“В месяце десятом, в десятый день месяца…”

“В месяце десятом, в десятый день месяца…”

January 8, 2006 Автор: рав Лейб Горбачевский - No Comments

<!–הַיּוֹם הַזֶּה וַיְהִי דְבַר ה' אֵלַי בַּשָּׁנָה הַתְּשִׁיעִית בַּחֹדֶשׁ הָעֲשִׂירִי בֶּעָשׂוֹר לַחֹדֶשׁ לֵאמֹר: בֶּן אָדָם כְּתָב לְךָ אֶת שֵׁם הַיּוֹם אֶת עֶצֶם הַיּוֹם הַזֶּה סָמַךְ מֶלֶךְ בָּבֶל אֶל יְרוּשָׁלִַם בְּעֶצֶם הַיּוֹם הַזֶּה:
–> И было слово Г-сподне ко мне в году девятом, в месяце десятом, в десятый (день) месяца сказано: Сын человеческий, запиши себе имя этого дня, самый день этот; приблизился царь Бавеля к Йерушалаиму в этот самый день (Йехезкель, 24:1-2).

1. 10 тевета – особый день еврейского календаря

Много разных дат в еврейском календаре. Праздничных и траурных. У Десятого тевета – отдельное место в этом списке. Это единственная дата, место которой в еврейском календаре было определено пророком по слову Всесильного: "Сын человеческий, запиши себе имя этого дня, самый день этот".

2. Исторический момент

Знаменитый вавилонский царь Навуходоносор, тот самый, про эпоху которого сказал его современник: "Во все годы его правления ни разу не было улыбки на лицах всех правителей мира", – проходит с огромным войском по Иудее, разрушает его города, сеет повсюду страх и ужас. Очень скоро он уже под стенами Йерушалаима. Иудеи обманули грозного завоевателя – опять выступили на стороне Египта, настоящей цели вавилонского царя. Египетская армия разбита в нескольких сражениях, и египтяне вытеснены из Сирии, финикийских городов. Теперь настала очередь расправиться с их союзниками – иудеями – и обеспечить здесь, в Иудее, надежный плацдарм для будущего вторжения в Египет.

Военно-политическое преимущество Вавилона над Египтом и его союзниками в Иудее (Египет впоследствии на короткое время тоже был, видимо, завоеван Навуходоносором), очевидно. Для историков. Для нас с вами. Но правящая элита Иудейского царства имела другие расчеты. Египет представлялся символом стабильности и незыблемости, он существовал уже более тысячи лет, и его влияние распространялось на большую часть региона. Вавилон быстро поднялся, подмяв под себя Ассирию и захватывая все новые и новые страны. Но против вечного Египта – кишка тонка, – так примерно рассуждали политики времен царя Цидкиягу, последнего иудейского царя.

Просчеты политиков стоят очень дорого. Но от них никто не застрахован. Ошибка царя Цидкияу и его приближенных могла бы быть понятной и простительной, если бы… Если бы у них не было того, чего мы с вами лишены уже две с половиной тысячи лет, а именно пророков. Великих пророков Израиля – Йермияу, Йехезкеля и других, которые кричали на всех площадях Йерушалаима слова Всесильного Бога Израиля: "Иудея будет разрушена! Царство, отвергшее слова Б-га, не имеет права на существование. Единственный выход теперь – это покориться Вавилону и принять все его условия". Но в том-то и был один из главных отрицательных уроков всей той эпохи, что, оказывается, пророка можно не слушать, можно не слышать.

3. Кто такой пророк и для чего необходимо пророчество?

Именно потому, что нам это явление не знакомо уже на протяжении целых исторических эпох, требуется разъяснить, что же такое пророчество.

Человек, не знакомый с понятиями еврейской культуры, как правило, представляет себе, что пророк – это некий прорицатель будущего, и недоумевает, почему это евреи считают, что пророчества в наше время нет. А как же Нострадамусы, Ванды и т.п.? Анализ русского слова "про-рок" приводит нас к тому же распространенному заблуждению. Причина такого непонимания в том, что предсказание будущего – это самое яркое, самое поражающее воображение из того, что делает пророк. Но не самое главное. Корень слова нави происходит от корня бет-алеф (с общим значением "прийти, прибыть"). Само слово нави ассоциируется с глаголом этого корня в биньяне hифильhиви леhави (значение – приносить).

Исходя из этого короткого анализа, мы уже можем сделать вывод относительно главного предназначения пророка: доносить до людей слова Б-га. То есть осуществлять связь. А связь нужна не столько для будущего, сколько для настоящего. Здесь, сегодня и сейчас. Это сам факт связи. Информация же, пророчество само по себе помогает понять, что же на самом деле происходит с нами сегодня и во что это выльется завтра.

4. Начало 24-й главы книги Йехезкеля: что здесь записано?

Как нельзя лучше иллюстрирует сущность пророчества начало 24-й главы книги Йехезкеля. Перед нами пророчество в самой его характерной форме. Правда, в отличии от подавляющего большинства пророчеств, здесь сказано не "говори", а "запиши себе". Всевышний обращается здесь не столько к современникам Йехезкеля, сколько к его потомкам, к нам. Прислушаемся к этим чеканным словам: "Сын человеческий, запиши себе имя этого дня, самый день этот; приблизился царь Бавеля к Йерушалаиму в этот самый день".

5. Почему записывать исторические даты должен пророк?

Но что же такого пророческого здесь записано? Никакого, казалось бы видения будущего: так – новости. В самом деле, если бы это царь сказал своему хронографу: "Запиши, мол, такого-то числа и т.д." – это было бы понятно. Непонятно, для чего нужен пророк, когда достаточно простого писца? И для чего банальную военно-политическую новость должен диктовать непосредственно Всевышний? Неужели без указания с неба нельзя было понять, что кольцо осады замкнулось?

6. Кто может точно определить происходящее?

Давайте, впрочем, подумаем: а кто с уверенностью может сказать, что кольцо осады замкнулось? Пресса? Так у нее, в самом лучшем случае, есть корреспонденты в десяти точках, в двадцати. Поле зрения каждого ограничено топографией местности, а она в районе Йерушалаима – пересеченней не бывает. Главнокомандующий доложил на пресс-конференции? У него, конечно, разведка, наблюдатели, но все равно, всего того, что происходит во вражеской армии, он при всем желании знать не может. В этом смысле гораздо более информативной была бы пресс-конференция главнокомандующего вавилонской армией. Вся информация о занятии стратегических пунктов и т.п. стекается к нему. Но даже сам царь Навуходоносор не может перепроверить, являются ли донесения его офицеров отражением их реальных достижений или страха перед грозным царем и желанием выслужиться.

Получается, что на сто процентов достоверной информацией не обладает никто. Кроме пророка. Однажды Хатам Софера (крупнейший еврейский галахический авторитет, живший около 200 лет назад в Венгрии) спросили, почему евреи не интересуются современной (последних двух тысяч лет) историей. "Потому", – сказал мудрец, – "что для того, чтобы понимать историю, нужно пророчество".

7. Что же сказал Йехезкель?

Но представляется мне, что не только в этом дело. Само слово самах, которое переводится как сомкнул (кольцо) обозначает плотное прилегание, обхватывание. Но не только в пространственном значении, а и во временном. Например, можно сказать: самух ле-шаа арба – близко к четырем часам. А потому – когда пророк говорит, что вавилонский царь сомкнул, то речь может идти о том, что точно так же, как в пространстве вавилоняне примыкают к Йерушалаиму, так и во времени они непосредственно близки к взятию города. И хотя осада города, как мы знаем, продолжалась более полугода, но шансов уже не осталось, по словам пророка, уже тогда, в десятый день десятого месяца. И в этом особое значение слова самах.

И тогда становится понятно, почему этот день необходимо выделить и записать: в этот день окончательно решилась судьба Йерушалаима. Понятно и то, почему читаем мы про это не в хрониках, и не в летописях, а в книге пророка. Йехезкель не описывает события – он показывает их внутреннюю сущность, причинно-следственные связи.

8. А что же в настоящем?

А в настоящем Йехезкеля его пророчество не слушали и не слышали. То, что было ясно ему, далеко не было ясно его современникам. Жители Йерушалаима были уверены в неприступности стен города. Они говорили: "Город – котел, а мы – мясо в котле" (там же, 11:3). И пусть под котлом – огонь войны, мясо от варки станет только лучше. Стенки котла и вода, которая в нем, не дадут огню уничтожить нас. А там уже либо вавилонянам надоест сидеть под стенами, либо союзники – египтяне наконец решатся выступить на нашу защиту. Ну а кроме того, как может быть разрушен город, внутри которого Дом Б-га – Храм?

Поэтому необходимо продолжение: "И скажи дому мятежному притчу, и скажешь им: так сказал Г-сподь Б-г: поставь (на огонь) котел, поставь и также налей в него воды, Cобери куски его в него, каждый кусок добрый, бедро и плечо, отборными костями наполни, Из отборного стада взятыми, и также подожги эти кости под ними (под кусками), доведи до кипения, (чтоб) также выварились кости в нем, внутри него" (там же, 24:3-5); "Прибавь дров, разожги огонь, развари мясо, и размешай варево, и пусть кости выгорят. И поставь его на уголья пустым, чтоб накалился, чтоб раскалилась медь его, чтоб расплавилась внутри него нечистота его, чтоб были истреблены отбросы его" (там же, 24:10-11).

Для того, чтобы наглядно показать евреям, сколь безоснователен их оптимизм, берет Йехезкель чан, наполняет водой, кладет в него отборные куски мяса и разжигает огонь. И до поры до времени все выглядит вполне спокойно, по-домашнему. Но дрова под котлом не кончаются, огонь горит все сильнее и сильнее. Вода выкипает, мясо обугливается:. Очевидцы этого в ужасе спрашивают пророка: что, что все это значит? Только то, что сегодня, десятого дня десятого месяца котел поставлен, огонь разожжен, и блюдо обязательно будет готово.

9. Первый шаг к пропасти – возможность падения

В еврейском календаре 10 тевета – это самая низкая точка. Если мы строим график – то именно здесь – начало падения. Понятно, почему этот день связан с переводом Торы на греческий язык. Очень помогает наглядно это представить притча про льва, которую приводят наши мудрецы: "Чему это можно уподобить? Пойманному и посаженному в клетку льву. До его поимки все его боялись, бежали от него. Теперь же пришли на него глазеть. И сказали: "Где же его сила?" Люди думают: раз льва можно разглядывать, значит, он стал слабее их".

Почему народы мира пришли воевать с Йерушалаимом? Ведь когда евреи выходили из Египта, трепетали все правители мира. А когда царь Шломо построил Храм в Йерушалаиме, со всего мира приезжали туда цари, чтобы принести там жертвы Богу неба и земли. Как теперь они осмелились выступить против Бога неба и земли? Очевидно, показалось им, что не так грозен этот еврейский Бог. Или что не такой уж Он проеврейский. Общий Он. А за евреев Он только когда они Его слушают. Сама возможность того, что неевреи могут осадить Йерушалаим, как любую другую столицу маленькой, но непокорной страны – говорит о том, что Б-жественное присутствие покинуло Храм. И он не внушает более страха другим народам.

Так же и с Торой. Народы мира подспудно понимают, что это – не просто книга. Это – Книга. Для того, чтобы хоть чуть-чуть заглянуть в нее, требуется непростая душевная работа. Как минимум требуется выучить иврит, основные понятия еврейской веры, принципы понимания текста Торы. Сама возможность того, что Тора, написанная черным огнем по белому огню, Тора, в которую смотрел Творец, создавая мир, может быть поставлена на полку александрийской библиотеки наряду с тысячами других книг – означает то, что каждый насмешник может прочитать ее и обсуждать ее в меру своей. Конечно, осада города могла бы быть снята. Конечно, можно написать Мишну и Талмуд и еще тысячи книг, до которых народы мира не доберутся, и они будут только наши. Но… Первый шаг к пропасти – это и есть возможность падения.

10. Зачем поститься нам?

Но какой смысл поститься в этот день нам? Какой смысл читать покаянные молитвы? Для чего это нужно нам? Просто циклы нашей истории повторяются. И каждый год 10 тевета мы оказываемся в точке, связанной со всеми тем, что в этот день произошло. Повторяя ошибки, сделанные в 10-е тевета прошлых лет, мы можем сделать так, что этот сегодняшний приведет нас к новому разрушению, не дай Б-г.

10 тевета закладывается основа. От правильного понимания тех проблем, которые стоят перед нами сегодня, зависит то, что будет завтра. А вот для того, чтобы у нас было это правильное понимание, приходят в мир пророки и мудрецы. Объясняют нам, что происходит и почему. Для этого-то и был нужен тот урок, который преподал нам пророк Йехезкель. Если нам удастся правильно понять сегодняшнюю ситуацию, то следующее 9 ава, с Б-жьей помощью, будет не такое, как в прошлом году. Стоит внимательно отнестись к началу.