669

Недельная глава Мецора: Может ли человек быть прозрачным для света?

April 24, 2004 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

 Всякий, кто соприкасался со следами испорченности, разбросанными в мире после греха первого человека, должен был пройти процесс очищения, прежде чем ему будет позволено войти в Храм — в то единственное место, где к душе человека приближается, оставаясь все же скрытым, бесконечный, первозданный, невидимый и неощутимый свет, не признающий никакой испорченности (Тааор — ритуально чистый, второе значение слова — прозрачный. Быть чистым —быть прозрачным)

Смерть как явление возникла в результате греха Адама. Прикосновение к телу мертвого придает статус ритуальной нечистоты на семь дней и требует особой процедуры очищения.

Один из основных источников ритуальной нечистоты —женщина в дни ее обычного цикла — «нида» (отдаленная от мужа). Ее состояние в эти дни свидетельствует о потере потенциала, позволяющего привести в мир новую жизнь: ребенок, который должен был бы родиться, не родился. Только после того, как ее организм восстанавливается и она погружается в воды миквы, к ней возвращается ее статус ритуальной чистоты, и ей разрешено восстановить свои отношения с мужем. Такое состояние женщины появилось только после совершения первого греха.

В нашей главе приводится закон, который на первый взгляд противоречит утверждению, что ритуальная нечистота связана с грехом первого человека: «Если женщина зачнет и родит мальчика, то она нечиста будет семь дней, как в дни нида ее по обычной болезненности ее будет она нечиста. А в день восьмой пусть обрежут крайнюю плоть его» (Ваикра, 12:2-3).

Но почему же женщина должна быть нечиста после родов? Что может быть прекраснее рождения ребенка, светлее и чище появления на свет новой жизни? Рождение — противоположность смерти и никак не связано с последствиями греха Адама!

Однако до греха в саду Эден дети рождались полноценными людьми: и тело и умственные их способности был и развиты, как у взрослых. (Это справедливо только для Каина и Эвеля, родившихся в шестой день творения.) Хава после своего преступления была наказана еще и тем, что ей нужно воспитывать детей, начиная с возраста, когда ребенок ничего не может понять или сделать. Поэтому при каждом рождении не реализуется потенциал матери полностью, что и становится причиной ее ритуальной нечистоты.

В главе Мецора описывается еще один источник ритуальной нечистоты — кожное заболевание, называемое «цараат», единственной причиной возникновения которого является неверное восприятие мира и неверное использование силы речи, дарованной человеку. Оно не может быть излечено ничем, кроме раскаяния. Есть ли связь с грехом первого человека? Вне всякого сомнения: Адам был наказан только после того, как он отказался раскаяться и взвалил всю ответственность на Всевышнего: «И сказал Адам: жена, которую Ты дал мне, она дала мне от дерева, и я ел…»(Берешит, 3:12). Такое отношение к своему поступку — тоже грех. Соприкосновение с тем, кто злословит и был наказан цараат, делает ритуально нечистым.