На протяжении двух столетий мудрецы вели спор о том, какой путь более правильный: открытая непримиримая борьба или пассивное сопротивление, когда в административном плане ты подчиняешься чужой власти, но сохраняешь неприкосновенными основные ценности – веру и знание Торы. Мудрецы и народ избрали путь восстания, и лишь когда он был пройден до конца, метод пассивного сопротивления стал основным. Но без опыта восстания, без ощущения возможности противостоять самым великим силам в мире метод пассивного сопротивления не мог бы быть действенным – необходимо знание собственной силы и ощущение Б-жественного Провидения, не оставляющего нас даже в период поражения. Самым ярким и, может быть, наиболее трагичным примером этих двух подходов к решению проблемы поиска сил для выживания еврейского народа является рассказ о рабби Кисма и рабби Ханина бен Терадион. Он относится к 136 г. н.э. и по времени очень близок к поражению восстания Бар Кохбы, после которого римские власти запретили широкое распространение знаний Торы. Рабби Ханина был человеком большой праведности и всю жизнь провел в изучении Торы среди великих мудрецов. Он был одним из тех людей, которые постоянно ожидали прихода Машиаха. Это видно из вопроса его учеников: "Когда придет сын Давида?" Сказал он им: "Боюсь, что вы попросите у меня знака – подтверждающего истинность предсказания". После того, как ученики обещали не делать этого, Рабби Ханина сказал: "Упадут эти ворота – ворота Рима, и будут отстроены, и вновь упадут, и будут отстроены, и упадут еще раз, и не успеют отстроить их, как придет сын Давида".
Рабби Йоси бен Кисма был намного старше рабби Ханина бен Терадион. Когда он заболел, рабби Ханина пошел проведать его. Сказал ему рабби Йоси: "Ханина, брат мой, разве ты не знаешь, что этот народ – римляне – поставлен господствовать над другими народами – с небес. А иначе откуда у него была сила разрушить Дом Б-га, и сжечь Его дворец, и убить Его праведников? А я слышал о тебе, что ты сидишь и занимаешься Торой, и собираешь множество народа, а свиток Торы всегда лежит у тебя за пазухой". Сказал ему рабби Ханина: "С небес ниспошлют милость". Сказал ему рабби Йоси бен Кисма: "Я привожу тебе логический довод, а ты говоришь мне "С небес ниспошлют милость". Буду я удивлен, если не сожгут тебя вместе со свитком Торы". Не прошло много времени с момента этого разговора, как скончался рабби Йоси бен Кисма. И пошли все знатные римляне провожать его в последний путь. И оплакивали они его, так как был он в их глазах человеком важным. А когда возвращались с похорон, увидели, что рабби Ханина учит Тору со множеством людей. Сказали ему римляне: "Почему ты занимаешься Торой?" Ответил он им: "Так приказал мне Б-г Всесильный мой". Тут же приговорили его к смертной казни через сожжение. Когда вывели его на казнь – 27 числа месяца Сиван – он признал справедливость Б-жественного суда. Завернули его в свиток Торы, проложив между ним и свитком ветки, которые плохо горят, чтобы продлить его мучения. И положили на рабби Ханину также паклю, пропитанную водой. Рабби Ханина успел сказать, что Тора – огонь, а огонь не горит в огне. И в последнюю минуту он увидел, как буквы Торы взлетают ввысь и только пергамент сгорает (Санэдрин 98).