Их убивали только за то, что они были евреями

Их убивали только за то, что они были евреями

November 9, 2004 Автор: Николай Закревский - No Comments
 

Этого убеленного сединами пожилого человека привела в редакцию тревога за будущее страны. "Сергей Филиппович Древецкий, – представился он, – историк по образованию…" Получивший в свое время звание "Праведник Украины" за спасание во время войны вместе с родителями двух евреев-подростков, Сергей Филиппович пришел поделиться своим мнением о скандально-резонансных публикациях по "еврейскому вопросу" в газете "Сільські вісті". Эта тема занимала историка Древецкого не один год. Итогом тщательно собранных свидетельств о трагедии массового уничтожения евреев в годы войны в Украине и борьбе представителей этого народа с оккупантами стала его книга "И целый мир спасти…". Вот так со ссылками на приводимые факты в своем исследовании и в заочной полемике с автором публикаций в "Сільських вістях" профессором Василием Яременко и прошло наше многочасовое общение.

– В своих публикациях – "Миф об украинском антисемитизме", "Евреи в Украине сегодня: реальность без мифов" профессор Яременко, говоря его же словами, "выдает грешное за праведное, прибегает к подмене понятий, двойных стандартов", – говорит Сергей Филиппович. – В чем это выражается? Ну хотя бы в таких пассажах: "Почему же среди украинцев не нашлось ни одного депутата, который довел бы до сознания всего общества, что последние 12 лет Украиной руководят "жиды"… "Почему украинцы не требуют раскаяния у евреев за людей, которых убили Каганович, Троцкий, Зиновьев, Каменев?" "Привидение сионизма в Украине преобразовалось в извращенную реальность. Такова правда, без мифов"… Даже для малоосведомленного в историческом плане человека такие обвинения выглядят, скорее, глумлением над исторической правдой как таковой. Кто руководит Украиной последние 12 лет, люди какой национальности – и школьнику известно. А делить преступления большевистско-компартийной группы революционеров по национальному признаку, выдергивая из руководящей верхушки отдельные имена и приписывая им злодеяния всей системы, – все равно что назвать Сталина евреем, Молотова – жидом…

ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ

"Я и моя семья, рискуя жизнью, спасли от смерти двух молодых ребят-евреев Мишу и Гришу. Перед самым расстрелом им удалось бежать в лес. Целый день они скрывались в лесу и поздним вечером пришли к нам в село. Я увидел их за сараем и забрал в дом. Они прожили у нас 4 года, с сентября 1941-го по август 1944 года. Остались живыми. Мы все вместе под верандой дома вырыли землянку. Стены обложили соломой и оббили досками, сделали лежанку. Ребята скрывались там, когда в селе были немцы или полицаи. Вход в землянку был с веранды. Чтобы залезть туда, я отгребал картошку, делал для них дыру. Когда ребята залезали в землянку, я засыпал дырку картошкой. Отец и мать очень переживали за нас всех. Каждый день и каждую минуту нам грозила смерть. Если бы фашисты узнали о том, что мы скрываем евреев, нас бы всех убили, а дом сожгли…"
(Из книги "И целый мир спасти…")

– Что, по вашему мнению, скрывается за избирательным этноанализом с обвинениями и претензиями к представителям еврейского народа?

– Я это расцениваю как классическое проявление ксенофобии – навязчивого страха перед людьми определенной национальности, антисемитизма. Ведь что такое антисемитизм – это одна из форм национальной нетерпимости. Она выражается во враждебном отношении к евреям – от пренебрежительного отношения в быту, правовой дискриминации до геноцида, еврейских погромов и т. д. Присутствуют ли эти моменты в публикациях профессора? Чтобы не быть голословным, приведу несколько цитат: "В размышлениях "Миф об украинском антисемитизме", – пишет профессор, – я предлагал принять законы, которые бы регулировали деятельность сионистских организаций в Украине и запретили деморализующую работу, организацию борделей: продажу украинок как товара сексиндустрии за границу, запретили передачи, которые готовят фактически молодых девчонок к проституции в ночных клубах и барах". Или еще: "И если сегодня власть подыгрывает сионистам, то народ жаждет такой власти и президента, которые положили бы конец возрождению таких еврейских традиций, которые будут вызывать желание мести".

Смысл понятен? За организацию борделей в Украине и продажу молодых украинских девчат за границу у нас ответственны, оказывается, сионистские организации. Поэтому для начала поставим их к "правовой стенке". А если нынешняя власть не положит конец таким "еврейским традициям", то народ в своей жажде мести, как следует воспринимать, очевидно, профессорские измышления, сам наведет порядок – читай, устроит еврейские погромы.

Когда читаешь все это, невольно вспоминаешь события печального прошлого времен гитлеровской Германии. Основой пропаганды бесноватого фюрера был антисемитизм. Он обвинял евреев во всех бедах Германии. Именно они, евреи, по убеждению Гитлера, организовали революцию 1918 года и ослабили немецкую армию. Они оказались причиной экономического кризиса и способствовали подписанию несправедливого Версальского мирного договора. Гитлер также заявлял, что Веймарская республика фактически управляется евреями. Неустанно повторяя, что "еврейская зараза" приведет Германию к гибели, Гитлер объявил себя мессией, призванным спасти мир от "еврейского засилья". Вам не напоминает эта ситуация контекст нынешних идеологических призывов пана Яременко?

– Первоначально, до захвата власти Гитлером, насколько я помню, правительство санкционировало экономический бойкот в ответ на якобы антигерманскую пропаганду, организованную евреями за границей. И лозунг тогда был такой: "Хороший немец не будет ничего покупать у евреев".

– Да, экономическая "охота на ведьм" началась в Германии 1 апреля 1933 года. По всей стране у дверей еврейских магазинов были выставлены патрули штурмовиков, состоялись массовые митинги в поддержку бойкота. Министр информации и пропаганды Йозеф Геббельс радостно сообщил об этом всей стране: "Публика выражает полную поддержку… Какое впечатляющее зрелище!.. Это большая моральная победа Германии!" С этой операции началось практическое воплощение антисемитской политики фюрера. В последующем с помощью различных ухищрений евреев увольняли из армии, судов, высших учебных заведений, госслужбы. Квалифицированные специалисты оставались без работы и заказов. А потом в Берлине, если помните, состоялось символическое сожжение "вредных книг". Среди них – произведения Генриха Гейне, Стефана Цвейга, Томаса Манна, Альберта Эйнштейна. Увы, пророчество немецкого поэта еврейского происхождения Генриха Гейне – "Там, где сжигают книги, будут жечь людей" – сбылось, причем в масштабах, трудно представляемых даже распаленному национальной ненавистью сознанию какого-то фантаста-литератора.

ФАКТ ИСТОРИИ

"Гитлеровские спецслужбы всегда мастерски готовили провокации. Их деятельность в Киеве не была исключением. Верхушкой СД и полиции безопасности был подготовлен документ "Сообщения о событиях в СССР", в котором подчеркивалось то, что евреи захватили лучшие места в руководстве при большевиках, служили в НКВД как агенты и доносчики и были связаны со взрывами и пожарами в Киеве. В документе говорилось, что возмущение местного населения против евреев не имеет границ, и население ждет от немецкой власти наказания евреев… 24 сентября 1941 года в Киеве начались массовые взрывы и пожары… Только в последние годы стало известно, что взрывы были подготовлены и проведены диверсионной группой НКВД. Разъяренная оккупационная власть начала брать заложников. Среди пойманных на улицах, площадях, базарах были и евреи. Это дало возможность немецкому коменданту заявить, что взрыв в Киеве – дело евреев. А в сентябре 1941 года в ярах на Сырце города Киева началась одна из самых страшных трагедий, следствием которой стало уничтожение от 80 до 150 тыс. евреев (как считают разные историки) в течение пяти дней.
(Из книги "И целый мир спасти…")

– Сергей Филиппович, вы коснулись такой тонкой материи, как межнациональные отношения в идеологической сфере. Как вы считаете, этнокультуру в обществе должны измерять сегодня только уровнем знаний исторической правды, традиций, культуры того или иного народа или необходимым должен быть и критерий сочувствия и терпимости, если хотите, взаимопонимания и взаимодействия всех этносов, проживающих на территории Украины?

– Я исповедую формулу: высшее проявление цивилизованности – демократия, высшее проявление культуры – гуманизм, в том числе и поиск общности, а не исключительности, в межнациональных отношениях. По большому счету, я рассматриваю национализм, шовинизм, антисемитизм – как проявление воинствующего невежества. Когда нацию как сообщество людей пытаются объединить ненавистью к соседям по лестничной площадке, конкретным представителям в органах власти или в социальной иерархии общества только лишь по одному признаку – национальному, то у такого общества нет будущего. Величие народа также не измеряется его численностью, или самолично задекларированным кем-то из политических лидеров определением "титульная нация", как и достоинство человека не измеряется его антропометрическими данными. Когда же я читаю у пана Яременко, "что деньги сионистов в Украине работают на обездуховление украинской молодежи и ее зомбирование", я готов подписаться под его другими словами: "Необходима внимательность, необходима независимая объективная информация".

Вообще-то умение апологета "культурологических и этнополитических исследований" жонглировать словами и приписывать несуществующие мотивы действий той или иной части населения, прежде всего исходя из национального признака, вызывает скорее сочувствие, чем неприязнь. Следуя его логике, о евреях "небезопасно писать не потому, что больные сионизмом невежды навешают ярлык ксенофоба или юдофоба", беда в другом – "в каждом украинце в их (невежд) болезненном воображении сидит законченный антисемит, если не явный, то скрытый, готовый устроить еврейский погром".

Мне особенно больно читать такие "откровения", ибо я знаком со многими "праведниками", которые в годы военного лихолетия, рискуя своей жизнью, спасали евреев от немецких оккупантов. Помню выступление на траурном митинге в Остроге "праведника" Кондратюка Федора Лукьяновича, который вместе со своей семьей спас от смерти 17 евреев. А ведь таких украинцев – сотни, если не тысячи. Можно пытаться перекручивать этапы истории и интерпретировать их, исходя из своих политических и иных убеждений, но не уйти от признанного всеми факта: "Их убивали только за то, что они были евреями". Такая надпись сделана, кстати, на памятнике, который стоит на могиле нескольких тысяч захороненных евреев в лесу под Нитишино, что в 12 километрах от Острога.

– В вашей книге вы приводите немало фактов бесчинств немецких оккупантов по отношению к украинским жителям еврейской национальности. Что вас более всего поразило во время документальных исследований того времени?

– Вы знаете, многое. И то, что евреи старше 14 лет должны были носить на левой руке выше локтя отличительный знак в виде белой повязки с синей звездой Давида. Это правило действовало на оккупированной территории западной Волыни. В дальнейшем этот знак, согласно предписанию, был заменен на желтый круг на руке и на спине. Кроме того, специальные обозначения делались для еврейских домов (по-видимому, для того, чтобы облегчить немцам узнавать, из каких домов можно конфисковывать имущество), для самих евреев устанавливался комендантский час, а им запрещалось покидать места постоянного пребывания. Но самый потрясающий факт, кроме, безусловно, издевательств и массовых изуверских расстрелов, касается кормления младенцев в украинских гетто. Если с риском для жизни доставали 100-граммовую бутылочку молока, то матери добавляли туда, как минимум, до литра воды. Потом клали мякиши хлеба (скорее напоминающего его, чем являвшегося по сути), заворачивали все это в носовой платок и давали сосать младенцам. И такой одной бутылочкой пользовались 12 матерей…

ФАКТ ИСТОРИИ

"Ров был диной в 100 метров. Через ров перекинуты бревна. На бревнах, выстроившись в затылок, стояли 10-20 человек. Длинная очередь из автомата – и люди, как скошенные колосья, падали в ямы. Неподалеку от рва было еще несколько ям. Всех заставляли раздеваться догола и подходить к яме – мужчины и женщины по отдельности. Каждый палач практиковал свой способ убийства: одних выстраивали вдоль ямы лицом к яме, и немец поочередно стрелял каждому в затылок, других ставили перед ямой на колени, третьих заставляли бежать к яме, и когда человек приближался к яме, в него стреляли. Одних маленьких детей бросали в ямы живьем, других подбрасывали вверх и стреляли на ходу. Все это сопровождалось предсмертными стонами и криками умирающих и хохотом палачей. Если кто-нибудь из обреченных пытался бежать в сторону, его пристреливали. Поработав таким образом час-два, немец подходил к стоянке, выпивал рюмку водки, закусывал бутербродом с колбасой и снова продолжал свою гнусную работу. Расстрел продолжался трое суток. Было расстреляно 18 тысяч евреев".
(О массовом расстреле в Ровно, из книги "И целый мир спасти…")

– Сергей Филиппович, о евреях-жертвах гитлеровских палачей написано и сказано немало. Очень мало рассказывалось об участии евреев-воинов в боях на советско-германском фронте. И уж практически ничего не было известно о евреях-подпольщиках, партизанах, повстанцах. По крайней мере в советские годы ни на военно-патриотических мероприятиях с участием ветеранов об этом практически не приходилось ни слышать, ни читать. В вашей же книге есть целая глава об этом под названием "Сопротивление евреев". Почему так долго замалчивался "еврейский вопрос" на войне?

– Во-первых, долгое время архивные документы, фонды многих партизанских формирований были недоступны для исследователей. Учтем, что абсолютное большинство узников гетто и лагерей было уничтожено нацистами и их сообщниками, многие подпольщики и партизаны погибли в борьбе с врагом. Во-вторых, тема о евреях-партизанах, тем более о еврейских партизанских отрядах и группах почти полвека была закрыта. За этот период не вышло ни одной монографии, ни одной научной статьи об участии евреев в Сопротивлении и партизанском движении в СССР вообще и в Украине в частности. По большому счету евреям – как ни одной другой нации было очень трудно организовывать коллективное вооруженное сопротивление. И вот почему. Сразу после оккупации городов еврейское население направлялось в гетто, вывозилось или расстреливалось. Однако материалы Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, подразделений Комиссии в областях и городах Украины свидетельствуют о многочисленных фактах сопротивления со стороны обреченных евреев.

К лету 1942 года в гетто западной Волыни было образовано 18 еврейских боевых групп. Вооруженное выступление евреев против нацистских палачей произошли летом-осенью 1942 года в Мизочи, Луцке, Кременце и Тульчине. В восточной Галиции вооруженные выступления узников-евреев имели место в Бродах, Рогатине, Борщове, во Львовском гетто и Яновском концлагере. Вот что, например, говорится в докладе начальника СС и полиции "дистрикта Галиция": "В гетто Рогатина евреи построили три больших подземных тайника, которые назвали "Сталинград", "Севастополь" и "Ленинград". Когда полицейские проникли в убежище "Сталинград", по ним начали стрелять. Несмотря на призывы выйти из убежища, евреи не выходили. Убежище было сожжено. Из числа героев евреев-партизан я бы отметил Николая Парамоновича Конищука, известного по партизанской кличке Крук. Отряд Крука со временем достиг численности 700 бойцов. Войдя в бригаду особого назначения, "круковцы" успешно громили врага в лесных массивах западной Волыни до апреля 1944 года. На их счету десятки диверсионных операций, взорванных поездов с вооружением и военной техникой. Среди партизан-"круковцев" наиболее отличился командир взвода диверсий и разведки Иосиф Бланштейн. На личном боевом счету командира 11 взорванных вражеских поездов и восемь автомашин. За свои героические заслуги он отмечен 18 боевыми наградами, в том числе и польскими. А кому неизвестно из старожилов Волыни еврейское партизанское формирование, получившее название "группа дяди Миши". "Дядя Миша" – это Моше Гильденман, 45-летний инженер из местечка Корец на Ровенщине. Партизаны Моше Гильденмана осуществили более 150 боевых операций, освободили 300 узников из разных немецких лагерей. После встречи с партизанским соединением генерала Сабурова партизану "дяде Мише" было разрешено сформировать отдельную еврейскую роту, которая действовала как самостоятельное подразделение на севере Житомирщины вплоть до освобождения этого региона советскими войсками.

ФАКТ ИСТОРИИ

"Многие еврейские семьи, чтобы избежать экзекуции, кончали жизнь самоубийством. Осенью 1942 года часть евреев городка Мизоч на Ровенщине осуществила отчаянный трагический акт. Они подожгли целый квартал, где размещались, и сгорели, чтобы не попасть в кровавые руки фашистов. В результате погибло 200 человек.

В Сарненском гетто после нескольких массовых расстрелов оставалось две тысячи узников, главным образом старики, женщины и дети. В ответ на приказ выйти из помещений для "акции" обитатели гетто наотрез отказались подчиниться. На территории гетто стояли две казармы, в которых находились евреи, примерно 2000 человек, которые отказались выйти из казармы и идти на расстрел. Немцы подожгли эти казармы и сожгли все бывшее там населением живьем".

(Из книги "И целый мир спасти…")

– Однако вернемся в день сегодняшний. В какой мере, на ваш взгляд, ложные аргументы в межнациональном споре могут обосновать, а потом и вызвать межнациональную ненависть, вражду и кровавое противостояние?

– Мне как-то пришлось услышать от одного зарубежного профессора права, специалиста в области межнациональных отношений, такую примерно сентенцию: националисты, антисемиты и иже с ними не могут быть довольны до тех пор, пока не найдут кого-нибудь, кто их якобы обижает, притесняет, говоря языком профессора Яременко, "стремится господствовать над народом и обогащаться за его счет". В этой связи мне вспоминается "Послание к римлянам" апостола Павла: "Имеем ли мы преимущество? Нисколько, ибо мы уже доказали, что как иудеи, так и эллины, все под грехом". Это я к тому, что нельзя весь народ причислять к злодеям только лишь на том основании, что отдельные его представители тебе не импонируют. Как и недопустимо "согревать" страну призрачными посулами социально-экономического благоденствия, одновременно пытаясь сжечь ее в межнациональной вражде. Да, иногда "поджигатели" были убеждены, что несли перед народом факелы. Но как горько за это поплатились. И прежде всего сами люди, внимающие некоторым идеологическим "светочам" и своим партийным божкам.

"Киевские Ведомости" №63 (3160), Среда, 24 Марта 2004