Как бывший эсесовец Ганс Ресснер стал издателем трудов  знаменитого еврейского философа Ханны Арендт

Как бывший эсесовец Ганс Ресснер стал издателем трудов знаменитого еврейского философа Ханны Арендт

February 10, 2005 Автор: Мидраша Ционит - No Comments

<!–

Хана Арендт, конец 60-х – начало 70-х гг. XX века

–>Пути этих двух людей пересеклись на склоне их лет. Они были почти ровесниками – разница в возрасте составляла всего лишь пять лет. Ханна Арендт – немка "Моисеева вероисповедания", а проще говоря – немецкая еврейка, родилась в Германии в 1906 году. Блистательная ученица великих немецких философов – Ясперса, Гуссерля, Хайдеггера – стала автором книги "Истоки тоталитаризма", где доказала, что фашизм и сталинизм – самые чудовищные воплощения тоталитаризма на практике. Исследовательский ум Арендт в шестидесятые годы привлек внимание бывшего нациста Ганса Ресснера, "идеолога-аристократа" фашистской Германии. Его судьба – типичная судьба национал-социалиста, человека, стремительно сделавшего карьеру в нацистской Германии. Начинал он со службы в отделе безопасности СС. Ресснер легко "схватил" и почувствовал сущность нацистской идеологии, его заметили, и он почти сразу же возглавил отдел культуры и искусств РСХА. Поражение Германии в войне превратило его в изгоя, скрывавшего свое прошлое. Ганс Ресснер, сумевший бежать из Германии, был арестован и стал узником британской военной тюрьмы. Освободившись после непродолжительного заключения, он становится редактором одного из широко известных либеральных британских издательств. Бывший офицер СС быстро "перестроился" на рельсы новых жизненных ценностей после Второй мировой войны. Ханна Арендт бежала в 40-е годы сначала во Францию, а потом в США, едва спасшись от фашистов. Она работала в еврейских организациях и впоследствии проявила себя как незаурядный философ и публицист. Ее работы становятся широко известными и публикуются во всем мире. В шестидесятые годы ХХ века Арендт пишет аналитические труды о таких явлениях, как антисемитизм, империализм и тоталитаризм. Ее взгляд на эти политические явления всегда был неповторимым и, как пишут о ней современные исследователи, – "экзистенциальным и субъективным". Многие осуждали Арендт за отсутствие политического чутья. Но это не было препятствием для тех, кто начал ее издавать. И вот Ганс Ресснер, "старый наци", начав издавать труды еврейки-философа, поставил на свой письменный стол ее портрет. Пожилой, циничный антисемит, который не избавился, по словам свидетелей и очевидцев, от нацистской сути до конца жизни, публиковал труды женщины-философа, писавшей о гуманизме, истине и "банальности зла". Ханна Арендт умерла в 1975 году, Ресснер – гораздо позже, в 1999 году, после объединения Германии. Никто не знает, что испытала бы Арендт, если бы она узнала о прошлом своего любимого издателя. Ресснер и Арендт вели переписку, но она не знала о нем ничего. А, может, и не хотела знать. Ведь когда-то она с типичным еврейским менталитетом писала Карлу Ясперсу: "Осторожно с осуждением немцев, осторожно". Этот поучительный сюжет "раскопал" немецкий историк Михаэль Вильдт и рассказал о нем в своей книге "Поколение обязательных". Можно долго рассуждать о том, насколько мир, а точнее – общественное мировое сознание – интересует поколение, породившие нацизм. Ханна Арендт осуждала нацизм и умерла, не дожив до окончательного признания Германией своей вины. Много написав о вечных нравственных ценностях, она так никогда и не узнала, что ее портрет стоял на столе у бывшего нациста. Этот портрет стал символом его мимикрии.