nakanune otkritiya_2010-1

Синагога Хурва восстала из руин

June 16, 2010 Автор: Офра Лакс - No Comments

После многократных разрушений и восстановлений, пролежав в руинах последние шесть десятилетий, синагога Хурва (что на иврите означает «руина»), расположенная в Еврейском квартале старого Иерусалима, восстала из руин. Голос Торы и молитвы вновь зазвучит в этих древних стенах, которые слышали голоса рава Кука, рава Ѓерцога и многих других знаменитых лидеров и общественных деятелей. Благодаря проекту, бюджет которого оценивается в десятки миллионов, после многих лет работы и сотрудничества между различными инстанциями, муниципальными и правительственными, великолепный купол синагоги Хурва вновь возвышается над домами Еврейского квартала, волнуя сердца не только потомков тех, кто когда-то молился в ней, но и тель-авивских архитекторов, принявших участие в проекте.   

Солнечный день. Прохожие в Еврейском квартале задирают головы и смотрят, что происходит там, на двадцатипятиметровой высоте. А там идет сложный процесс разборки одного подъемного крана другим, и грохот стоит несусветный.

Этот будний день стал для многих праздником. Директор Компании по развитию Еврейского квартала, Нисим Арази, главный инициатор проекта реконструкции синагоги Хурва, взволнован. Несколько лет назад разборка кранов и перенесение их в Старый город, где по узким улочкам зачастую не может проехать даже обычная машина, были знаком того, что восстановительные работы начались. Нынешняя разборка кранов означает, что работы подошли к концу.

Если Арази, человек религиозный, был очарован синагогой Хурва еще до начала реконструкции, то с другими участниками проекта это произошло в ходе работ. «Каждый, кто участвовал в проекте, заразился этим вирусом, – рассказывает Гура Бергер, прессекретарь Компании по развитию Еврейского квартала, – ведь здесь представлена вся история еврейского народа, от Первого Храма до наших дней». Она приводит в пример архитектора из Тель-Авива, человека, крайне далекого от религии. Инициаторы проекта прибегли к его помощи, поскольку он обладает уникальными профессиональными знаниями.

«Недавно он сказал мне: “Ты не представляешь, как эта работа повлияла на меня!” Но я представляю, потому что на меня она повлияла точно так же. Каждый человек, стоящий здесь, чувствует себя звеном в цепи еврейского народа».

Эта синагога совмещает в себе все: археологические находки времен Первого и Второго Храмов, свидетельства борьбы евреев за право жить в Земле Израиля и противостояния арабам, память о многократных разрушениях и реконструкциях, историю еврейского ишува и сионизма. Здание Хурвы сочетает в себе великолепие и скромность, прекрасно гармонируя с атмосферой святости старого Иерусалима.

 

Виленский Гаон и барон Ротшильд, Зеев Жаботинский и рав Кук

О Хурве рассказывают множество захватывающих историй и легенд, которые разбросаны по многим точкам временной оси. Возьмем, к примеру, 1267 год, когда великий Рамбан (рабби Моше бен Нахман) основал синагогу на этом самом месте, или 350 лет спустя, когда в Иерусалиме поселился святой рабби Йешаяѓу Горовиц, автор знаменитого труда Шней лухот ѓа-брит («Две скрижали завета»).

Название Хурва было дано синагоге в начале 18 века. В 1700 году в Иерусалим приехал из Польши во главе большой группы своих приверженцев рабби Йеѓуда Ѓа-Хасид. Он намеревался построить в Иерусалиме синагогу и основать сильную ашкеназскую общину. Он и его приверженцы одолжили деньги у арабских соседей и приобрели дома, которые назвали «ашкеназский двор». Однако рабби Йеѓуда Ѓа-Хасид умер спустя всего несколько дней после прибытия в Иерусалим, оставив своих последователей в растерянности и с большими долгами, которые те были не в состоянии оплатить.

Последователи рабби Йеѓуды Ѓа-Хасида построили в Иерусалиме синагогу и пытались возвратить свои долги, но тщетно. Арабские заимодавцы, чье терпение лопнуло, сожгли синагогу и дома ашкеназских евреев и запретили их жителям возвращаться в этот квартал. Кстати, стена той синагоги сохранилась и по сей день, и ее можно увидеть из реконструированного здания современной синагоги.

Около века спустя в Иерусалим прибыл рабби Авраам Шломо Залман Цореф, ученик и последователь Виленского Гаона. Он решил восстановить разрушенную синагогу. Это намерение поощрял сам Гаон, веря, что его осуществление приблизит Геулу. Но прежде всего Цореф должен был ликвидировать старые долги и получить от арабов позволение для ашкеназских евреев селиться в Иерусалиме, а также согласие на восстановление синагоги.

Цореф приложил к этому большие усилия, которые увенчались успехом. Он добился отмены долгов и разрешения на строительство синагоги. Успех вдохнул жизнь в еврейскую общину Иерусалима, однако Цореф поплатился за него собственной жизнью. Арабские соседи были недовольны решением властей, и 15 лет спустя рабби Авраам Цореф был убит.

Но его самопожертвование было вознаграждено. Когда ашкеназским евреям было позволено возвратиться в Иерусалим, туда прибыла большая община учеников Виленского Гаона, которую возглавлял рабби Менахем-Мендл из Шклова. Эта алия дала мощный толчок развитию еврейской общины Иерусалима, в том числе, и реконструкции синагоги Хурва. Сразу после того, как было получено разрешение, евреи Иерусалима стали добывать средства на строительство. К проекту присоединились такие великие филантропы, как Монтефиоре и Ротшильд, и через двадцать лет начались строительные работы. Спустя восемь лет, накануне Рош ѓа-шана 1835 года, состоялась торжественная церемония открытия синагоги. Барон Ротшильд настоял на том, чтобы она была названа именем его отца – Яакова Джеймса Ротшильда. Прушим (так в Земле Израиля называли митнагдим – учеников Виленского Гаона и противников хасидизма) не были в восторге от этой идеи. С тех пор и до сегодняшнего дня никто из них не использует официальное название синагоги – Бейт Яаков, а только название Хурва. Во время церемонии открытия всем присутствующим казалось, что Избавление близко как никогда.

Хурва была не только синагогой. В период, предшествовавший основанию государства, она была одним из официальных институтов еврейского ишува и колыбелью нового поселенческого движения: из нее вышли Йоэль-Моше Саломон (внук рабби Авраама Цорефа) и Йосеф Ривлин, основатель первых кварталов Иерусалима вне стен Старого города. В ней бывал и Герцль; церемонии назначения первых ашкеназских раввинов также проходили здесь.

Именно в Хурве Зеев Жаботинский устроил съезд добровольцев, призывая их записываться в Еврейский легион. Герберт Самуэль, британский Верховный комиссар, молился здесь в первую субботу, проведенную им в Земле Израиля, в 1920 году. Это была суббота Нахаму («суббота утешения») – первая суббота после Девятого ава, когда в синагогах читают ѓафтару из книги пророка Йешаяѓу (40:1): «Утешайте, утешайте народ Мой…» Было символично, что Герберт Самуэль, еврей, Верховный комиссар, которого приняли в Земле Израиля с великим почетом, взошел к Торе в ту субботу, что олицетворяет собой возрождение еврейского народа. Рав Авраам Ицхак Ѓа-Коѓен Кук, который был почетным председателем синагоги, во время благословений после ѓафтары встал и громко повторил слова благословения: «Не будет чужой восседать на престоле Его!» Эти слова запечатлелись в сердцах присутствующих на долгие годы.

В этой синагоге проходила массовая молитва за евреев Европы, преследуемых нацистами. Молитву вели Верховный раввин Ицхак Ѓерцог и Гурский ребе.

Во время Войны за независимость Абдалла А-Тель, командующий силами Арабского Легиона в Иерусалиме, приказал разрушить синагогу Хурва до основания. По слухам, синагога была обложена бочками со взрывчаткой. «Он намеревался, – подчеркивает Арази, – стереть память о Хурве и еврейском присутствии в Старом городе с лица земли. Он дал приказ взорвать и хасидскую синагогу Тиферет Исраэль, и я вам обещаю – эта синагога тоже будет восстановлена. Компания по развитию Еврейского квартала уже наладила контакт с директором проекта и архитектором, которые займутся этим».

 

Любимая синагога рава Кука

Организация Ор ѓа-орот также приняла участие в празднованиях открытия синагоги Хурва и выпустила брошюру, в которой собраны цитаты, фотографии и свидетельства, ярко иллюстрирующие, насколько важное место занимала эта синагога в жизни рава Кука.

В брошюре приведены, в частности, слова рава Харлапа, ученика рава Кука, которые свидетельствуют о том, что рав Кук очень любил синагогу Хурва. Он даже называл ее одним из трех его самых любимых мест в Старом Иерусалиме. Два других – это Стена Плача и талмудтора Эц хаим, располагавшая также на территории Хурвы.

После погромов 1929 года возросла численность еврейского населения новых кварталов Иерусалима, расположенных вне стен Старого города, и соответственно, уменьшилось число евреев, живших в Старом городе, а вместе с ним и число прихожан Хурвы. Рав Кук разослал письма, в которых призывал общественность приходить на молитвы в Хурву по субботам и праздникам, ибо эта синагога является «связующим звеном между нами и местом, обладающим наибольшей святостью, – Старым городом».

Рав Кук был также почетным председателем талмудторы Эц хаим. Он был счастлив принять этот титул, хотя его противники прилагали усилия к тому, чтобы воспрепятствовать этому, а также, чтобы расстроить его визит в Эц хаим. Но рав Кук не сдался – многие годы он был тесно связан с талмудторой и оказывал ей всяческое содействие, используя свои связи с раввинами и должностными лицами.                   

 

Ценные находки, смешанные с мусором

В течение девятнадцати лет Старый город принадлежал Иордании – от Войны за независимость (1948) до Шестидневной войны (1967). Однако споры о том, как следует поступить с разрушенными зданиями Старого города, длились и много лет спустя после освобождения Иерусалима. Раздавались голоса, утверждавшие, что Хурву нужно оставить в руинах – потому ли, что в Иерусалиме и так много синагог (как считал Тедди Колек, мэр Иерусалима), или затем, чтобы продемонстрировать всему миру, как арабы поступают с еврейскими святынями.

Им возражали те, кто требовал немедленного строительства на месте Хурвы величественного монумента. Знаменитый архитектор Луис Кан, специально приглашенный из Америки, предлагал построить там громадный комплекс, который превзошел бы своей высотой монумент «Купол скалы» и доходил до Стены Плача.

В конце концов Компания по развитию Еврейского квартала построила всем известную арку, которая стала символом Еврейского квартала и даже изображена на эмблеме Компании. Строительство арки послужило знаком того, что «было решено не принимать никаких решений», по выражению Нисима Арази.

У Йеѓошуа Фраймана есть фотография, на которой он, будучи семилетним мальчиком, изображен стоящим на верхней галерее синагоги Хурва, под самым куполом. Теперь, спустя более 60 лет, он сфотографировался на том же самом месте в заново отстроенной синагоге. «Я очень взолнован. Реконструкция сделана хорошо, точно, с необходимыми изменениями», – говорит Фрайман, бывший ученик талмудторы Эц хаим, что располагалась в синагоге Хурва. Его отец, Шломо-Элияѓу, был служкой в Хурве, а также на могиле праматери Рахели в Бейт-Лехеме. Йеѓошуа унаследовал от отца эту должность. «В 1948 году, во время Войны за независимость, я был девятилетним мальчиком, и синагога казалась мне громадной. В то время в будние дни там редко собирался миньян, зато в праздники было много народу, например, в Симхат Тора». Фрайман хорошо помнит цвета и звуки – свидетельства бившей ключом жизни.

Когда еврейские семьи эвакуировали из Старого города, отец Йеѓошуа спрятал серебряную утварь синагоги в тайник. Дом Фраймана служил защитникам Еврейского квартала одним из важнейших опорных пунктов. По словам Йеѓошуа, их дом был первым, который арабы сожгли, захватив Еврейский квартал.

«Отец умер в 1959 году. Я думаю, что горечь от падения Еврейского квартала и Бейт-Лехема подорвала его здоровье, и он умер молодым. Он всегда надеялся, что дорогие его сердцу места вернутся в руки евреев, но, к сожалению, не удостоился увидеть этого». Фрайман-сын возвратился в Еврейский квартал, к своему разрушенному дому и руинам синагоги Хурва, в самом разгаре Шестидневной войны. После окончания войны стали расчищать Еврейский квартал. Грузовики вывозили горы мусора вперемешку со всякой всячиной, до которой никому не было дела. «Однажды – это было Девятого ава – я заплатил одному водителю грузовика, чтобы он дал мне порыться в содержимом кузова. Я забрал себе все металлические предметы, которые нашел. Так в моих руках оказался кусок ажурной ограды синагоги, на основе которого была проведена реставрация ограды».

Фрайман вернулся жить в Еврейский квартал уже 39 лет назад. Он занимается еврейским искусством и иудаикой и надеется, что удостоится изготовить для Хурвы ханукальный светильник, который, как и церемонию его зажигания, он помнит с особой ясностью. «Если меня сочтут достойным на Небесах, я сделаю светильник и посвящу его памяти отца».

 

От Щаранского до рава Тау

Мысль о реконструкции синагоги Хурва посещала многие головы. Среди тех, кто прилагал усилия к осуществлению этого замысла, Нисим Арази отмечает рава Цви Тау – одного из ведущих раввинов религиозного сионизма, Мати Дана – главу организации Атерет коѓаним, занимающейся покупкой домов у арабов в Мусульманском квартале Старого города, рава Менахема Поруша и его сына – депутата Кнессета Меира Поруша, мэра Иерусалима и других общественных деятелей. Среди политиков Арази особо выделяет Натана Щаранского, который, занимая пост министра по делам Иерусалима, прилагал значительные усилия к осуществлению проекта реставрации.

В 2002 году по инициативе Щаранского правительство приняло решение о реконструкции синагоги Хурва. По оценке правительства, стоимость проекта должна была составить 28 миллионов шекелей. Эта сумма была разделена между несколькими министерствами. 4 миллиона шекелей должна была предоставить Компания по развитию Еврейского квартала. Однако проект не был осуществлен, и когда в 2004 году Нисим Арази встал во главе Компании по развитию Еврейского квартала, не было даже разработано программы строительства и отсутствовали соответствующие разрешения. Арази добился разрешений, после чего начались кратковременные археологические раскопки, как того требует закон в отношении строительства в Еврейском квартале.

Здесь археологов ждали сюрпризы. Во-первых, несколько находок эпохи Первого Храма, на основе которых ученые заключили, что в те времена Иерусалим достигал места, где сегодня расположена Хурва. Кроме того, была обнаружена сохранившая в целости арка эпохи Второго Храма, а под ней – плиты мостовой того же периода. Ученые установили, что это ответвление улицы Кардо, ведшее на Храмовую гору. При раскопках были обнаружены также домашняя утварь и две миквы. Посетители реконструированной Хурвы имеют возможность полюбоваться на эти находки.

Археологи обнаружили также оружейный тайник со времен Войны за независимость (см. ниже).

По окончании раскопок начались интенсивные строительные работы. В конце концов, проект обошелся в 43 миллиона шекелей, и не все министерства выполнили взятые на себя обязательства.

Откуда взялись недостающие миллионы? Их предоставили украинские бизнесмены-евреи Вадим Рабинович (который пожертвовал золотую Менору для Института Храма) и Игорь Коломойский. Арази называет их «Ротшильдами нашего поколения».

 

Тайна оружейного склада под арон кодеш

Зимой прошлого года один из журналистов газеты Бе-шева получил письмо по электронной почте, в котором экскурсовод Сара Барнеа писала: «Шимон Бармац тяжело болен. У него есть просьба к тебе, исполнить которую – настоящая заповедь».

Шимон Бармац был членом Брит Хашмонаим («Союз Хасмонеев») – религиозного ревизионистского молодежного движения. Вместе с еще несколькими еврейскими семьями он жил в арабском квартале Бейт-Ханина на севере Иерусалима: пожилой еврей, стойкий и мужественный, как и полагается одному из старых командиров Эцеля и Лехи. Однако в последнее время его здоровье серьезно пошатнулось, и он пожелал встретиться с журналистом, чтобы рассказать об оружейном тайнике Эцеля, обнаруженном незадолго до того в ходе реконструкции синагоги Хурва.

Он начал свой рассказ с вопроса: все акции подполья осуществлялись в центре города, где были расположены правительственные институты, тюрьма и тайная полиция, а не в Старом городе. Зачем же нужно было устраивать тайник с оружием именно в синагоге Хурва?

Бармац возвратился к дням Второй мировой войны, когда в 1942 году войска Роммеля приближались к Земле Израиля, и ее маленькая еврейская община могла разделить горькую участь евреев Европы. Члены Хаганы разработали план под кодовым названием «Крепость на Кармеле», который состоял в том, что в случае вторжения немецких войск в Землю Израиля весь еврейский ишув соберется на горе Кармель и там будет стоять не на жизнь, а на смерть. Менее известен план Эцеля биться с фашистами в Старом городе, святость которого для христиан, равно как и теснота его переулков, возможно, помешают немцам ввести туда танковые войска. Вот почему бойцы Эцеля устроили тайник с оружием под арон кодеш в синагоге Хурва.

Бармац заверил меня, что это известно ему не понаслышке. Он знал Старый город как свои пять пальцев, поскольку родился и вырос в нем, и потому сопровождал двух командиров Эцеля, Шмуэля Тамира (ставшего впоследствии министром юстиции) и Яакова Кналя, которым было дано задание устроить тайник с оружием в синагоге Хурва. О складе не знал никто, кроме Бен-Циона Фраймана, сына синагогального служки (и брата Йеѓошуа Фраймана), который сам был членом Эцеля.

Бармац пояснил, что во время войны 1948 года защитники Еврейского квартала не знали о существовании тайника и потому не воспользовались им. Сам Бармац же не мог сообщить о нем в осажденный Еврейский квартал.

Шимон Бармац умер через пять дней после того, как передал это свидетельство журналисту. Он похоронен на древнем кладбище на Масличной горе.                                     

 

Точная копия

Исконный проект синагоги Хурва создал три века назад не кто иной как Асад Эфенди, архитектор турецкого султана, посланный в Иерусалим, дабы проверить прочность фундамента мечети на Храмовой горе. Евреи попросили его заодно спроектировать им синагогу. Этот факт неразрывно связан с полемикой, разгоревшейся вокруг реконструкции Хурвы: следует ли создавать точную копию старого здания? Некоторые утверждали, что данный архитектурный стиль отошел в прошлое, что турецкая архитектура уже не в моде, что столь массивное здание потребует особого фундамента, поскольку в старину строили из таких прочных материалов, которых сегодня уже нет, и т.п.

Кроме того, нужно отметить необычайное великолепие этого здания. Хурва возносится на высоту 24 метров; настенные фрески тонкой работы, оконные витражи, двухэтажный арон кодеш (ковчег со свитками Торы), сделанный из резного позолоченного дерева (ручная работа!), – все это выполнено с великой тщательностью. Интерьер синагоги – плод многолетнего кропотливого исследования архитектора-реставратора Фаины Мильштейн и архитектора Нахума Мельцера, автора проекта реконструкции.    

И все это великолепие предназначено всего лишь для двухсот молящихся. В старину это было много, в наши дни – нет. Еще одним примером различий между стародавними временами и сегодняшним днем может послужить женская галерея синагоги (эзрат нашим), расположенная слишком высоко и сравнительно тесная. Так стоило ли восстанавливать Хурву в точности такой, какой она была раньше?

«Если бы реконструкция не повторяла в точности старое здание, это была бы не Хурва, а другая синагога, – утверждает рав Симха Кук, главный раввин Реховота, назначенный восемь лет назад главой комиссии по реконструкции Хурвы. – Комиссия состояла из 15 человек, и в ее функции входило утвердить проект и проследить за его осуществлением. Члены комиссии представляли самые широкие круги израильской общественности, и все сошлись на том, чтобы не изменять ни единую деталь оригинального здания».

Рав Симха Кук поясняет, что это позволяет нам ощутить связь с нашей историей и с этим уникальным местом. Кроме того, так принято поступать при всякой реконструкции, как например, в случае синагоги Йоханана Бен Заккая в Еврейском квартале, а также многих других реконструированных синагог во всем мире, куда «люди приезжают издалека, чтобы увидеть эти древние здания. Кроме того, если бы мы стали вносить изменения, это спровоцировало бы бесконечные споры».

Сам рав Симха Кук родился и вырос в иерусалимском квартале Шейх Джерах, где поселился его дед, Симха Мандельбаум, чтобы привлечь в этот арабский квартал других евреев. Довоенную Хурву он вспоминает с любовью и трепетом. Он ждет с нетерпением, когда в обновленной синагоге вновь раздадутся голоса евреев, молящихся и изучающих Тору.

 

Молитва за государство Израиль

Купол синагоги Хурва возносится на значительную высоту, превосходя даже минарет примыкающей к синагоге мечети. Арази рассказывает, что когда строители, возводившие синагогу в 19 веке, дошли до кладки купола, они были вынуждены прекратить работы из-за запрета возводить здания, которые были бы выше мечетей. «И тогда собрались все евреи Старого города и сложили купол за одну ночь. Понятия не имею, как им это удалось, – нам для этого понадобилось намного больше времени». Купол окружает внутри и снаружи балкон, с которого открывается сказочный панорамный вид на город и его окрестности.

До сих пор не стихла полемика о роли, которую будет исполнять синагога Хурва в жизни Иерусалима. Представители одного лагеря утверждают, что Хурва должна стать синагогой и йешивой, а также, что в ней должна вновь располагаться знаменитая талмудтора Эц хаим (которая находится сейчас около рынка Махане Йеѓуда). Другие же пытаются убедить своих оппонентов в том, что в Хурве следует разместить исторический музей и больше ничего. Первые опасаются того, что этим святым местом завладеют «евреи с непокрытой головой», а вторые – что «евреи в черных шляпах» используют в своих интересах этот важнейший исторический памятник.

«Наверное, это самая чувствительная тема, связанная с Хурвой, – признается Арази. – Однако решено, что здесь будет, прежде всего, действующая синагога, включая раввина, три молитвы в день, субботы и праздники, религиозные съезды и изучение Торы. Вместе с тем, мы решили, что необходимо предоставить еврейскому народу возможность стать свидетелями истории, которая вновь пустила корни в этом месте. Здесь будут работать экскурсоводы, которые расскажут посетителям о прошлом этого здания и о том, как в нем отразилась история нашего народа».

Два года назад правительство приняло решение, что синагогой Хурва будут управлять две инстанции: «Компания по восстановлению и развитию» и «Фонд наследия Западной Стены», согласно договоренности между ними. «Договоренность уже существует, – говорит Арази, – уже написан Устав синагоги, и разрабатывается программа экскурсий».

В Уставе, подписанном обеими инстанциями, сказано, что синагога Хурва является «ортодоксальной и приверженной принципам государственности», и что ее деятельность будет выражать ее «историческое, религиозное и национальное» значение. Далее в Уставе говорится: «В субботы и праздники будет произноситься молитва за государство Израиль и за солдат Армии обороны Израиля; особые молитвы будут проходить в День независимости и День освобождения Иерусалима, согласно правилам, установленным Верховным раввинатом Израиля». Кстати, экскурсии, которые будут проводить экскурсоводы Фонда наследия Западной Стены, не будут проходить во время молитв, а также, «синагога будет закрыта для туристов в субботы и праздники».

«Под Уставом поставили свои подписи рав Невенцаль и рав Медина – раввины Еврейского квартала, и рав Симха Кук. Все они признаются самыми широкими кругами еврейской религиозной общественности, включая харедим», – поясняет Арази.

Однако полемика еще не затихла полностью. Например, раздаются голоса, которые противятся изложенному в Уставе правилу, что вход в Хурву будет разрешен только в скромной одежде. «Но это будет именно так, и не может быть никак иначе».

Будет избран раввин синагоги, который обязан подписать Устав и соблюдать изложенные в нем принципы и правила.

Кстати, составители Устава не забыли указать, что они стремятся возвратить в Хурву церемонию назначения главного ашкеназского раввина Израиля, как это было принято в прошлом.

Торжественная церемония открытия синагоги Хурва состоялась в рош ходеш нисан – день, когда было завершено строительство Скинии. В церемонии приняли участие многие раввины, представляющие различные течения ортодоксального иудаизма. Во второй половине дня состоялись празднества для широкой публики, в рамках которых – шествие внесения в синагогу первого свитка Торы, которое проследует от Стены Плача до Хурвы, а также свето-музыкальное представление.

На следующий день состоялась официальная церемония с участием председателя Кнессета, министра строительства, верховных раввинов, депутатов Кнессета, раввинов, спонсоров и др. Нам остается молиться, чтобы это святое место продолжало служить сплочению еврейского народа.

Перевела  и подготовила к печати Хана Ѓар-Шалом 

Оригинал статьи опубликован в газете Бе-шева

                                                                                         

                                                                                                       Синагога Хурва до…..

                                                                                                   

                                                                                            

                                                                                                        ……и после разрушения