Отделение халы от теста"От начатков теста вашего халу (кусочек теста) возносите в возношение; как возношение с гумна, так возносите ее. От начатков теста вашего отдавайте Господу возношение во всех поколениях ваших" (Бемидбар 15:20). Святость в мире проявляется кругообразно. Есть центр, в котором святость проявляется наиболее сильно, и от него расходятся круги святости по всему миру. "Свят Господь воинств, и вся земля полна славы Его". Святость человека концентрируется в избранности, которая начинается от Адама, передается Ноаху и Аврааму, и позднее – народу Израиля среди всех народов, и священникам (коаним) в среде народа Израиля. Святость места концентрируется в Эрец Исраэль, и прежде всего – в месте строения Храма. Святость пищи концентрируется в хале, которую мы отделяем от теста. Когда мы отделяем от теста часть и отдаем ее коэну, это выражает святость, которая присутствует во всем тесте, замешиваемом в еврейском доме. Поэтому хала, отделяемая от теста, называется в Торе "начатки теста вашего". Начатки – это отправная точка всего, и в ней выражается святость, заложенная в основе всего. Отделение халы наделяет еврейский дом особым духом. Приготовление пищи служит не только для утоления голода. Когда мы замешиваем тесто, часть его отделяется для когена. Разумеется, подарок должен быть послан, пока он еще свеж. Сразу по окончанию работы один из членов семьи спешит в дом коэна с подарком в руках. Благословение коэна осеняет всю семью. В хлебе, выращенном и выпеченном в Эрец Исраэль, собраны все три круга святости: святость пищи (в отделении халы), святость человека (в коэне) и святость Эрец Исраэль. Это дополняется еще одной заповедью, которую совершает женщина: зажигание субботних свечей. В этой заповеди еврейский дом осеняется еще одним видом святости: святости времени, центром которой является Суббота. Грех Адама и Хавы в саду Эден состоял прежде всего в том, что они нарушили святость, которая присутствует в приеме пищи. Они ели не из побуждений, связанных с Божественной заповедью "возделывать и хранить" райский сад, а из побуждений, продиктованных собственными прихотями. От этого греха пострадала святость человека, и в результате они были изгнаны из сада Эден – святого места.
Полагаться на ВсевышнегоВ главе Шлах рассказывается о двух диаметрально противоположных грехах: грехе разведчиков, которые отказались войти в Эрец Исраэль, несмотря на приказ Всевышнего, и грехе "дерзновенных", которые настаивали на том, чтобы войти в Святую Землю, хотя Всевышний приказал не делать этого. На первый взгляд, "дерзновенные" были правы. Они стремились создать "противовес" греху разведчиков. Если разведчики отвергли Святую Землю и боялись воевать за нее даже тогда, когда им была обещана помощь Всевышнего, то "дерзновенные" хотели самоотверженно войти в Эрец Исраэль собственными силами, без благословения Небес. Они наивно полагали, что наказание, о котором сообщил Всевышний Моше – что поколение пустыни не удостоится войти в Эрец Исраэль – это не более чем угроза, призванная разбудить в сердцах любовь и самоотверженность по отношению к Святой Земле, и что их акт самоотверженности отменит суровый приговор. В чем же состоял грех "дерзновенных"? Очень глубокий ответ на этот вопрос дает автор книги "Ор а-Хаим" в комментарии на недельную главу Дварим. Грех разведчиков проистекал не из того, что они оклеветали Святую Землю и боялись воевать за нее. Истоки их греха кроются в том, что они подвергли сомнению слова Всевышнего. Если Всевышний приказал войти в Эрец Исраэль и пообещал Свое благословение, то не должно было оставаться больше места никаким рассуждениям о том, хороша ли или плоха Земля Израиля, стоит ли воевать за нее или лучше вернуться в Египет. "Дерзновенные" хотели показать, что они преданы Земле Израиля и готовы воевать за нее. Но они не поняли самого главного. Готовность исполнить желание Всевышнего и положиться на Него – в этом истинный "противовес" греху, который совершили разведчики. Этой готовности недоставало ни тем, ни другим. Для того чтобы жить в Эрец Исраэль, недостаточно только любви и самоотверженности. Необходимо еще одно качество: чтобы все наши действия были направлены на выполнение желания Всевышнего. "Положимся на спасение Твое, и именем Всевышнего заручимся", и тогда "исполнит Всевышний все твои желания".
Сменить народ? Еврейский народ переживает глубокий кризис. Завоевание Земли Израиля было так близко, народ готовился к жизни в Святой Земле, и вдруг выясняется, что народ отверг Святую Землю и не верит, что он способен ее завоевать. И тогда Моше Рабейну получает от Всевышнего заманчивое предложение: поскольку народ возроптал и не верит больше во Всевышнего, который чудом вывел его из Египта, "поражу его мором и истреблю его, и произведу от тебя народ многочисленнее и сильнее его" (Бемидбар 14:12). На первый взгляд, очень простое и логичное решение: народ, отказавшийся от своего назначения, будет истреблен, и на его месте возникнет новый народ, который будет преданно любить свою землю и войдет в нее бесстрашно и самоотверженно. Моше Рабейну, пастырь Израиля, в корне отвергает это предложение. Народ Израиля, даже если он грешит, все равно остается народом Всевышнего, хочет он того или нет. Невозможно переписать историю. Ведь это тот самый народ, который Всевышний вывел из Египта. Хотя и тогда народ не был достоин избавления, но Всевышний избрал его несмотря на это, вывел его из Египта и дал ему Тору. Этот исторический факт невозможно отрицать. Невозможно вернуть все назад. Весь мир уже знает – это народ Всевышнего! Тот, кто причинит зло народу, носящему имя Всевышнего, вступит в поединок с Ним Самим. Поэтому нет другого выхода, кроме как пойти по более трудному пути. И хотя завоевание Земли Израиля будет надолго отложено, и хотя поколение, принявшее участие в грехе разведчиков, не удостоится увидеть Землю Обетованную, но весь народ войдет в нее, когда придет время, и ни один еврей не останется в пустыне. Моше, который весь проникнут духом ответственности за свою паству, подписывет тем самым и свой собственный приговор. "И на меня рассердился Всевышний из-за вас, говоря: и ты не войдешь туда". Если бы он принял предложение Всевышнего, возможно, он бы удостоился войти в Эрец Исраэль во главе нового народа. Но Моше знает, что когда корабль тонет, капитан спасается последним. И действительно, Моше – последний, кто умер в пустыне. Из всего этого поколения только Йеошуа бин Нун и Калев бен Йефунэ удостаиваются войти в Обетованную Землю. Следующее поколение входит в Эрец Исраэль под предводительством тех, кто не побоялись сказать "Земля эта очень, очень хороша", даже под угрозой того, что их забросают камнями. Сыновья поколения пустыни удостоились войти в Святую Землю вместе с теми, кто заявил во всеуслышание: "Непременно взойдем и завладеем ею, потому что мы можем одолеть ее" (Бемидбар 13:30). Йеошуа и КалевДва человека не поддались панике, охватившей разведчиков. Их двое, и каждый из них пошел по пути, отличному от пути товарища. О Иегошуа говорится уже в начале главы Шлах: "И назвал Моше Ошеа, сына Нуна, Йеошуа" (Бемидбар 13:16). О Калеве же нам ничего не известно. Только Мудрецы открывают нам, что в словах "и дошел до Хеврона" (13:22) подразумевается Калев, который пошел помолиться на могилы Праотцов, находящиеся в Хевроне. Это был именно Калев, а не Йеошуа. Когда разведчики говорят слова клеветы на Землю Израиля, Йеошуа молчит. Только Калев в опровержение слов разведчиков говорит: "Непременно взойдем и завладеем ею, потому что мы можем одолеть ее". Но далее именно Йеошуа первым разрывает на себе одежды: "А Йеошуа, сын Нуна, и Калев, сын Йефунэ, из обозревавших землю, разорвали одежды свои" (14:6). Когда они получают награду – быть единственными из всего поколения, кто войдет в Землю Обетованную, – Тора всегда говорит первым о Калеве, а потом о Йеошуа. Только Калев удостаивается того, что Всевышний говорит о нем такими словами: "Раба же Моего, Калева, за то, что в нем был дух иной и вполне он предан был Мне…" (14:24). Как они отличаются друг от друга, Йеошуа и Калев! Йеошуа присоединяется к разведчикам не потому, что он сам считает это нужным, а потому, что он верный слуга Моше. Он с самого начала выделяется среди разведчиков. Опасность, которой противостоял Йеошуа, заключалась в том, что разведчики захотят открыто надавить на него. Калев же, в отличие от него – личность сам по себе. С самого начала он не знал, что его ожидает. Разведчики считали, что он – такой же, как они. Свое мнение он составил сам, и пошел молиться на могилы Праотцов, чтобы они укрепили его. Только он, который был такой же, как все другие разведчики, мог заставить народ замолчать. Это и есть тот самый "дух иной", которым обладал Калев. Йеошуа – совсем другой человек. Он – посланец Моше. Он не ищет, кто мог бы его укрепить – его поддерживает Моше. Поэтому Всевышний говорит Моше о Йеошуа: "Йеошуа, сын Нуна, что стоит пред тобой – он войдет туда, его укрепи". Есть два пути противостоять разведчикам. Калев прокладывает свой путь сам, как представитель народа. Иегошуа же действует от имени Моше и черпает у него поддержку. Исправление греха разведчиковВ наши дни, когда заповедь заселения Эрец Исраэль требует столько самопожертвования, стоит ознакомиться со словами Виленского Гаона, приведенными в книге "Коль а-Тор": "Грех разведчиков, во времена Моше в пустыне, является одним из самых великих грехов, совершенных всем народом. Он лежит на всех поколениях еврейского народа до сегодняшнего дня. Наши Мудрецы говорят, что из-за греха разведчиков многие поколения еврейского народа оплакивают разрушение Храма, разрушение Иерусалима и опустошение Эрец Исраэль. Евреи всех поколений страдают от горечи изгнания в значительной степени из-за греха разведчиков. Главное наказание было наложено непосредственно на поколение пустыни, как сказано в Торе; но оставшаяся часть наказания разделена на равные части и наложена на все поколения. Значительным исправлением греха разведчиков может стать строительство Иерусалима и собирание евреев из рассеяния – по известному правилу, что "Всевышний создал одно против другого", то есть мера за меру, и в плохом, и в хорошем смысле. Необходимо исправить то, что испорчено… Мы погрязли в грехах, и многие из нас совершают грех, о котором говорит Тора: "И отвергли землю милую"… Они не знают и не ведают, что повторяют грех разведчиков, и подобно им, увязли во всяких ложных опасениях и выдуманных отговорках…". Кто уподобится в последних поколениях великому Виленскому Гаону, который пламенно призывал своих учеников подняться в Святую Землю и собрать евреев из стран рассеяния, чтобы приблизить Избавление! Мы должны знать, что все трудности и страдания, которые мы испытываем, и все усилия, которые мы прилагаем – это неотъемлемая часть исправления великого греха – "и отвергли землю милую". Путь к исправлению греха разведчиков заложен в словах Калева: "Непременно взойдем и завладеем ею, потому, что мы можем одолеть ее". Перевела с иврита и подготовила к печати Хана Ар-Шалом