279

«Заходит солнце и восходит солнце…»

March 29, 2003 Автор: Эстер Тахтерина - No Comments

 Недаром говорят, что история евреев в изгнании схожа с природным солнечным циклом – закат общественной и духовной жизни евреев в одном центре совпадает с появлением другого такого центра в другом месте. По поводу стиха из Торы, помещенного в заглавие данной статьи, так и говорят наши мудрецы: «В тот момент, когда солнце садится в одном месте, оно подымается в другом».
Вавилония была древнейшим центром диаспоры, где евреи жили с незапамятных времен – "бесчисленные десятки тысяч, и невозможно установить их число", – по словам Иосифа Флавия. Там находились большие города, где подавляющее большинство жителей были евреями. Названия этих городов звучат для нас как таинственная музыка – Негардея, Нисибина, Махуза. Вавилонские евреи вели свою родословную со времен "вавилонского пленения", когда сначала ассирийские, а затем вавилонские властители, завоевав сначала Северное царство (Израиль), а затом Южное (Иудею) увели на чужбину весь цвет еврейского народа. С тех пор, в бедственные для евреев в Палестине годы, множество беглецов и эмигрантов находило пристанище у своих вавилонских соплеменников. Среди беглецов было немало великих ученых Торы. Но и оставшиеся в Эрец-Исраэль всегда могли рассчитывать на помощь более богатых собратьев.
Главным занятием евреев Вавилонии всегда было земледелие: помещики, арендаторы, издольщики занимались всеми отраслями сельского хозяйства – финиковыми плантациями, зерновыми культурами, рыболовством и птицеводством. Широко распространены были также ремесла. Еврейская община пользовалась широкой внутренней автономией, главой ее был экзиларх («рейш галута»). Экзилархи вели свою родословную от царей из династии Давида, приведенных в Вавилонию после разрушения Первого храма. Согласно преданию, первым из них был царь-изгнанник Йехония. Экзиларх считался высоким государственным сановником. Ему были предоставлены широкие полномочия в административной сфере, в области гражданского и уголовного права. Дворы экзилархов походили на дворы восточных владык и выделялись своей пышностью. В еврейских городах Вавилонии находились Советы семерых, заведовавшие всеми городскими делами; высшим же муниципальным органом было общее собрание жителей.

Большой духовный подъем произошел в конце II века., когда вавилонские евреи, иногда целыми семьями, отправлялись в Палестину для изучения Торы. Большая часть из них осталась в Палестине. Среди возвратившихся был Абба Ариха, названный "Рав". Его возвращение является переломным моментом в истории изучения Торы, в культурной жизни, в законодательстве и судопроизводстве вавилонского еврейства. В 219 г. он поселился в Суре и основал там новую школу. Рав ввел в своей академии не только изучение Мишны, но и методы ее преподавания и изучения и целый ряд обычаев и традиций, привезенных им с родины. В академию Рава стекались массы учащихся – число только постоянных слушателей достигало тысячи двухсот. Тогда же установился обычай т. н. "месяцев собрания" , продержавшийся в течение столетий. Два месяца в году, весной в адаре и осенью в элуле (сезоны затишья в вавилонском земледелии), в академиях собирались десятки тысяч для участия в занятиях. В 371 – 427 гг. талмудические лекции были собраны и отредактированы в сборнике, ставшем известным под названием "Вавилонский Талмуд".
Два века, последовавшие за завершением составления Талмуда, принесли евреям Вавилонии множество страданий: персидское правительство, побуждаемое религиозным фанатизмом, начало преследовать евреев. Были закрыты всемирно известные академии в Суре и Пумбадите, запрещено соблюдение субботы. В начале 6-го века евреи Вавилонии восстали. Под руководством выдающегося во всех отношениях и энергичного экзиларха Map Зутры сотни преданных ему воинов вытеснили персидские войска с территории еврейской Вавилонии и создали независимое государство с Махузой в качестве столицы. Маленькое государство сражалось за свою независимость семь лет, но в конце концов мятеж был подавлен и Map Зутра публично казнен на мосту Махозы. Страдания евреев возобновились.
В середине седьмого века Вавилонию наводнила вновь возникшая молодая и мощная сила, жаждущая захвата новых земель и увеличения числа новообращенных в свою религию. Это были арабы. Коран, библия магометан, обещал вечное блаженство каждому солдату, павшему на поле боя. Ослабевшая империя пала под властью ислама…
К 1948 году, когда территории, носившие некогда название Персидской империи, давно разделились на несколько государств, на территории Ирака еще существовала община из 130 тысяч евреев. В период правления пробритански настроенного короля Фейсала Первого (20-е годы) эта община вновь пережила кратковременный расцвет – евреи играли ключевую роль в экономике, занимали государственные посты. В 30-е годы арабский национализм, подогреваемый нацистскими агентами, постепенно сделал жизнь евреев невыносимой. В 41-м году восставшие фанатики громили еврейские дома и магазины, убив и ранив сотни людей. Прогитлеровский режим снова сменили англичане, но евреи, поняв непрочность своего положения, начали эмиграцию в Эрец Исраэль. С провозглашением государства Израиль для евреев в Ираке настал черный час – правительство Ирака начало организованное преследование. Еврейские дома «обыскивали» полицейские – на самом деле это был вооруженный грабеж. Сотни евреев были обвинены в государственной измене и брошены в тюрьмы. Евреев увольняли с работы, исключали из университетов… В Ираке евреи издавна занимались медициной. Теперь еврейские медики стали «врачами-отравителями». Но аналогия с СССР этим не ограничилась. Решив, что еврейские капиталы следует экспроприировать как можно быстрее, иракские власти пошли на хитрость. В марте 1950 года иракский парламент объявил, что евреи смогут свободно выехать в Израиль, если откажутся от иракского гражданства. При этом было заявлено, что выезжающие смогут получить компенсацию за оставляемое имущество. А 10 марта 1951 года, после окончания срока регистрации на выезд, власти объявили, что все имущество лиц, подавших прошение о разрешении на выезд, отныне является собственностью государства. За одну ночь прежде состоятельные люди стали нищими. В эту тяжелую для некогда процветавшей общины минуту Израиль, сам находившийся в непростой ситуации, протянул руку помощи. Воздушный мост, по которому Еврейское Агентство начало переброску беженцев, назвали «Али Баба». Спустя несколько месяцев почти 113 тысяч беженцев из Ирака наконец-то оказались в Эрец Израэль, небольшие группки еще несколько лет перебирались через иранскую границу.

Очаг еврейской культуры в Вавилонии погас навсегда. У очага еврейской культуры в Эрец-Израэль все еще впереди.                                                   

 

  

 Багдадские евреи

 

Иракские евреи
  репатриируются в
Израиль