Урок 4: Трактат Шабат, лист 4

Урок 4: Трактат Шабат, лист 4

February 13, 2005 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

Вернемся немного назад. Несколько интереснейших вопросов оказались не разобранными. Вот, например, страница 4а в трактате Шабат. Там приводится неожиданное правило еврейского закона: если люди совершили физическое действие, являющееся преступлением, вдвоем, причем так, что ни один из них не сделал "полного" действия, их нельзя наказать.

Вот, например, в субботу двое вынесли тяжелый предмет, который одному не под силу поднять, из огороженного владения в неогороженное. Не полагается им никакого наказания! "Почему? – спрашивают некоторые из мудрецов, – ведь действие-то было сделано!" Но это полбеды. А вот что делать, если они вдвоем кого-то убили? Взяли огромный камень и бросили кому-нибудь на голову! Санэдрин в старое доброе время рассуждал так: формально мы не можем их наказать их. Но есть одно правило, которое было дано на горе Синай и передается по традиции от Моше: раз нам ясно, что они убили умышленно, посадить их в карцер на месяц, давать пищи в обрез, пока сами не умрут. Не гуманно? А убивать гуманно?

Это связано с тем, что у суда есть две задачи: одна – казнить преступника одной из четырех казней, чтобы воздать ему мерой за меру, другая – сохранить общество. Если первую нельзя решить, вторая – остается. Ну, а как быть с ворами? Закон воровства предполагает, что человек совершил преступление и, одновременно, на него легла заповедь вернуть украденное. Так вот, если формально они и не совершили преступления, так как воровали вдвоем, заповедь вернуть лежит на каждом из них. Кто первый из них исполнит ее – тот и молодец. А суд? Кого поймает, того и заставит вернуть. А если обоих? Каждый вернет стоимость украденного. Зато двойную долю платить не будут.

А с субботой? Почему обоих не наказать? В субботу действие, подобное тому, что делал Всевышний (и его запрещено делать в субботу), должно быть выполнено точно так, как оно выглядело при создании мира. А поскольку Всевышний все делал один, нарушение, совершенное вдвоем, оказывается не нарушением.