955

Кто образует образование?

February 12, 2005 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

   Проблема русскоговорящей интеллигенции, ориентированной на национальные духовные ценности, связана с общим неудовлетворительным состоянием системы еврейского образования. Систематическое изучение книг пророков до недавнего времени считалось нежелательным. Это объясняется тем, что пророки часто описывают нетривиальное и необъяснимое, с точки зрения повседневной галахи, поведение праведников, берущих на себя ответственность за весь мир и напрягающих до предела все свои душевные силы в борьбе со злом. Пророки ориентированы на будущее время и поднимают глобальные проблемы, относящиеся к нравственному состоянию всего общества в целом.

  После Шабтая Цви изучение книг пророков считалось нежелательным, так как оно порождает много вопросов и призывает человека размышлять о мессианских временах. После того, как Моше Мендельсон написал светский комментарий к книгам пророков, подменив традиционный комментарий литературоведческими изысканиями, еврейские круги практически полностью отказались от изучения НАХА (книг пророков и писаний), несмотря на то что Мальбим – в ответ на комментарий Мендельсона – написал подробнейший комментарий к Торе и книгам пророков. Под еще более суровый запрет попали все книги, имеющие отношения к кабале. Это также произошло в основном после Шабтая Цви, движение которого, потерпевшее крах и уведшее в небытие целые еврейские общины, было движением мистическим и мессианским.

  В современной традиционной йешиве единственно приемлемым является изучение Гемары и беглое просматривание комментариев к Торе. При изучении Гемары не ставится задача понять, как возник этот труд, какое место он занимает среди других еврейских книг, является ли он полным отражением устной традиции, передаваемой с горы Синай или только ее частью, какой дополнительный материал должен быть привлечен для правильного понимания текстов Гемары. Высказывания мудрецов воспринимаются как постулаты, не допускающие никакого поиска философских основ или выяснения общей позиции мудреца, скрывающейся за ними. Такой подход к изучению не соответствует еврейской традиции и является результатом незнания того, как подходили к изучению в прошлом. Осенняя коллекция женской одежды на сайте http://stok-odessa.com – женская . Недорогая женская одежда доступна всем.

  Крупнейшие авторитеты предупреждали о том, что подобный подход к изучению Торы может привести к катастрофическим последствиям. Среди них Маарал, писавший (в Нетив а-Тора), что основной трагедией еврейского мира является то, что комментарий Тосафот напечатан на одном листе вместе с текстом Талмуда. Он был против сравнительного метода анализа без проникновения в суть вещей. Ряд резких критических замечаний был высказан Виленским Гаоном. Новую систему обучения пытался создать Рамхаль, однако не сумел передать свои знания ученикам и выразил их в трудах, которые были признаны через много лет (благодаря Виленскому Гаону) после его смерти.

   Искусственные ограничения в области изучения Торы, отсекшие ряд необходимых предметов, а также ограничившие глубину проникновения в тексты, привели к отходу многих мыслящих людей от Торы, что в свою очередь, как обратная связь, усугубило положение в области образования в еврейском мире. Последствия тенденции ограниченности в понимании нашего наследия катастрофические: Традиционный еврейский мир в целом в конце прошлого века и в начале этого века не сумел выработать однозначного, правильного подхода к проблеме возвращения на Родину, который был бы впоследствии оправдан историческими реалиями, а также не сумел оценить трагические последствия ассимиляции и предсказать катастрофу в Европе.

  Рав Кук (ЗаЦаЛь) и Рав Соловейчик (ЗаЦаЛь), гиганты еврейской мысли, видя положение дел в области еврейского образования и воспитания, пытались исправить его и во многом преуспели. Каждый из них по-своему вернул Торе ее широту и построил новые системы изучения, создав уникальные йешивы, которые спасли множество евреев, склонных к углубленному изучению Торы, и не дали им оторваться от ее изучения.

 

Первая страница печатного издания
Иерусалимского Талмуда, Венеция, 1523