rav eliyahu

Наше поколение осиротело

No Comments
  В ночь с 7 на 8 июня более ста тысяч евреев, относящихся к самым различным слоям и группам израильского и мирового еврейства, проводили в последний путь бывшего верховного раввина Израиля рава Мордехая Элияѓу, благословенна память праведника. Наверное, улицы иерусалимского района Кирьят-Моше никогда не вмещали такого количества людей. Все оплакивали великого раввина, который в течение многих десятков лет был духовным вождем поколения и теперь «был призван в Высшую йешиву» после двух лет неимоверных страданий. До начала официальной похоронной церемонии в синагоге рава Мордехая Элияѓу, расположенной в Кирьят-Моше, собрались сотни его учеников, чтобы прочитать Теѓилим и Мишнаёт за упокой души учителя. Внук рава Элияѓу взошел на возвышение в центре синагоги и произнес взволнованную речь о своем великом деде: «Ты помнишь, как держал в руках этрог и говорил маме: полюбуйся, какой великолепный этрог! С великой любовью к заповедям Всевышнего, благословен Он, ты брал в руки лулав, будто нес редкостное сокровище. В Песах с такой же любовью ты брал в руки мацу. Дедушка, кто теперь будет любить заповеди, как любил их ты? Дедушка, кто теперь научит нас жить жизнью Торы, радоваться любой заповеди, любому ѓалахическому закону, любому устрожению? Дедушка, ты не видел вокруг ничего, кроме святой Ѓалахи. «Я помню всех этих людей, которых никто и знать не хотел, а ты с любовью раскрывал перед ними дверь своего дома. Я спросил тебя: дедушка, зачем? И ты ответил: они – дети Всевышнего. Ты весь – доброта, любовь, святость. Ты весь – великое чудо. Два года я жил в твоем доме и никогда не видел, чтобы ты гневался. Как и мы сможем быть такими? Но я знаю, что ты не требуешь этого от нас. Ты видишь только хорошее в каждом еврее. ...
Читать далее...
Недельная глава Матот-Масэй. Законы природы

Недельная глава Матот-Масэй. Законы природы

No Comments
 «И говорил Б-г Моше (когда сыновья Израиля стояли лагерем) в степях Моава, возле (реки) Ярдэн, напротив (города) Йерихо… «Обратись к сыновьям Израиля и скажи им: «Вы переходите через Ярдэн в землю Кнаан. И изгоните всех жителей земли от вас. И разрушьте все полы их каменные (на которых они распростираются перед своими идолами), и все статуи литые (идолов) истребите, и все их (капища) на высотах уничтожьте. И унаследуйте землю, и живите на ней, ибо вам отдал Я землю эту, чтобы овладеть ею… А если вы не прогоните жителей земли от лица своего, то будет так: те из них, кого вы оставите, будут колючками в глазах ваших и шипами на дорогах ваших. И будут теснить вас на земле, на которой вы живете. И будет, как Я полагал сделать с ними, сделаю с вами» (Бемидбар, 33:50-56). Эти слова были произнесены незадолго до смерти Моше, а через месяц после того, как он ушел в свой последний путь, чтобы подняться на гору Нево и остаться там, сыновья Израиля, возглавляемые Йегошуа, перешли через Ярдэн. Часть воды встала стеной с одной стороны, а часть – утекла вниз, обнажив дно, – и сыновья Израиля начали движение в землю Кнаан. А Йеошуа, стоя спиной к стене воды и лицом к народу, говорил, обращаясь к людям, проходившим мимо него по дну реки, об обязанности изгнать всех жителей земли. И напоминал: «Если вы не примете на себя обязанность исполнить эту заповедь, воды реки обрушатся на вас и поглотят вас» (Сота, 34а). Племена Кнаана должны были либо покинуть эту землю, либо принять на себя обязанность исполнять семь законов, установленных Торой для всех сыновей Ноаха: запрет идолопоклонства, запрет осквернения имени Б-га, запрет воровства, запрет прелюбодейства, запрет употребления в пищу мяса, отрезанного от живого животного, запрет убийства, обязанность установить справедливый суд. Кроме того, жители земли, пожелавшие остаться, должны были дать обязательство участвовать (так же, как сыновья Израиля) в строительных работах, которые будут производиться по распоряжению царя, и не предпринимать никаких попыток установить собственную власть даже в рамках «автономии» (Рамбам, Мишне Тора, Гилхот мелахим, 6:1). А всякий, кто поверит всем сердцем в единого Б-га и согласится соблюдать заповеди Торы, мог стать полноправным членом общества, независимо от его происхождения. Для этого нужно было пройти обрезание и окунуться в воды миквы. Есть люди, которые утверждают, что закон, обязывающий изгнать чужие народы из нашей земли, относится только к кнаанским племенам, а  для современного мира он неверен. И потому не следует никого изгонять, а гораздо правильнее научиться мирно существовать с теми, кто здесь уже живет.* ...
Читать далее...
Недельная глава Пинхас. Как оценить поступок Пинхаса?

Недельная глава Пинхас. Как оценить поступок Пинхаса?

No Comments
   "И жил Израиль в Шитим, и начал народ блудодействовать с дочерьми Моава. И приглашали они народ к жертвам своих божеств...” (Бемидбар, 25:1). “И вот некто из сынов Израиля привел и подвел к братьям своим мидьянитянку перед глазами Моше и перед глазами сынов Израиля...” Этот «некто» был Зимри, князь колена Шимона. И поскольку руководители народа и судьи не знали, что делать, он воспользовался их растерянностью и решил сделать то, о чем до сих пор никто даже не помышлял  поселить женщину из чужого народа в своем шатре. “И увидел это Пинхас, сын Элазара, сына Аарона священника, и встал он из среды общины, и взял копье в руку свою. И вошел вслед за израильтянином в нишу, и пронзил обоих их... И прекратился мор среди сынов Израиля, и умерло от мора 24 тысячи” “ И Б-г сказал Моше, говоря: “Пинхас, сын Элазара, сына Аарона священника, отвратил гнев Мой от сынов Израиля, вступившись за Меня среди них, и не истребил Я сынов Израиля в ревности Моей. Поэтому скажи: “Вот даю Я ему Мой завет мира. И будет он ему и потомству его после него заветом священства вечного за то, что он вступился за Всесильного своего и искупил сынов Израиля” (Бемидбар, 10:14). Пинхас, войдя в шатер Зимри, пронзил его в тот момент, когда тот был занят развратом. Он вынес на копье обоих Зимри, князя Израиля, и развратную мидьянитянку Казби. Вс-вышний сделал для него чудеса: вход в шатер приподнялся, и он вышел и вынес проткнутых копьем развратников не сгибаясь; тела держались на копье; копье не сломалось; железный наконечник копья удлинился и пронзил их обоих так, что всем было видно, чем они были заняты; кровь не стекала на него; те из колена Шимона, кто хотел напасть на Пинхаса и убить его, упали замертво. ...
Читать далее...
shmuel banne.v budushem godu v ierusalimt-1

Непрерывность еврейского заселения и созидания в Земле Израиля во все поколения со времен разрушения Второго Храма

No Comments
  В диспутах между еврейской и арабской молодежью, транслируемых по израильскому телевидению, нередко ощущается слабость аргументов еврейской стороны в споре об историческом и национальном праве нашего народа на Землю Израиля. Одна из причин этому – недостаток знаний истории еврейского народа, и особенно знаний о непрерывности еврейского заселения Земли Израиля во все поколения, даже после утраты нашим народом политической независимости. Расхожий термин – «две тысячи лет изгнания» – часто заслоняет от нас этот исторический факт первостепенной важности: что связь нашего народа с уделом отцов никогда не прерывалась, как не прерывалось и его духовное созидание в этой земле. Беспристрастное исследование свидетельствует о том, что «вклад, который внес в древности еврейский гений в Земле Израиля в мировую культуру, может сравниться с вкладом Греции и Рима… тогда как на протяжении двенадцати веков, со времен арабского захвата, Земля Израиля сошла с исторической сцены… и не внесла практически никакого вклада в мировую философию, науку и искусство» (из отчета Британской королевской комиссии от 1937 года – так называемой «комиссии Пиля»[1]). В этом сочинении вкратце приводятся основные исторические факты, которые доказывают, что завоеватели, в разные периоды правящие в Земле Израиля, не смогли отлучить еврейский народ от его родины или даже подорвать его уверенность в своем праве на нее. Отсюда следует, что, по словам Бенциона Динура[2], «все рассуждения об “историческом праве” арабов на Землю Израиля ни на чем не основаны»; а если среди нас и встречаются неуверенные в собственной правоте люди, которые подхватывают подобные рассуждения, то это происходит лишь «от незнания и непонимания истории еврейского заселения Земли Израиля…» ...
Читать далее...
nakanune otkritiya_2010-1

Синагога Хурва восстала из руин

No Comments
После многократных разрушений и восстановлений, пролежав в руинах последние шесть десятилетий, синагога Хурва (что на иврите означает «руина»), расположенная в Еврейском квартале старого Иерусалима, восстала из руин. Голос Торы и молитвы вновь зазвучит в этих древних стенах, которые слышали голоса рава Кука, рава Ѓерцога и многих других знаменитых лидеров и общественных деятелей. Благодаря проекту, бюджет которого оценивается в десятки миллионов, после многих лет работы и сотрудничества между различными инстанциями, муниципальными и правительственными, великолепный купол синагоги Хурва вновь возвышается над домами Еврейского квартала, волнуя сердца не только потомков тех, кто когда-то молился в ней, но и тель-авивских архитекторов, принявших участие в проекте.    Солнечный день. Прохожие в Еврейском квартале задирают головы и смотрят, что происходит там, на двадцатипятиметровой высоте. А там идет сложный процесс разборки одного подъемного крана другим, и грохот стоит несусветный. Этот будний день стал для многих праздником. Директор Компании по развитию Еврейского квартала, Нисим Арази, главный инициатор проекта реконструкции синагоги Хурва, взволнован. Несколько лет назад разборка кранов и перенесение их в Старый город, где по узким улочкам зачастую не может проехать даже обычная машина, были знаком того, что восстановительные работы начались. Нынешняя разборка кранов означает, что работы подошли к концу. Если Арази, человек религиозный, был очарован синагогой Хурва еще до начала реконструкции, то с другими участниками проекта это произошло в ходе работ. «Каждый, кто участвовал в проекте, заразился этим вирусом, – рассказывает Гура Бергер, прессекретарь Компании по развитию Еврейского квартала, – ведь здесь представлена вся история еврейского народа, от Первого Храма до наших дней». Она приводит в пример архитектора из Тель-Авива, человека, крайне далекого от религии. Инициаторы проекта прибегли к его помощи, поскольку он обладает уникальными профессиональными знаниями. ...
Читать далее...
Расписание молитв в Галицкой синагоге “Бейт Яаков” в Шабат, 7 Тамуза   5770 г. (18–19 июня  2010 г.).  Недельная глава “Хукат”

Расписание молитв в Галицкой синагоге “Бейт Яаков” в Шабат, 7 Тамуза 5770 г. (18–19 июня 2010 г.). Недельная глава “Хукат”

No Comments
  СУББОТА Глава «Хукат» 7 Тамуза 5770 года ...
Читать далее...
stone_lifting-2

Недельная глава Корах. Обвинение

No Comments
 Бунт Кораха против Моше и Аарона вспыхнул сразу же после того, как разведчики испугали людей своими рассказами о великанах и высоких крепостях и сыновья Израиля отказались исполнить то, ради чего Всевышний вывел их из Египта: выступить войной против идолопоклонников, заселивших землю Кнаан, и овладеть ею. Все поколение было обречено на сорок лет блуждания в пустыне. И только тем, кому было меньше двадцати, было обещано, что они смогут войти в землю, отданную Б-гом праотцам, и завоевать ее. Вместо того, чтобы раскаяться, большая часть народа переложила ответственность на Моше: мол, обещал привести в землю, текущую молоком и медом, а оказалось, что у него нет на это сил, и все, кто пошел за ним, обрекли себя на гибель в пустыне. Какой смысл был оставлять привычную жизнь в Египте? Выразителями этих настроений стали Датан и Авирам: «И послал Моше позвать Датана и Авирама, сыновей Элиава, а те сказали: «Не придем. Мало того, что он увел нас из земли, текущей молоком и медом (Египта), чтобы мы умерли в пустыне, так он еще и захватил власть над нами и собирается править. Разве привел он нас в землю, текущую молоком и медом, и дал нам наделы – поля и виноградники – разве глаза людей выколешь ты? Не пойдем» (Бемидбар 16, 12 -14). Не для всех, видимо, Египет был домом рабства. Были и такие, которые неплохо устроились и занимали высокие должности. Их с трудом можно было отличить от Египтян. Зачем они пошли за Моше? Чудеса, сделанные Моше, произвели на них впечатление, и они решили, что, присоединившись к нему, они удостоятся лучшей жизни, чем в Египте, который после обрушившихся на него казней придет в упадок. Надеясь получить все даром, они не были готовы ни к трудностям, ни к самоотверженной борьбе за Землю. Поэтому они не захотели возложить ответственность за постигшую весь народ беду ни на самих себя, ни на сыновей Израиля, проявивших слабость веры в Б-га, испугавшихся великанов и высоких крепостей и отказавшихся вступить в войну с племенами Кнаана, а обвинили Моше в том, что он не сотворил чудеса, как он, якобы, обещал, не поразил семь народов и не обратил их в бегство, чтобы их владения и имущество разделить между сыновьями Израиля. Моше, любивший святую землю и стремившийся в нее всей душой, Моше, который был готов возглавить завоевание Кнаана и идти перед всем войском, – он оказался с точки зрения Датана и Авирама виновен в неудаче, постигшей народ.   Позиция Датана и Авирама напоминает позицию части еврейского религиозного мира: часть евреев уверены, что возвращение на родину должно произойти чудом и, отказываясь принимать участие в процессах, происходящих в стране, отказываясь от службы в армии, не признавая, что труд, направленный на преобразование Земли, является Божественным повелением и важнейшим делом, – фактически отказываются от борьбы за Израиль. Эта часть еврейского народа заняла такую позицию еще сто двадцать лет назад, когда только начиналось движение за возвращение на родину. Для подобных людей нет большой разницы, где жить – лишь бы была материальная база, позволяющая обеспечить «духовный рост». И они открыто заявляют об этом. Некоторые из них считают Америку благословенной землей, а Нью-Йорк – городом, обладающим не меньшей святостью, чем Йерушалаим, а некоторые доходят даже до того, что утверждают, будто в наше время запрещено жить на Святой Земле. При этом они направляют обвиняющий перст в сторону религиозных людей, которые борются за завоевание и освоение святой земли, отдавая на это все свои силы и рискуя жизнью. «Смотрите – говорят они – у вас ничего не получается. Все ваши достижения недолговечны: вы строите дома, а их разрушают. Вас выбросили из сектора Газы, разрушив созданные вами цветущие поселения, разорив и унизив тысячи тружеников и воинов, преданных делу освоения Земли, и точно так же выбросят вас из Иудеи и Самарии. И это хорошо и правильно. В ваших домах следует поселить арабов потому, что не пришло еще время овладеть землей Израиля. Вы боретесь за возведение Храма, а политики делят Йерушалаим, отдавая часть города арабам. Вы служите в армии, но она остается далекой от идеала, а вас не пускают на командные посты, и вы только обслуживаете чужие интересы». При этом люди, направляющие обвиняющий перст на тех, кто стремится сделать Израиль сильным не только в экономическом и военном отношении, но и в духовном, забывают о том, что они, обвинители, сами являются частью народа, на который возложена задача завоевания и преобразования Святой Земли. Но они утверждают, что спасение народа Израиля произойдет чудом, а до тех пор, пока этого не случилось, можно жить в странах изгнания, текущих молоком и медом, или в еврейском государстве, если можно воспользоваться его материальными благами в виде отчислений налогоплательщиков на осуществление «духовного роста», и воспользоваться спокойствием в стране, который обеспечивает сильная современная армия. И до тех пор, пока значительная часть народа будет оставаться в стороне от борьбы за святую землю и созидательного процесса, направленного на ее преобразование, трудно добиться решающих успехов, которые могли бы превратить Израиль в страну, способную преобразовать весь мир. А все обвинения, прежде всего, следует обратить таким людям в свой адрес. Возникшая ситуация напоминает ситуацию, когда два человека должны поднять тяжелый камень, но один из них считает, что излишнее напряжение повредит ему, и отказывается принять участие в этом деле. Его товарищ, понимая важность стоящей перед ними задачи, пытается справиться с ней в одиночку, а тот, кто оставил его, стоит с ним рядом и приговаривает: «Я же тебе говорил, не надо было браться за это дело. Вот видишь, у тебя ничего не получается, оставь напрасные усилия и подождем, пока все сделается само собой». Но тот, кто прикладывает усилия, обязательно добьется успеха, так как ношу, которую он собирается взвалить на себя, поддержит Б-г Всесильный, и поможет отнести ее на нужное место. А там, кто знает, – может быть, этот камень окажется первым в фундаменте Третьего Храма. ...
Читать далее...
Недельная глава Шлах. “Кузнечики”

Недельная глава Шлах. “Кузнечики”

No Comments
Через год после исхода сыновья Израиля подошли к границе Святой земли, и Моше обратился к народу со словами: «Смотри, положил Б-г Вс-сильный твой перед тобой землю эту. Иди и овладей ею, как сказал тебе Б-г Вс-сильный отцов твоих. Не пугайся и не страшись» (Дварим, 1:21). Но сыновья Израиля перед тем, как выступить на ее завоевание, попросили Моше отправить разведчиков, которые узнают «дорогу, по которой нам следует подниматься, и города, куда мы придем» (Дварим, 1:22). Моше отобрал двенадцать праведных людей, каждый из которых занимал высокое положение в своем колене, и отправил их на разведку. Но десять из них, увидев сильные народы и укрепленные города, испугались. И только двое, Йеошуа и Калев, поверили в то, что Б-г отдаст сыновьям Израиля эту землю, несмотря на то, что племена, проживающие в ней, представляются непобедимыми. Десять из двенадцати разведчиков, вернувшись в стан, напугали весь народ рассказами о том, что они увидели «землю, пожирающую живущих на ней», что там живут великаны, а стены крепостей достигают небес. И только Калев и Йеошуа пытались успокоить людей. Но их чуть не закидали камнями. За отказ выступить на завоевание земли все сыновья Израиля были наказаны сорока годами блуждания по пустыне. Один из аргументов, который привели разведчики, убеждая сыновей Израиля отказаться от войны за землю, заключался в следующем: «И все люди, которых мы видели в ней (в земле этой), – люди очень большие. И там мы видели исполинов, детей великанов… И были мы в наших глазах как кузнечики. И так же мы выглядели в их глазах» (Бемидбар, 14:32-33). Грех разведчиков оставил след в душах всех поколений, и до сих пор не удалось уничтожить его последствия. Для того, чтобы исправить грех разведчиков надо перестать смотреть на себя как на кузнечиков, а почувствовать свою силу. И не надо говорить, что мы в глазах своих недругов похожи на мелких насекомых. Еще со времен расступившегося моря, пропустившего сыновей Израиля и поглотившего египетские колесницы, все наши недруги дрожат перед нами. И в песне, котурую произнес народ на берегу моря Суф, говорится: «Задрожали тогда князья Эдома, богатырей Моава охватила дрожь, растаяло сердце всех жителей Кнаана» (Шмот, 15:15). И свидетельствовала жительница земли Кнаан того времени: «Знаю я, что отдал вам Б-г эту землю, ибо напал на нас страх перед вами, и растаяло сердце всех жителей земли перед вами. Ибо слышали мы, что осушил Б-г воды моря Суф перед вами, когда вы вышли из Египта…» (Йеошуа). ...
Читать далее...
Расписание молитв в Галицкой синагоге “Бейт Яаков” в Шабат, 16 Сивана  5770 г. (28–29 мая  2010 г.).  Недельная глава “Бєhаалотха”

Расписание молитв в Галицкой синагоге “Бейт Яаков” в Шабат, 16 Сивана 5770 г. (28–29 мая 2010 г.). Недельная глава “Бєhаалотха”

No Comments
  Пятница, 28 мая 10 г. (Шкия 20:55, Выход звезд 21.38) Зажигание  Субботних свечей - до 20.40 ...
Читать далее...
Недельная глава Бэhaaлотха. Свет души нашей

Недельная глава Бэhaaлотха. Свет души нашей

No Comments
  "И Б-г сказал Моше, говоря: "Скажи Аарону и говори ему так: "Когда ты будешь зажигать лампады, то на лицевую сторону светильника (меноры) пусть светят эти семь лампад". И сделал так Аарон: к лицевой стороне светильника зажег он лампады его, как Б-г повелел Моше" (Бемидбар, 8:1-3). Менора стояла в первом помещении Мишкана, которое называли «Святым» (в отличие от «Святая Святых», где располагался ковчег завета). Она была расположена у южной стены, рядом с завесой, отделявшей Святая Святых. Напротив нее стоял стол для двенадцати хлебов, а между ними – золотой жертвенник для принесения воскурений. Менора – символ еврейской души. Она горела, освещая весь мир, и с ее лучами соединялся свет бесконечности. Когда ее зажигали в Храме, она очищала души, давая сыновьям Израиля силы постигать духовный мир, и даже раскрывала силы пророчества у тех, кто стремился получить этот дар. С менорой было связано постоянное чудо: ее горение продолжалось дольше, чем могло обеспечить то масло, которое наливали в лампады. Когда халдеи в 422 г. до н.э. разрушили Храм и угнали жителей Иудеи в плен, сыновья Израиля лишились очищающей силы. И это привело к тому, что люди утратили стремление к Б-гу и пустили корни в чужой земле. Даже когда появилась возможность вернуться и восстановить Храм, только сорок две тысячи откликнулись на призыв Б-га, переданный народу через пророка Зхарья: «Вернитесь ко Мне… и Я вернусь к вам» (1:3). И Вс-вышний для того, чтобы сохранить народ, дал ему новые неиссякаемые силы, которые позволят ему в будущем, даже попав под власть идолопоклонников, не раствориться и не исчезнуть. О том, что народ получил прочную опору для сохранения своего существования узнал пророк Зхарья из видения, дарованного ему в период возвращении из Вавилонского плена: «…вот менора из золота вся…И две маслины над ней… И отвечал я, и сказал ангелу, говорящему со мной, сказав: «Что это, господин мой?» И отвечал ангел, говорящий со мной, и сказал мне: «Разве ты не знаешь, что они (явления) эти (означают)?» И сказал я: «Нет, господин мой». И отвечал он, и сказал мне так: «Это слово Б-га…: «Не могуществом и не силой – только духом Моим», – сказал Б-г воинств» (Зхарья, 4:2-6). Иными словами, только душа сыновей Израиля, в которую Всевышний постоянно вливает силы, подобно тому, как в лампады доливают масло, поможет вырваться из рабства, приведет к победе над многоичсленными врагами и проложит путь к будущему исправлению мира. Это предсказание претворялось в жизнь в каждом поколении. Оно остается справедливым и в наше время. Для того, чтобы не попасть в зависимость от других народов, не оказаться под влиянием их культуры и мировоззрения, необходимо жить в своей стране, управляемой главой государства, приверженным Торе и опирающимся на пророков. Когда же у нас нет своего царства, и Вс-вышний не посылает нам пророков, мы неизбежно попадаем в зависимость от других народов, которые навязывают нам свою культуру, идеологию и образ жизни. Что может спасти нас? Нет иного источника спасения, кроме как собственные силы души… Собственные или Б-жественные? ...
Читать далее...