882

Недельная глава Ваешев: Потомство Йеуды

December 4, 2004 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

После продажи Йосефа с Йеудой происходят странные события. Он уходит от братьев и селится в Адуламе. Мидраш говорит, что причиной тому были разногласия, возникшие между братьями. Они обвинили Йеуду в том, что он не остановил их и не велел вернуть Йосефа отцу. (И действительно, из описания, приведенного в Торе, видно, что у него есть сила настоять на своем: по его слову братья отказались от расправы над Йосефом и по его совету продали его каравану ишмаэльтян.) В Адуламе он женился на дочери кнаанейца, и у него родились три сына Эр, Онан и Шейла. Старшего он женил на Тамар, и тот умер. Причина его смерти указана в Торе: все свои силы он отдавал земле, так как не хотел, чтобы у него были дети. Тамар становится женой Онана по закону о левиратном браке, но и тот умирает по той же самой причине.
Как у Йеуды могли родиться дети, которые с малого возраста были отвратительны для Всевышнего? Есть только один ответ на этот вопрос: дети – воплощение внутреннего мира родителей и их поступков.
 Йосеф – это человек, который усиливает связь внутреннего мира людей со всем окружающим. Благодаря его духовной работе произрастает урожай на земле, все дурное отступает и мир начинает издавать запах сада Эден. Об этом свидетельствуют пророческие сны Йосефа: снопы кланяются ему, признавая свою зависимость от праведника, и светила небесные заявляют, что они распространяют свой свет только благодаря ему. Яаков сделал Йосефу рубашку с семью цветами радуги. Этим он хотел сказать: «Если в мире есть такой человек, как мой сын, – нет необходимости в радуге, которая напоминает Всевышнему, что Он обещал не разрушать мир. Йосеф сам по себе оправдывает существование мира». (Во времена раби Шимона бар Йохая радуга не появлялась на небе: совершенный праведник держит своими заслугами весь мир, и нет необходимости пробуждать особую милость Всевышнего.)
 Соединение сил души и материального мира, характерное для Йосефа во все периоды его жизни: и когда он был в доме Потифара, и в темнице, и во дворце фараона – называется «союз» между духовностью и материальным миром. Он похож на брачный союз между мужчиной и женщиной, когда силы мужчины раскрываются через творческую энергию женщины, которую часто сравнивают с почвой, способной превратить зерно в плоды урожая. Продав Йосефа, братья разорвали союз души и земли. И дурные наклонности детей Йеуды стали отражением его поступка. Преступление, которое они совершали, называется «разрушение союза».
Ради Йосефа в мир приходил голод, ради него поднимался урожай, возникали и падали империи звезды меняли свое положение на небе. Всякий, кто отказывается от него, причиняет вред прежде всего самому себе. Этого братья не поняли.
Этого не понимают многие люди. Им неудобно рядом с настоящими праведниками, и они стараются отдалиться от них, иногда – любым путем. Это очень частое явление в жизни. И, если братья раскаялись и отправились на поиски Йосефа, то другие люди часто до конца своей жизни не понимают, что им не следовало бежать от праведника.
 Часто продажу Йосефа сравнивают с грехом золотого тельца. Общее между этими двумя событиями – отказ от прямого, непосредственного восприятия высокой духовности. После того, как братья продали сына Рахели, они «сели есть хлеб», ибо у них, утративших прямую связь с источником духовной энергии, обострилось чувство голода.
После греха золотого тельца сыновьям Израиля потребовался Храм – строго установленное место служения Всевышнему. До этого оставалось в силе обещание Всевышнего «Во всяком месте, где Я дам упомянуть имя Мое, приду и благословлю тебя». Только человек и Б-г – и никаких воскурений.
 Но сегодня мы с нетерпением ждем возведения Храма. Он является той ступенью, через которую нам не дано перешагнуть на пути к еще более высокой духовности. А потом? После того, как мы построим Храм? Кто знает…

, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,