Недельная глава Насо. Колено Леви

Недельная глава Насо. Колено Леви

No Comments
  В этой недельной главе говорится о пересчете колена Леви: «И сказал Бог Моше и Аарону, говоря: «Пересчитай поголовно сыновей Кеата из сыновей Леви, по семействам их и по домам отцов их: от тридцати лет и старше, до пятидесяти лет, всех, кто входит в войско, чтобы служить в шатре собрания» (Бемидбар 4: 1-3). Такое же распоряжение было дано и относительно семейства Гершона и семейства Мерари. Рамбам, опираясь на несколько стихов Торы, указывающих на то, что колено Леви обладало особым статусом, вынес постановление: «Все колено Леви было предупреждено о том, что не получит земельного надела в земле Кнаан, а также о том, что ему запрещено брать долю из военной добычи в период завоевания земли. И об этом сказано (Дварим, 8:1): «Пусть не будет у когенов-левитов, у всего колена Леви доли и удела вместе с Израилем. Жертвы Бога пусть едят и от надела Его (десятой части, отделяемой от урожая) питаются»... Почему же не удостоились сыновья Леви надела в земле Израиля и доли из военной добычи вместе со всеми своими братьями? Причина заключается в том, что они были выделены, чтобы служить Всевышнему и указывать обществу пути прямые и обучать законам Его справедливым, как сказано (Дварим, 33:10): «Будут обучать законам Твоим Яакова и Торе Твоей – Израиль». Они выделены среди людей, чтобы вести другой образ жизни: не посвящать все время земледелию или торговле, а служить в Мишкане и изучать закон Торы. В частности, левиты не выходят на войну, как все сыновья Израиля… И не только колено Леви, но и каждый человек, у которого душа стремится отделиться (от всего будничного), чтобы стоять перед Богом и служить Ему, обладает особым статусом (и свободен от службы в армии). Бог будет уделом его и долей его навеки. И будет у него в этом мире достаточно всего, чтобы прожить… Как сказал царь Давид (Теилим, 16:5): «Бог – доля моя и чаша моя, Ты поддерживаешь жребий мой (определяя судьбу мою)» (Рамабам, Гилхот шмита вэйовель, 10-13). Неужели Рамбам одним росчерком пера взял и освободил от обязанности служить в армии, завоевывать землю и защищать свой народ всех когенов и левитов, а также всех, кто захочет посвятить свою жизнь изучению Торы и распространению ее законов в народе? Давайте разберемся. Прежде всего, обратим внимание на то, что слова «Бог – доля моя и чаша моя, ты поддерживаешь жребий мой (определяя судьбу мою)», приведенные Рамбамом, никак не могут служить доказательством того, что люди, посвятившие себя Торе, оказываются освобожденными от трудностей жизни и не обязаны выходить на войну. Ведь их произнес Давид, который пас скот в детстве, а, став царем, занимался проблемами всего народа, в том числе – организацией хозяйства; воевал почти до конца жизни и не прекратил сражаться с оружием в руках, даже когда его товарищи упрашивали его не подвергать себя опасности? ...
Читать далее...
darovanie tori-1

«Опрокинул над ними гору, как корыто»

No Comments
  Фрагмент из сочинений рава Кука   «”…и стали у подошвы горы” – из этого мы учим, что Всевышний опрокинул над ними гору, как корыто» (Вавилонский Талмуд, трактат Шабат, 88).  В день дарования Торы нашей, который мы празднуем в ликовании столь глубокой святости, мы должны помнить, что не только добровольно приняли мы на себя бремя Торы, – это произошло и благодаря тому, что Всевышний «опрокинул над нами гору, как корыто». Благодаря тому, что Всевышний произнес: «Если вы примете Тору, вас ждет благо, а если нет – здесь будет ваша могила», Тора запечатлелась глубоко в душах наших. ...
Читать далее...
rabi nadzhara

Праздник Шавуот

No Comments
   Сказано в Пасхальной Агаде: «Если бы Ты приблизил нас к горе Синай, но не дал бы нам Торы, то и того нам было бы достаточно». В чем ценность предстояния пред горой Синай без дарования Торы? Объясняет Абудрагам, основываясь на словах наших мудрецов, благословенна их память: когда народ Израиля приблизился к горе Синай, он очистился от скверны. Вот почему мы говорим: «…и того нам было бы достаточно». Речь идет о духовной ступени, имеющей самостоятельную ценность, – явление Шхины еврейскому народу, выражение высшей святости. В Торе сказано: «Только берегись и весьма оберегай душу твою, чтобы не забыл ты тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы не ушли они из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих: в день, когда ты стоял пред Господом, Богом твоим, при Хореве» (Дварим, 4:9). Поясняет Абудрагам: «Чтобы не забыли мы предстояние пред горой Синай, чтобы не устранили его из сознания нашего, и чтобы глаза наши и сердце наше пребывало там во все дни». Рамбан (в примечаниях к Сефер ѓа-мицвот) пишет, что этот стих Торы намекает и на то, что нам нельзя забывать также громы и молнии, и звуки шофара, которые сопровождали предстояние пред горой Синай. Он подчеркивает величие самого предстояния, еще до того, как Всевышний заговорил с народом. И в молитве на Рош Ѓа-Шана мы произносим: «При громе и молнии явился Ты им, под звуки шофара показался Ты пред ними». Эти слова свидетельствуют о том, что это были не просто «декорации», а неотъемлемая часть самой сути дарования Торы. В другом месте (в комментарии на Шмот, 20:17) Рамбан пишет: «…ибо для того, чтобы испытать вас, явился вам Господь. Вот почему в Писании сказано: великое благо сотворил вам Господь, явив вам славу Свою, чего не сделал Он ни для одного из народов мира. Испытать вас – отплатите ли вы Ему добром за то благо, что Он совершил для вас, избрав вас народом Своим… И сказал Господь: “Только вас признал Я из всех семейств земли, потому и взыщу Я с вас за все грехи ваши” (Амос, 3:2), ибо все народы не обязаны Мне так, как вы, – ведь с вами Я говорил лицом к лицу на горе Синай». Испытанием служило само предстояние пред горой Синай, сама встреча со Всевышним «лицом к лицу». Вот как сказано об этом в молитве: «Ибо в свете лика Твоего даровал Ты нам Тору жизни» и в Теѓилим (105:4): «Вопрошайте Господа и силу Его, ищите лика Его непрестанно». Тора – это «встреча» со Всевышним лицом к лицу. Существует множество ступеней близости ко Всевышнему; о народе Израиля сказано: «Лицом к лицу говорил Господь с вами на горе» (Дварим, 5:4), что свидетельствует о высшей степени близости. В этом и состоит внутренняя суть предстояния пред горой Синай, благодаря которой сыны Израиля очистились от скверны и хранят эту чистоту до сегодняшнего дня. Перед чтением Торы в синагоге мы произносим благословение: «…Который избрал нас из всех народов и даровал нам Свою Тору». Но ведь мы знаем, что Всевышний пытался вручить Тору другим народам, а они отказались. В чем же тогда выражается наша избранность? Именно в том, что Всевышний даровал нам Тору в свете лика Его, «лицом к лицу», в той особой силе, что была сокрыта в предстоянии пред горой Синай, – именно в этом выразилась наша избранность, которая отличает нас от всех других народов. ...
Читать далее...
Расписание молитв в Галицкой синагоге “Бейт Яаков” в праздник Шавуот , 6-7 Ияра   5770 г. (18-20 мая  2010 г.).

Расписание молитв в Галицкой синагоге “Бейт Яаков” в праздник Шавуот , 6-7 Ияра 5770 г. (18-20 мая 2010 г.).

No Comments
  Шавуот, I день 6 Ияра 5770 Вторник, 18 мая 10 г. ...
Читать далее...
israel_days_new-1

Дни Израиля в Украине

No Comments
6-8 июня на территории культурно-художественного и музейного комплекса «Мистецький арсенал» пройдут Дни Израиля в Украине – уникальное по размаху и количеству акций событие межгосударственного масштаба.    Инициатором проведения Дней, ориентированных на самые широкие круги украинской общественности, является культурный центр при посольстве государства Израиль в Украине. Подготовка осуществляется в тесном сотрудничестве с местными еврейскими организациями, прежде всего, ЕА «Сохнут» и Киевской городской еврейской общиной.   На открытии ожидаются высокие гости из обеих стран.   В рамках Дней Израиля всем киевлянам представится уникальная возможность узнать Израиль, как страну с древней историей и современными достижениями – в области хай-тека, медицины, сельского хозяйства, страну писателей и ученых мирового уровня, страну самобытной культуры, соединившей Восток и Запад и… оригинальных кулинарных традиций.    ...
Читать далее...
Эрец с любовью. (Кo дню Независимости Израиля)

Эрец с любовью. (Кo дню Независимости Израиля)

No Comments
 Чем ты близка?- скажи Cтрана В чем притягательная сила? Ты, будто Свитка письмена Людей в себе соединила ...
Читать далее...
zina kalay klaytman

День Независимости в “Мидраше Ционит”

No Comments
 5 ияра- для еврея, где бы он ни жил- особый день… Даже если еврей и не вспомнит, что означает этот красный день календаря. День этот весенний особ не только для жителей Беэр-Шевы, Ариэля и Хайфы, но и для того из нас, кто ходит по улицам  Буэнос-Айреса и Ташкента, Чикаго и Амстердама, Хабаровска и Житомира. Этот день-день рождения государства Израиль. И, не побоимся пафоса, - день возрождения нашей независимости... Почему так значим этот день? Потому, что народ с государством и народ без государства - это, как говорят в Одессе - две большие разницы. Потому, что еврей, даже проводя свои дни за тысячи километров от Израиля, знает: у нашего народа есть свой национальный дом как  у любого другого народа... А ведь еще сто лет назад еврей не мог и помыслить о том, что когда-нибудь язык молитв станет государственным, а храмовый атрибут - национальной символикой... Мог ли думать еврей, что сможет вытащить из кармана синюю книжицу с изображением меноры, с помощью которой сможет пересечь множество границ… С той же легкостью, впрочем, что и самолеты со звездой Давида, и многочисленные израильские  товары экспорта и технические разработки и технологии, и идеи… Мог ли думать еврей, что где-нибудь, кроме местечка, сможет пройти по городской улице, не только не  прячась и не стесняясь своего еврейского носа, а также кипы и талита, но и, улыбаясь, сказать прохожим: «Хаг самеах!»... Мог ли мечтать обо всем этом какой-нибудь киевский еврей еще сто лет назад? А вот 5 ияра этого года, как уже вошло в традицию, в “Мидрашу Ционит” в Киеве пришло много евреев, чтобы поздравить друг друга и отметить День Независимости Израиля. И все, кто присутствовал в этот вечер в зале Галицкой синагоги, ощутили себя как будто стоящими тем жарким днем на тель-авивских улицах, прислушиваясь к каждому слову Декларации независимости… Мы  всматривались в кадры кинохроники, донесшей до нас события 60-летней давности. Координатор  Аня Негинская и коллектив Мидраши показали гостям необычный короткометражный фильм в жанре альтернативной истории “Государство Израиль глазами Теодора Герцля, если бы он дожил до наших дней”. На экране-знакомый венский еврей с бородой, а перед его взором проходят израильские города и поселки, школы и киббуцы, поля и виноградники... Казалось, Герцль верит и не верит тому, что за 62 года можно, несмотря на войны и террор, жару и экономичеcкий бойкот, построить высокоразвитое государство, принять несколько волн репатриации и вывести страну по многим показателям на одно из первых стран в мире. Герцль не устает восхищаться людьми, которые воплотили его безумный, как казалось тогда почти всем, план в жизнь, сделали мечту, сказку - былью. Своими мыслями и ощущениями, связанными с праздником, поделились на вечере директор «Мидраши Ционит» рав Элиша Хенкин, посол государства Израиль госпожа Зина в Украине Калай-Клайтман, глава  Еврейского агентства «Сохнут» в Украине госпожа Билана Шахар, глава бюро по связям «Натив» Феликс Миндель, рав Йонатан Маркович. Анатолий Шенгайт, председатель Киевской городской еврейской  общины, обратил внимание на дуализм, присущий и нашей традиции, и языку иврит, и нашим праздникам. День независимости сменяет собой день памяти солдат армии обороны Израиля. Горести сменяются радостями. Так было и так будет всегда. Никого не оставило равнодушным стихотворение, которое написала, вдохновленная праздником, Дина Борщевская, член общины. Посланник «Мидраши Ционит», раввин Галицкой синагоги Эли Лапид рассказал о двух встречах, которые вспомнились  ему в связи с праздником: одна -  на московской кухне 70-х с известным художником-евреем, до сих пор живущим в Москве, другая - в Израиле с раввином, директором школы, ребенком, приехавшим в Израиль. Что объединяет этих людей? Потрясение, подъем самосознания и ощущение  переломного момента, которыми стал для них, как и для всей диаспоры, акт создания Государства. Известие, которое изменило жизнь - для тех, кто построил свой дом в земле Израиля, и для тех, кого Земля еще ждет ...
Читать далее...
Дарование Торы у горы Мория

Дарование Торы у горы Мория

No Comments
Тора должна была быть дарована в земле Кнаан, на горе Мория, которая является центром и началом всего творения И об этом сказано: «Ибо из Циона выйдет Тора и слово Бога из Йерушалаима» (Йешаяу 2). Если бы все развивалось по идеальному плану, то колена собрались бы у горы Мория и услышали бы голос Бога: «Я Бог Всесильный Твой, который вывел тебя из земли Египетской… и привел вас в землю, о которую, подняв руку Мою, поклялся Я (отдать) Аврааму, Ицхаку и Яакову, и отдал ее вам во владение, Я - Бог» (Шмот 20:2, Шмот 6:8) Сыновья Израиля стали бы свидетелями чудес, преобразующих мир: из скалы вышли бы воды – живительный поток, который сделал бы и пустыню и Соленое Море цветущим краем, как сказано: «И будет в день тот: выйдут воды живые из Йерушалаима, половина их – к морю восточному, и половина их – к морю западному; летом и зимой будет так. Обернется вся земля степью от Гева до Римон…» (Зхарья 14:8,10). Исправление мира невозможно без исправления его духовной составляющей. И перед водами, превращающими пустыню в плодородный сад, гора Мория распространила бы духовный свет, проявляющий повсюду Божественное Присутствие и искореняющий из мира зло: «И будет день один – он известен (только) Богу - не день и не ночь… И будет к вечернему времени – появится свет. И будет Бог царем на всей земле, в день тот будет Бог один (для всех), и имя Его – одно» (Зхарья 14:7,9).   Окружным путем   ...
Читать далее...
К празднику Шавуот

К празднику Шавуот

No Comments
 В  праздничный день Шавуот мы читаем книгу Рут, которая заканчивается рассказом о рождении у Боаза и Рут, Оведа, отца Ишая, отца Давида. По традиции считается, что Шавуот – день рождения Давида, а также и день его смерти. Таким образом, у праздника Шавуот, кроме того, что он является днем дарования Торы, есть еще одна окраска – это день памяти о Давиде. Такая важная связь имени Давида с Торой не возникла случайно. Она объясняется тем, что Моше, поднявшись первый раз на гору Синай, спустился и раскрыл сыновьям Израиля ту цель, ради которой им будет дарована Тора: «И будете царством священников и народом святым» (Шмот 19). Иными словами, сыновья Израиля призваны освятить Имя Бога не каждый в отдельности, а как народ и как страна, несущие свет в мир. «Народ этот создал для Себя, о славе Моей поведают». И произнося благословение перед чтением Торы, мы говорим обо всем народе, а не об отдельных людях: «Благословен Ты, Бог, который избрал нас из всех народов и дал нам Тору Твою…». Эту цель впервые претворил в жизнь Давид. Он превратил народ в большой и сильный, завоевав всю землю Израиля, покорив соседей, возвысив дух сыновей Израиля. Только благодаря ему сыновья Израиля смогли оказать влияние на все народы. Он подготовил и расцвет царства во времена Шломо, строительство Храма и приход всех царей в Йерушалаим, чтобы искать благословения Б-га. И в будущем превращение сыновей Израиля в великий народ, способный оказать влияние на весь мир, было бы невозможно, если бы не основа, заложенная Давидом. Государство Израиля – начало нашего избавления, избавления всего мира, начало возвышения духа сыновей Израиля и всего мира. Дух Машиаха подталкивает и ускоряет все процессы, происходящие в мире, ведущие к его избавлению Мудрецы Торы говорили: «Машиах был раньше сотворения мира, как сказано: «Дух Всесильного трепещет над водой» - это дух Машиаха» (Бааль аТурим). Каждый год в праздник дарования Торы к кругу людей, изучающих Тору добавляются все новые и новые лица. Все евреи, к каким бы слоям общества они ни относились, с уважением относятся к Торе. И недалек тот день, когда откроются все положительные силы народа Израиля, и он претворит в жизнь ту цель, которая стоит перед ним со дня дарования Торы – быть «царством священников и народом святым». Это может сделать только народ, возвращающийся в Цион и создающий свою государственность, развивающий все структуры, необходимые для того, чтобы быть сильным, влиятельным народом. «И из Циона выйдет Тора, и слова Бога из Йерушалаима» для всего мира. ...
Читать далее...
Высший Иерусалим

Высший Иерусалим

No Comments
  Сказал царь Давид: «Иерусалим отстроенный подобен городу, слитому воедино» (Теѓилим, 122:3). Наши мудрецы, благословенна их память, поясняют (Вавилонский Талмуд, трактат Таанит, 5а), что этот стих говорит о единении низшего и высшего Иерусалима. Высший Иерусалим – это идея, Божественный потенциал Иерусалима, а низший Иерусалим – это ее практическое проявление в материальном мире. Уникальная особенность Иерусалима состоит в том, что он соединяет высшее и низшее, и реальность проявляется в нем в полном соответствии с высшей идеей. Эта особенность находит свое выражение тогда, когда весь еврейский народ пребывает на своей земле со столицей в Иерусалиме, как это было во времена царя Шломо, и как будет в дни Машиаха. Что же такое «высший Иерусалим»? Рабби Хаим из Воложина пишет, что «высший Иерусалим» – это Кнесет Исраэль, общность душ всего народа Израиля. Речь идет о корне душ всего нашего народа – души каждого отдельного еврея и общей души всего народа. Это и называется Кнесет Исраэль. Вот что пишет об этом рабби Хаим из Воложина: «Сказано: “Иди и возгласи Иерусалиму, говоря: так сказал Господь: Я помню о благосклонности ко Мне в юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестой, как шла ты за Мною по пустыне, по земле незасеянной” (Ирмеяѓу, 2:2). В Писании народ Израиля назван Иерусалимом». Ведь не Иерусалим, а именно народ Израиля последовал за Всевышним в пустыню, именно Кнесет Исраэль. И нам становится ясно, что пророк Ирмеяѓу называет Кнесет Исраэль словом «Иерусалим». ...
Читать далее...