Недельная глава Бэhaaлотха. Свет души нашей

Недельная глава Бэhaaлотха. Свет души нашей

May 24, 2010 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

  "И Б-г сказал Моше, говоря: "Скажи Аарону и говори ему так: "Когда ты будешь зажигать лампады, то на лицевую сторону светильника (меноры) пусть светят эти семь лампад". И сделал так Аарон: к лицевой стороне светильника зажег он лампады его, как Б-г повелел Моше" (Бемидбар, 8:1-3). Менора стояла в первом помещении Мишкана, которое называли «Святым» (в отличие от «Святая Святых», где располагался ковчег завета). Она была расположена у южной стены, рядом с завесой, отделявшей Святая Святых. Напротив нее стоял стол для двенадцати хлебов, а между ними – золотой жертвенник для принесения воскурений.

Менора – символ еврейской души. Она горела, освещая весь мир, и с ее лучами соединялся свет бесконечности. Когда ее зажигали в Храме, она очищала души, давая сыновьям Израиля силы постигать духовный мир, и даже раскрывала силы пророчества у тех, кто стремился получить этот дар. С менорой было связано постоянное чудо: ее горение продолжалось дольше, чем могло обеспечить то масло, которое наливали в лампады. Когда халдеи в 422 г. до н.э. разрушили Храм и угнали жителей Иудеи в плен, сыновья Израиля лишились очищающей силы. И это привело к тому, что люди утратили стремление к Б-гу и пустили корни в чужой земле. Даже когда появилась возможность вернуться и восстановить Храм, только сорок две тысячи откликнулись на призыв Б-га, переданный народу через пророка Зхарья: «Вернитесь ко Мне… и Я вернусь к вам» (1:3). И Вс-вышний для того, чтобы сохранить народ, дал ему новые неиссякаемые силы, которые позволят ему в будущем, даже попав под власть идолопоклонников, не раствориться и не исчезнуть. О том, что народ получил прочную опору для сохранения своего существования узнал пророк Зхарья из видения, дарованного ему в период возвращении из Вавилонского плена: «…вот менора из золота вся…И две маслины над ней… И отвечал я, и сказал ангелу, говорящему со мной, сказав: «Что это, господин мой?» И отвечал ангел, говорящий со мной, и сказал мне: «Разве ты не знаешь, что они (явления) эти (означают)?» И сказал я: «Нет, господин мой». И отвечал он, и сказал мне так: «Это слово Б-га…: «Не могуществом и не силой – только духом Моим», – сказал Б-г воинств» (Зхарья, 4:2-6). Иными словами, только душа сыновей Израиля, в которую Всевышний постоянно вливает силы, подобно тому, как в лампады доливают масло, поможет вырваться из рабства, приведет к победе над многоичсленными врагами и проложит путь к будущему исправлению мира. Это предсказание претворялось в жизнь в каждом поколении. Оно остается справедливым и в наше время.

Для того, чтобы не попасть в зависимость от других народов, не оказаться под влиянием их культуры и мировоззрения, необходимо жить в своей стране, управляемой главой государства, приверженным Торе и опирающимся на пророков. Когда же у нас нет своего царства, и Вс-вышний не посылает нам пророков, мы неизбежно попадаем в зависимость от других народов, которые навязывают нам свою культуру, идеологию и образ жизни. Что может спасти нас? Нет иного источника спасения, кроме как собственные силы души…

Собственные или Б-жественные?

И то и другое: поток света из бесконечности, дающий силы понимания, неугасающее стремление к духовности, любовь и милосердие, не прекращается ни на  секунду. Он дарует благословение, которое распространяется в среде сыновей Израиля, как масло в видении Зхарьи, стекающее из высших миров в менору.

О неизбывной силе души сыновей Израиля сказано: «Израиль озарен светом источника высших сил и великолепия, которые даются ему и находят свое проявление в жизни, наполняя ее мудростью, милосердием и любовью, святостью и связанной с ней красотой. Израиль находится в луче этого света, который оказывает влияние на его дух, возвышает его душу, что проявляется и в жизни отдельных людей и всего народа в целом…» (Рав Кук, Исраэль утхиято, 1).

Во II в. до н.э. эта сила позволила преодолеть распространение эллинизма, который, казалось, приведет к полной ассимиляции. Восстание Хашмонаев спасло сыновей Израиля и от сирийского владычества и от поклонения греческим божествам. Когда Йегуда Хашмонай освободил Йерушалаим, очистил Храм и зажег менору, она прогорела восемь дней. Это чудо раскрыло людям источник победы: сила души Израиля, которая горит, не переставая, благодаря чистоте, хранящейся в ее глубине, и позволяет распространяться Б-жественному благословению.

В 68 г. н.э. римляне разрушили Храм, восстановленный сыновьями Израиля после возвращения из Вавилонского плена. В Риме на арке Тита, построенной для триумфального шествия в честь покорения Иудеи, изображены плененные защитники Йерушалаима, несущие менору – военный трофей десятого легиона. Изображения на триумфальной арке должны были увековечить победу императора над сыновьями Израиля, десятого легиона над защитниками Йерушалаима.

Французский историк Эрнест Ренан (1823 – 1892), в котором особое чувство гордости вызывало то, что в европейцах течет кровь легионеров, восхищался победой Рима над Иудеей. Он видел в этом победу рационалистов над теми, кто полагается на Б-га, власти мудрых людей над теократией, материи над духом. Но лучший судья того, кто прав, – время. Римская империя была захвачена варварами и исчезла с лица земли. Мир пережил войны, которые унесли не только десятки миллионов жизней, но и показали неспособность человечества, несмотря на развитие культуры и науки, найти свой путь к добру и справедливости. А на арке Тита сыновья Израиля так и продолжали нести менору.

«Вечный Израиля не обманет», сказал пророк Шмуэль. И вечность оказалась сильнее времени. Еврейская душа пронесла Б-жественный свет через столетия. Ее стремление проявить себя, вырвавшись из плена, не угасло за две тысячи лет. Оно превратилось в силу, благодаря которой возродилось независимое государство, гербом которого стала менора, когда-то стоявшая в Храме. Даже наши злейшие враги, были вынуждены согласиться с тем, что еврейских дух стремления к свободе и еврейская душа – неистребимы: Великобритания, признав независимость Израиля, подарила в 1956 г. молодому государству менору из бронзы, высотою в пять и шириной в четыре метра. Ее установили возле Кнессета в саду Роз. На лицевой стороне меноры изображены 29 сцен из истории сыновей Израиля. Они включают в себя и изображения героев Танаха, и восставших в варшавском гетто, и первопроходцев, осваивавших землю Израиля, и строителей государства. В этом подарке видится не столько щедрость англичан, причинивших много горя евреям и в своей стране, и на Святой земле, сколько рука Б-жественного Проведения. Оно как бы указало, что душа сыновей Израиля, символом которой является менора, представляет собой стержень нашей истории. Она – та сила, которая хранила нас на протяжении двух тысяч лет в изгнании, вернула нас на родину и продолжает вести к восстановлению Храма и преобразованию всего мира.