1069

Размышления накануне Семнадцатого Тамуза

July 23, 2005 Автор: рав Яаков Ариэль - No Comments

Во время трудовых будней человеку постоянно не хватает свободы разума, необходимой для того, чтобы проанализировать течение своей жизни – как на индивидуальном, так и на межличностном уровне, чтобы понять, оправдывают ли себя его цели и чаяния. Дни поста – это наиболее удобный повод для самоанализа и раскаяния. В конце концов, наши посты связаны не с отвлеченными событиями далекого прошлого; мы постимся в ответ на события, происходящие с нами сейчас.

Возможно, было бы лучше, если бы мы поступали наоборот – и во время радости, в минуту душевного подъема, на мгновение прекращали веселье, задумывались и задавали себе вопрос: а чему мы, собственно, так радуемся?

Еврейское торжество смешано с печалью… Наш праздник – это не просто повод расслабиться; это – рационально осмысленное и глубокое торжество. Распущенность и легкомыслие не отражают состояния истинной радости и искренней благодарности. Подобно тому, как мы нуждаемся в воздухе, чтобы дышать, так же мы должны выделять некоторое количество дней в году для размышлений, самоанализа и подготовки к тому, что ждёт нас впереди.

Задумаемся о смысле дня Семнадцатого Тамуза. Были ли восстановлены стены Иерусалима, пробитые в этот день? Правда, пророк Зхарья сказал: "Иерусалим будет заселен, как города, не окруженные стеной", и это, казалось бы, приличествует святому городу даже больше, чем стены – ведь стены символизируют страх перед врагом и войной. Однако нам все-таки необходимы стены Иерусалима – из-за их святости: чтобы съесть в пределах этих стен ягненка в Песах и жертву всесожжения. По этой же причине нам необходимы Храм, священники-коэны, камни "урим вэ-тумим", Санэдрин, пророки – без всех этих элементов мы не можем освятить стены Иерусалима.

Где же все это?

Если бы мы ели и пили в тот день, когда были пробиты стены Иерусалима, все наши высокие цели и устремления выглядели бы просто посмешищем. В конце концов, возвращение всего того, чего нам недостает, зависит от нас: от нашей способности проникать вглубь сердец, способности духовно расти, способности преодолевать разделяющие нас преграды и демонстрировать свою силу духа и веру. Мы видели своими глазами, что избавление складывается из двух составляющих – действий человека и помощи Небес.
Семнадцатого Тамуза было прекращено ежедневное жертвоприношение в Храме – тамид. Разве оно уже восстановлено?! В этот день была сожжена Тора. Разве Тору не продолжают сжигать ежедневно народы мира – а также, к нашему величайшему позору, наши братья в освобожденной и отстроенной Земле Израиля? В этот день были разбиты Скрижали. Разве исчез золотой телец и его служители из нашей среды? В этот день в святилище был установлен идол. Разве тот же самый идол, перевоплощенный в золотой купол, не продолжает стоять сегодня на руинах нашего Храма? Разве не идут переговоры о том, чтобы отдать всю территорию Святилища "лисам, гуляющим по нему"? А мы сами остаемся нечистыми и отстраненными; наши глаза видят все это, и наш взор тускнеет от этого. Горе нам, находящимся в таком позорном и унизительном положении: мы даже не ощущаем оскорбления и страданий, которым подвергается Б-жественное Присутствие, и продолжаем гнаться за удовольствиями. Почему же наша душа не испытывает ужаса? Почему не закипает наша кровь, когда мы видим, как часть народа готова поступиться свободой и священной Землей? Как можем мы, глядя на все это, оставаться безразличными?!

Перевел Яаков Герштейн,
редакция – Элиэзер (Макс) Лесовой