78

Недельная глава Аазину: «Внимайте, небеса…»

September 16, 2002 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

«И изрек Моше вслух всего Израиля слова песни этой до конца» (Дварим, 31:30).
Песней названа Тора, ибо она должна быть не сухими и скучными словами, а стихами, возвышающими душу, без которых человек не может жить. Она должна звучать в ушах, даже когда никто – ни ты, ни тот, кто рядом с тобой – не произносит их. В этой песне – вся история еврейского народа: взлеты и падения, приближение к Творцу и удаление от Него, годы изгнания и возвращение в Землю.
Моше прежде всего обращается к небу и земле: «Внимайте, небеса, и я говорить буду, и да услышит земля речи уст моих» (Дварим, 32:1). Стоящее перед ним поколение уйдет, его сменит другое, а небо и земля – вечные свидетели. Перед ними проходит вся история. Они не заговорят, не расскажут, но еврей, в каком бы веке он ни жил, глядя на звезды и на все окружающее, должен знать, что есть свидетели тому, что Моше дал нашему народу Б-жественный закон , и нет места, куда можно было бы спрятаться от великой, возложенной на нас ответственности за его сохранение и передачу из поколения в поколение.
Далее говорится о свойствах Торы: «Польется как дождь учение мое, закапает, как роса… Как мелкий дождь – на зелень и как капли – на траву» (Дварим, 32:2). Влага благодатна для почвы, но она может стать ливнем, а может выпасть как роса, дающая благословение без хлещущего ветра. Все зависит от людей. Если они готовы воспринимать учение, то оно станет силой, постоянно пытающейся вернуть человека на пути, ведущие к Б-гу.
Моше призывает народ воздать хвалу Б-гу, ибо «Он твердыня, совершенно деяние Его, ибо все пути Его праведны. Б-г верен, и нет кривизны, праведен и справедлив Он» (Дварим, 32:4). Тем, кому кажется, что Он посылает нам слишком суровые наказания, Моше говорит: «Погубили себя; они не дети Его из-за порочности их, род строптивый и развращенный. Б-гу ли воздаете это, народ недостойный и неразумный? Не Он ли отец, обретший тебя, Он же создал и упрочил тебя!» (Дварим, 32:5-6).
Но все, что есть плохого в народе Израиля, – это внешнее, не относящееся к сущностной стороне. Его можно исправить: достаточно только смыть внешнюю грязь. И тогда проявится лицо народа.