"И жил Израиль в Шитим, и начал народ блудодействовать с дочерьми Моава. И приглашали они народ к жертвам своих божеств…” (Бемидбар, 25:1).
“И вот некто из сынов Израиля привел и подвел к братьям своим мидьянитянку перед глазами Моше и перед глазами сынов Израиля…” Этот «некто» был Зимри, князь колена Шимона. И поскольку руководители народа и судьи не знали, что делать, он воспользовался их растерянностью и решил сделать то, о чем до сих пор никто даже не помышлял поселить женщину из чужого народа в своем шатре. “И увидел это Пинхас, сын Элазара, сына Аарона священника, и встал он из среды общины, и взял копье в руку свою. И вошел вслед за израильтянином в нишу, и пронзил обоих их… И прекратился мор среди сынов Израиля, и умерло от мора 24 тысячи” “ И Б-г сказал Моше, говоря: “Пинхас, сын Элазара, сына Аарона священника, отвратил гнев Мой от сынов Израиля, вступившись за Меня среди них, и не истребил Я сынов Израиля в ревности Моей. Поэтому скажи: “Вот даю Я ему Мой завет мира. И будет он ему и потомству его после него заветом священства вечного за то, что он вступился за Всесильного своего и искупил сынов Израиля” (Бемидбар, 10:14).
Пинхас, войдя в шатер Зимри, пронзил его в тот момент, когда тот был занят развратом. Он вынес на копье обоих Зимри, князя Израиля, и развратную мидьянитянку Казби. Вс-вышний сделал для него чудеса: вход в шатер приподнялся, и он вышел и вынес проткнутых копьем развратников не сгибаясь; тела держались на копье; копье не сломалось; железный наконечник копья удлинился и пронзил их обоих так, что всем было видно, чем они были заняты; кровь не стекала на него; те из колена Шимона, кто хотел напасть на Пинхаса и убить его, упали замертво.
Несмотря на все чудеса, которые Всевышний сделал для Пинхаса, сыновья Шимона окружили его и хотели убить. Многие люди из разных колен, поддерживали их, и выкрикивали оскорбления в адрес Пинхаса: «твоя мать приняла гиюр, говорили они, а до этого она откармливала жертвенных тельцов для заклания в честь идолов» (Мидраш Раба)
Раби Йеуда бен Пази утверждает, что и мудрецы того поколения были недовольны поступком Пинхаса: «Хотели они исторгнуть Пинхаса из общества, – сказал он, но Вс-вышний провозгласил: «Пинхас, сын Элазара, сына Аарона священника, отвратил гнев Мой от сынов Израиля, вступившись за Меня среди них, и не истребил Я сынов Израиля в ревности Моей… Вот даю Я ему Мой завет мира. (Бемидбар 25). И будет ему и его потомству вслед за ним навеки…».
Странно, что мудрецы Торы отрицательно отнеслись к поступку Пинхаса и после того, как они увидели своими глазами все чудеса, которые Вс-вышний сделал для него. Кроме того, ведь он же не набросился на Зимри сразу, а взял копье лишь после того, как понял, что никто не может найти выхода из создавшегося положения. И разве они не подумали о том, что объявив Пинхаса виновным, они оправдают поведение Зимри?
Все эти вопросы, безусловно, стояли перед мудрецами того поколения, и они хорошо понимали отрицательные последствия «нидуя» (отторжения от общества), который они хотели объявить Пинхасу, но они считали, что тот не действовал из чистых побуждений, и заслуживает наказания, а чудеса были сделаны для него только в заслугу всего народа. И только, когда Моше было сказано «поэтому… даю Я ему союз мира», все убедились, что Пинхас – праведник, у которого не было ни намерения отомстить, ни намерения показать себя и выделиться среди других (Тора Тмима).
Пинхас был настолько далек от мстительности, что, когда сыновья колена Шимона, собиравшиеся убить его, были поражены Всевышним и начали погибать, он обратился с молитвой и защитил их (Бемидбар Раба 20:25).
Из той ситуации, в которую попал Пинхас, видно, насколько трудно бывает человеку, который берет на себя ответственность и открыто выступает против несправедливости, творимой на глазах у всех, или совершает подвиг ради освобождения своего народа от чужой и чуждой власти в то время, как все остальные предпочитают молчать и не возражать «сильным мира сего». В адрес людей, проявивших смелость и самоотверженность, нередко звучат и угрозы и оскорбления, от них отворачиваются друзья и, многие не верят в искренность их намерений. Но Всевышний защищает их, и они оказывают влияние на ход истории, разрушают ложные идеалы, указывают путь движения вперед всему народу. Не все из них удостаиваются защиты на протяжении долгих лет: некоторые из борцов за справедливость и свободу отдают свою жизнь. Таким был Шимшон, которого упрекали за то, что он восстанавливает филистимлян против сыновей Израиля, пророк Элияу, который был вынужден бежать из северного царства, несмотря на все чудеса, которые он совершил, пророк Йирмияу, брошенный в тюрьму князьями царя Цидкияу, Рамхаль (Раби Хаим Луцатто), попытавшийся своим учением вдохнуть новый дух в сыновей Израиля в странах изгнания, и обвиненный в «ериси», бойцы Лехи и Эцеля, которых выдавали врагам, чтобы своими действиями они не восстанавливали англичан против «йешува», Рав Меир Кахане, которого обвиняли в том, что его борьба за советских евреев озлобляет советских руководителей против Израиля, Йонатан Полард, которого Израиль до сих пор не признал ни своим агентом, ни узником Сиона, те, кто перекрывали городские дороги и междугородние трассы, чтобы остановить процесс «размежевания», те солдаты Армии Обороны Израиля, кто отказывался выполнять приказ выселять евреев из их собственных домов в Израиле, и многие другие. Нападки на таких людей выдают испорченность, распространившуюся во всем обществе, и об этом царь Шломо сказал: «… каждый (узнается) по тому, что он хвалит» (Мишлей 27:21). Можно добавить, что каждый узнается по тому, что он отрицает, или, что он высмеивает. А тем, кто подвергает резкой критике или высмеивает людей, борющихся со злом, следует вспомнить призыв пророка Йешаяу: «Скажите о праведнике, что он – хорош».