Просить, а не требовать

Просить, а не требовать

February 26, 2004 Автор: рав Шломо Авинер - No Comments

 

Отношение человека к молитве может быть разным. Один молится и ожидает быстрого ответа на его просьбу, другой находит удовлетворение в самих словах, обращенных к Б-гу, и рад возможности говорить с Ним.
Наши мудрецы сказали: "Всякий, кто удлиняет молитву и присматривается к ней, в конце концов приходит к разочарованию и огорчению (Брахот, 55а). Раши разъясняет: "Присматривается к молитве" – думает, что Вс-вышний обязательно ответит на его конкретную просьбу, потому что он молился сосредоточенно. "Приходит к разочарованию и огорчению" – Вс-вышний не исполняет его просьбу". На том же листе трактата Брахот говорится: "За то, что человек присматривается к молитве, начинают на Небесах вспоминать все его преступления". Раши разъясняет: "На Небесах начинают перечислять его недостатки, потому что он думает, что его заслуги обязывают Вс-вышнего сделать для него то, что он просит".

Молитва должна быть просьбой о милости, обращенной к Тому, Кто внимает всякой молитве, но запрещено требовать так, как будто то, что ты хочешь получить, полагается тебе заранее. Это положение относится ко всем молитвам, но прежде всего, к молитвам о будущем нашего народа. Многие, обращаясь к Тв-рцу с молитвой за весь народ, исходят из того, что Он обязан мгновенно исправить настоящую ситуацию и привести Машиаха. Но Вс-вышний никому и ничего не должен. Он приведет окончательное освобождение еврейского народа даже в том случае, если у нас нет достаточных заслуг.
Исходя из того, что Вс-вышний должен нам что-либо, мы утрачиваем умение благодарить Его за те блага, которые Он уже сделал для нас на пути к полному освобождению еврейского народа. Просыпаясь утром, мы забываем благодарить Его за то, что 180 миллионов арабов, которые окружают нас, не пошли на нас стеною и, не дай Б-г, не стерли с лица земли. Будто бы Он должен защищать нас и делать для нас то, что не делает ни для одного другого народа на свете. Каждое утро еврей произносит: "Благословен Б-г Вс-сильный наш, Царь вечно живой, за то, что Ты вернул мне душу…" Значит, Вс-вышний не подписывал никаких обязательств, и все, что Он дает нам, следует воспринимать как милость.