880

Удержать уходящий свет

December 4, 2004 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

   "И сказал Всевышний: "Да будет свет". И был свет. И увидел Всевышний, что он хорош, и разделил Всевышний между светом и тьмой, и назвал Всевышний свет днем, а темноту назвал ночью. И был вечер, и было утро: день один" (Берешит, 1:3-5). Увидел Вс-вышний, что свет хорош, и спрятал его, и приберег на будущее для праведников, чтобы не пользовались им злодеи (Мидраш Раба).
   Через пятьдесят дней по выходе из Египта Всевышний привел евреев к подножию горы Синай и дал им Тору. Моше поднялся на гору. И когда через сорок дней он спустился – лицо его излучало свет! Первозданный свет начал раскрываться в мире. Но сыновья Израиля не смогли выдержать его, потому что они совершили преступление: не дождавшись возвращения Моше, евреи сделали золотого тельца. И изготовил его не кто иной, как брат Моше Аарон. Как такой праведник мог совершить один из тяжелейших грехов?
  Все решили, что Моше погиб и больше не вернется. Разноплеменная толпа людей, вышедших вместе с евреями из Египта, стала уговаривать их сделать идола, который сможет заменить Моше. Сын Мирьям Хур пытался предотвратить преступление, но был убит. Все обступили Аарона и требовали сделать золотого тельца. Кто, как не брат Моше, человек духа, о котором было известно, что именно он будет главой служителей Храма, может справиться с этой задачей? Почему ему не сделать некоего посредника, который будет соединять еврейский народ и Всевышнего? Аарон не отказался. Он надеялся, что сможет протянуть время, а между тем вернется Моше. Но люди, желавшие сделать идола, проявили необычайное рвение и быстро собрали необходимое золото. Аарон взял его и бросил в огонь, надеясь, что оно расплавится. Однако египетские колдуны, последовавшие за сыновьями Израиля в пустыню, сделали так, что из огня вышел золотой телец. Тогда Аарон, взяв напильник, стал подтачивать идола, сглаживая шероховатости… Моше все не возвращался. У Аарона отобрали изображение тельца и устроили празднество в его честь.
  Поведение Аарона Тора расценивает как самопожертвование, совершенное для спасения народа от тягчайшего греха. Аарон, взявшись за изготовление золотого тельца, не знал, что Всевышний оправдает его. Он рисковал своим будущим миром, понимая, что нарушает тяжелейший запрет Торы. Этот великий праведник готов был пожертвовать не только жизнью своего тела, но и жизнью души: уделом в будущем мире. Однако в этом поступке была и дурная сторона, и Аарон понес за это наказание, потеряв впоследствии двух своих сыновей. Но ради чего рисковал своей душой Аарон?
   Есть такое правило: то высокое и светлое, ради чего человек жертвует жизнью, остается в мире навсегда. Аарон пожертвовал собой, чтобы остановить уходящий свет. И крупица этого света осталась с нами навеки. Заповедь зажигания меноры в Храме, дарованная Аарону, усиливала в мире свет, который благодаря ему задержался и не оставил нас совсем.
    А когда Храм разрушен? Если даже менора не горит в Храме, есть сила, возвращающая первозданный свет в наши дома. Она родилась не сразу. Более чем через тысячу лет после греха золотого тельца дурная сторона поступка брата Моше была исправлена человеком, душа которого была связана с душой Аарона. В 142 г. до н. э. (по еврейскому летоисчислению) в небольшом городке Модиин первосвященник Матитьяу Хашмонай в ответ на требование сирийцев принести жертву идолу бросился на вооруженных солдат. И народ очнулся. И вспыхнуло восстание. Огонь свободы, не позволяющий спокойно смотреть, как еврейский народ подчиняется идолопоклонникам, горел в душе Хашмонаев. И они зажгли его в меноре, а она – вернула в еврейские души первозданный свет, освобождающий от рабства и в физическом и в духовном смысле слова.
  Он раскрывается с особой силой восемь дней в году – в те самые восемь дней, когда менора в Храме горела не силой масла, а неистощимой силой духовного мира. Этот свет не только позволяет исполнить нам заповедь Хануки, не только радует наши сердца, не только делает нас умнее, но и обязывает быть готовыми каждый день отстроить Храм и зажечь менору. А если идолопоклонники овладеют страной и Храмовой горой, встать и крикнуть, как Матитьяу: «Кто за Б-га – ко мне!».