Недельная глава Шлах. “Кузнечики”

Недельная глава Шлах. “Кузнечики”

June 2, 2010 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

Через год после исхода сыновья Израиля подошли к границе Святой земли, и Моше обратился к народу со словами: «Смотри, положил Б-г Вс-сильный твой перед тобой землю эту. Иди и овладей ею, как сказал тебе Б-г Вс-сильный отцов твоих. Не пугайся и не страшись» (Дварим, 1:21). Но сыновья Израиля перед тем, как выступить на ее завоевание, попросили Моше отправить разведчиков, которые узнают «дорогу, по которой нам следует подниматься, и города, куда мы придем» (Дварим, 1:22). Моше отобрал двенадцать праведных людей, каждый из которых занимал высокое положение в своем колене, и отправил их на разведку.

Но десять из них, увидев сильные народы и укрепленные города, испугались. И только двое, Йеошуа и Калев, поверили в то, что Б-г отдаст сыновьям Израиля эту землю, несмотря на то, что племена, проживающие в ней, представляются непобедимыми. Десять из двенадцати разведчиков, вернувшись в стан, напугали весь народ рассказами о том, что они увидели «землю, пожирающую живущих на ней», что там живут великаны, а стены крепостей достигают небес. И только Калев и Йеошуа пытались успокоить людей. Но их чуть не закидали камнями. За отказ выступить на завоевание земли все сыновья Израиля были наказаны сорока годами блуждания по пустыне.

Один из аргументов, который привели разведчики, убеждая сыновей Израиля отказаться от войны за землю, заключался в следующем: «И все люди, которых мы видели в ней (в земле этой), – люди очень большие. И там мы видели исполинов, детей великанов… И были мы в наших глазах как кузнечики. И так же мы выглядели в их глазах» (Бемидбар, 14:32-33). Грех разведчиков оставил след в душах всех поколений, и до сих пор не удалось уничтожить его последствия.

Для того, чтобы исправить грех разведчиков надо перестать смотреть на себя как на кузнечиков, а почувствовать свою силу. И не надо говорить, что мы в глазах своих недругов похожи на мелких насекомых. Еще со времен расступившегося моря, пропустившего сыновей Израиля и поглотившего египетские колесницы, все наши недруги дрожат перед нами. И в песне, котурую произнес народ на берегу моря Суф, говорится: «Задрожали тогда князья Эдома, богатырей Моава охватила дрожь, растаяло сердце всех жителей Кнаана» (Шмот, 15:15). И свидетельствовала жительница земли Кнаан того времени: «Знаю я, что отдал вам Б-г эту землю, ибо напал на нас страх перед вами, и растаяло сердце всех жителей земли перед вами. Ибо слышали мы, что осушил Б-г воды моря Суф перед вами, когда вы вышли из Египта…» (Йеошуа).

Кузнечиком видит себя только тот, кто не верит, что с нами Б-г. Можно даже сказать, что по-своему они правы: мы малы, слабы и даже смешны, если не учитывать, что нас ведет Б-жественное Проведение, наполняющее нас силой, дающее нам разум и способность побеждать врагов и преобразовывать землю. И Тора предупредила: «Не говори в сердце твоем: «Сила моя и крепость руки моей дали мне все эти победы». Вспомни Б-га Вс-сильного твоего, Который дает тебе силы побеждать, чтобы утвердить союз Его, поддерживать который он поклялся отцам твоим…» (Дварим, 8:17,18).

Так что мы, действительно, малы и слабы, но призваны помнить, что с нами Б-г, дающий нам силы.

На доводы разведчиков, утверждавших, что нельзя победить великанов и овладеть неприступными крепостями, Йеошуа и Калев сказали: «Земля, которую мы обошли, чтобы разведать ее, хороша очень-очень. Если расположен будет к нам Б-г, то приведет нас в землю эту и отдаст нам землю, которая течет молоком и медом» (Бемидбар, 14:9). На сегодняшний день евреи не только во всем мире, но и в самом Израиле разделились на тех, кто верит в то, что Б-г с нами, и на тех, кто отказывается поверить в это. На тех, кто видят себя кузнечиками и считают, что так же они выглядят в глазах врагов, перед которыми они обязаны заискивать, и на тех, кто уверен в том, что Б-г поможет нам преодолеть все трудности и победить многочисленных противников. «Кузнечики» боятся не только потерпеть поражение – еще больше они боятся, когда сыновья Израиля побеждают, так как любая победа происходит чудом и доказывает, что с нами Б-г, а принять этот факт и признаться в том, что они были изначально неправы, «кузнечикам» не хочется. Ведь тогда придется отвечать за все свои ошибки, за свое неверие, за свое безбожие. Вот «кузнечики» и упорствуют. Они объявляют победы поражением, передают завоеванные земли врагу; изгоняют собственный народ из районов, превращенных самоотверженностью сыновей Израиля, их молитвой и упорным трудом, из пустыни в цветущий край; привозят бандитов в Святую землю и вооружают их, дают им деньги и борются за их права. Когда возникает необходимость выйти на войну, они предпочитают скрыть ту силу, которую дал нам Б-г, не использовать ее, а подставлять своих солдат, как живые мишени под пули врагов. «Кузнечики» также стараются воспитать будущее поколение так, чтобы людям можно было внушить, что они такой же народ, как и все остальные народы, что не Б-г привел их в эту землю, а униженные, обездоленные и преследуемые собрались здесь, найдя убежище от катастрофы. «Кузнечики» стремятся отказаться от изучения Торы и книг пророков в школах, так как эти книги наполняют людей Б-жественным духом, превращая их из насекомых, пугающихся шелеста листа, в гордых борцов за проявление Б-жественного Присутствия во всем мире. «Кузнечиков» поддерживают не только те, кто отказался от традиции отцов. Среди тех, кто молится по утрам, налагает тфилин, соблюдает правила кашрута и законы субботы, также есть немало людей, которые отказываются увидеть свое величие и силу. Это объясняется тем, что борьба за землю Израиля – это испытание, выявляющее истинность веры. Перед этим испытанием Б-г ставит всех, но не все его выдерживают. И значительная часть населения, соблюдающая субботу и другие основные законы Торы, никак не хочет поверить в то, что Б-г с ними, и Он привел их в эту землю, чтобы отдать ее им.  Ради того, чтобы иметь возможность продолжать тот образ жизни, который привычен для галутного еврея, эта часть религиозного населения готова поддерживать «кузнечиков», укрепляющих врага и отдающих ему Святую землю. Они с пренебрежением и насмешкой относятся к тем, кто борется за каждый клочок земли Израиля, рискуя своей жизнью, подвергаясь репрессиям со стороны «кузнечиков». Многие из религиозных пособников «кузнечиков» не готовы признать заслуги тех, кто служит в армии, защищая границы Святости.

Так же и те, кто предан земле Израиля становятся перед испытанием, которое выявляет, насколько крепка их вера в то, что не «сила моя и крепость руки моей дали мне все эти победы». Речь идет о тех случаях, когда «кузнечики» вместо того, чтобы обрушить всю силу армии Израиля на ее врагов, направляют солдат на разрушение поселений. И религиозный солдат становится перед необходимостью ответить самому себе: «Кто я? Кузнечик или человек, несущий в себе Б-жественный Образ и Подобие?» Ведь если ты человек, то не имеешь права исполнять приказ, который противоречит Б-жественной воле и играет на руку тем, кто борется с проявлением Б-жественного Присутствия в мире.

Хотелось бы, чтобы слова Йоава, полководца Давида, одержавшего множество побед над многочисленными врагами стали девизом народа, борящегося за свою землю: «Укрепляйся и укрепимся ради народа нашего и городов Вс-сильного нашего, а Б-г сделает то, что хорошо в Его глазах» (Шмуэль 2, 10:12).