милость". Сказал ему рабби Йоси бен Кисма: "Я привожу тебе логический довод, а ты говоришь мне "С небес ниспошлют милость". Буду я удивлен, если не сожгут тебя вместе со свитком Торы". Не прошло много времени с момента этого разговора, как скончался рабби Йоси бен Кисма. И пошли все знатные римляне провожать его в последний путь. И оплакивали они его, так как был он в их глазах человеком важным. А когда возвращались с похорон, увидели, что рабби Ханина учит Тору со множеством людей. Сказали ему римляне: "Почему ты занимаешься Торой?" Ответил он им: "Так приказал мне Б-г Всесильный мой". Тут же приговорили его к смертной казни через сожжение. Когда вывели его на казнь - 27 числа месяца Сиван - он признал справедливость Б-жественного суда. Завернули его в свиток Торы, проложив между ним и свитком ветки, которые плохо горят, чтобы продлить его мучения. И положили на рабби Ханину также паклю, пропитанную водой. Рабби Ханина успел сказать, что Тора - огонь, а огонь не горит в огне. И в последнюю минуту он увидел, как буквы Торы взлетают ввысь и только пергамент сгорает (Санэдрин 98). ...
Читать далее...