«И было, на восьмой день призвал Моше, Аарона, и сынов его, и старейшин Израиля. И сказал Аарону: «Возьми себе быка молодого для грехоочистительной жертвы и барана для всесожжения без порока…» (Ваикра, 9:1). Служение в Храме начинается с принесения жертвы за грех золотого тельца, невольным изготовителем которого явился сам Аарон. Именно поэтому молодой бык — это первая жертва, принесенная в Мишкане. Никто не зажигал огонь на жертвеннике. Все ждали знака Всевышнего, который подтвердил бы, что жертвы за грех приняты, что прошлый период еврейской истории закончился, и перед людьми раскрывается новый мир — мир совершенства, в котором нет греха, и ничто не закрывает Присутствия Всевышнего. Этот момент сравним с моментом дарования Торы у горы Синай, когда народ, освободившийся из плена, Всевышний нес, как орел на крыльях, оберегая не только от стрел врагов, но и от греха. Когда были прощены все неправильные поступки, совершенные до дарования Торы, как жениху и невесте прощаются все грехи перед хупой (ибо душа должна говорить с душой, и даже тень греха не должна препятствовать этому диалогу). «И зарезал Аарон быка и барана в жертву шламим мирную жертву, которая от народа… И вошли Моше и Аарон в шатер откровения, и вышли, и благословили народ. И явилась Слава Б-га всему народу, и вышел огонь от Б-га, и сжег на жертвеннике жертвы всесожжения…» (Ваикра, 9:18,23-24). Вновь достигнут идеал — явное раскрытие Б-жественного Присутствия в мире. «И увидел весь народ, и возликовал, и пал на лицо свое…» (Ваикра, 9:24). Люди не бросились бежать, как у горы Синай, когда они услышали Голос Всевышнего, произносящий Десять Заповедей, — теперь раскрытие Присутствия наполнило их радостью, а не страхом. Так бывает всегда, когда раскрытие Присутствия Всевышнего — результат духовной работы человека, воплощающей его искреннее желание, в отличие от тех моментов, когда Всевышний Сам, по Своей воле, снимает завесу, отделяющую Его свет от человека.
Но это величайшее событие всегда является и моментом испытания: сможет ли человек воспринять его? Не ошибется ли он?
«И взяли сыны Аарона, Надав и Авиу, каждый свой совок, и положили в них огонь, и возложили на него курений, и принесли пред Б-гом огонь чужой, какого Он не велел им. И вышел огонь от Б-га, и сжег их, и умерли они перед Б-гом» (Ваикра, 10:1-2). Две тонкие нити огня, вышедшего из Святая Святых, вошли в ноздри Надава и Авиу и сожгли их изнутри, оставив тело и одежду в целости. Наказание по принципу «мера за меру». Что же сделали они?
Надав и Авиу поступили в полном соответствии с законом, сделали то, чему их учил Моше на протяжении семи дней посвящения. И совершили преступление! Надав и Авиу, как это было положено, разожгли огонь на жертвеннике, в стороне от основного костра, на котором сжигались жертвы, взяли раскаленные угли, чтобы войти в Храм и принести, как положено, воскурение. Но в тот день, когда упал огонь с Небес, нельзя было поступать «как всегда». Если бы они спросили у Моше, он бы сказал им: «Возьмите уголь из основного костра, который загорелся от огня, упавшего с Небес». В первый день обновления Храма нельзя было разжечь на жертвеннике костер от огня, зажженного рукой человека, и пренебречь уже горевшим на нем огнем, упавшим с Небес. Огонь, разведенный Надавом и Авиу, приравнивается к огню идолопоклонников, которые не верят во всемогущество Творца и считают, что силы, которыми располагает человек, не подчинены Ему и не нуждаются в Его благословении.
Но Надав и Авиу считаются величайшими праведниками. За ошибки в столь тонких вещах Всевышний наказывает лишь праведных людей, чье сердце переполнено желанием служить Ему. Приближение к Б-гу требует напряжения всех сил — незначительная оплошность перед лицом Царя приравнивается к грубому нарушению законa.