79

Недельная глава Аазину: Йом Кипур – святость места, времени и человека

No Comments
«И очистит он землю Свою и народ Свой! (Дварим, 32:43). Раши поясняет, что речь идет об очищении от греха, которое предполагает примирение Б-га с человеком. Ведь если Всевышний простил грех и исправил испорченность, привнесенную людьми в этот мир, то не должно остаться ничего, что бы разделяло чистые души и Источник жизни. Высокая духовность всегда объединяет. А грехи не только отдаляют человека от Б-га, но и разделяют людей: дурные желания и плохие дела превращают друзей во врагов, монолитное общество - в отдельные группы и группировки, единомышленников во враждующие друг с другом партии. Поэтому первосвященник в Йом Кипур - и особенно в тот момент, когда он заходил в Святая Святых воскурить благовония - молился в сердце своем не только о том, чтобы восстановился мир между еврейским народом и Всевышним, но и о том, чтобы были устранены все противоречия, существующие в обществе и между отдельными людьми. В Йом Кипур проявляется единство времени, пространства и человека. Если говорить о святости времени, то следует сказать, что этот день сообщает силу и энергию всем дням наступающего года, и они содержатся в нем, как растение содержится в зерне. В Святая Святых Храма (а в наше время – на ее месте) находится камень, с которого началось творение мира, и он, как начало, содержит в себе все пространство. Именно к этому камню единственный раз в году - в Йом Кипур – приходит, чтобы воскурить благовония, первосвященник, который в этот день вбирает в себя все еврейские души: когда он входит в Святая Святых, вместе с ним как бы входит весь народ. Чем выше и совершеннее единство, раскрывающееся в этот день, тем выше святость. Это объясняется тем, что Творец отличается абсолютным единством и всякое приближение к истинному единству – приближение к Нему, а значит - обретение святости. ...
Читать далее...
78

Недельная глава Аазину: «Внимайте, небеса…»

No Comments
«И изрек Моше вслух всего Израиля слова песни этой до конца» (Дварим, 31:30). Песней названа Тора, ибо она должна быть не сухими и скучными словами, а стихами, возвышающими душу, без которых человек не может жить. Она должна звучать в ушах, даже когда никто – ни ты, ни тот, кто рядом с тобой – не произносит их. В этой песне – вся история еврейского народа: взлеты и падения, приближение к Творцу и удаление от Него, годы изгнания и возвращение в Землю. Моше прежде всего обращается к небу и земле: «Внимайте, небеса, и я говорить буду, и да услышит земля речи уст моих» (Дварим, 32:1). Стоящее перед ним поколение уйдет, его сменит другое, а небо и земля – вечные свидетели. Перед ними проходит вся история. Они не заговорят, не расскажут, но еврей, в каком бы веке он ни жил, глядя на звезды и на все окружающее, должен знать, что есть свидетели тому, что Моше дал нашему народу Б-жественный закон , и нет места, куда можно было бы спрятаться от великой, возложенной на нас ответственности за его сохранение и передачу из поколения в поколение. Далее говорится о свойствах Торы: «Польется как дождь учение мое, закапает, как роса... Как мелкий дождь – на зелень и как капли – на траву» (Дварим, 32:2). Влага благодатна для почвы, но она может стать ливнем, а может выпасть как роса, дающая благословение без хлещущего ветра. Все зависит от людей. Если они готовы воспринимать учение, то оно станет силой, постоянно пытающейся вернуть человека на пути, ведущие к Б-гу. ...
Читать далее...
77

Из книги «Мешиват Нефеш» рабби Нахмана из Брацлавa

No Comments
 Название книги «Мешиват Нефеш» означает «Возвращение души». Эта книга, основанная на учении рабби Нахмана из Брацлава, была записана его учеником, рабби Натаном Штернгарцом. Основные вопросы, на которые она отвечает, – как двигаться вперед человеку, начинающему процесс тшувы и духовного возрождения, как емуне упасть снова и где найти силы для служения. Мы предлагаем вашему вниманию фрагменты из «Мешиват Нефеш» – книги, которая как нельзя более актуальна в преддверии Йом Кипура. Следует знать, что Всевышний гордится даже самым незначительным человеком в народе Израиля, и даже грешник, все время, пока носит имя «еврей», является предметом непосредственной гордости Творца. Поэтому запрещено человеку терять надежду на Всевышнего, даже если он разрушил и испортил очень много – ведь все еще не иссякла любовь Творца к нему! Грусть очень вредит человеку и дает силу злому побуждению. Поэтому надо стараться всеми возможными способами наполнять радостью свою душу. ...
Читать далее...
Ради меня сотворён мир

Ради меня сотворён мир

No Comments
  «Все природные свойства и качества человека, которые определяют его отношения с окружающими, - все они необходимы для служения* Всевышнему.    И изначально они были созданы и заложены в человека только для того, чтобы он использовал их для этой высокой цели, определяющей и суть, и смысл существования людей. И об этом сказано: "Все именем Моим названо, и все во славу Свою сотворил...» (Йешаягу, 43:7).    «И все сделал Всевышний ради Себя» (Мишлей, 16:4). ...
Читать далее...
74

Осторожно, двери закрываются

No Comments
 Есть один день в году, когда евреям во всем мире приходится беспокоиться о том, чтобы хватило места в синагоге. Этот день – Йом Кипур. Бизнесмены и врачи, адвокаты и журналисты – люди, очень далекие от еврейства и Торы, в этот день, как будто заколдованные, ломают весь привычный образ жизни и совершают поступки, которые зачастую сами себе не могут объяснить: постятся, молятся, идут в синагогу... Даже в 70-е годы, когда за поход в синагогу можно было и с работы вылететь «по стуку», синагога в Киеве была переполнена. Сегодня староста московской хоральной синагоги хвастается: «Тут, когда Йом-Кипур, по улице не проедешь, везде машины, машины! От Покровки аж до Китай-города...» Понятно, что в Йом Кипур нельзя ездить на машине. Но суть в том, что в этот день какая-то сила заставляет директора банка сесть за руль своего «шестисотого»... и поехать в синагогу! Где ключ к этой загадке? Секрет в том, что каждый, даже самый светский еврей в глубине души верит в Творца и понимает, что Б-жественное правосудие существует. Но в повседневной жизни человек выстраивает стены, отделяющие его от Б-га, находит тысячи причин, по которым решение главных духовных вопросов можно отложить на завтра, послезавтра, следующий год, на «когда будет время»... ...
Читать далее...
68

Сила песни

No Comments
   Было в конце шестидесятых годов – возопили остатки еврейского народа, не успевшие пережениться с гоями, и закричали: «Пресвятой Благословенный! Выведи нас, наконец, из советского Египта!» Собрал Всевышний мелахим (т.е. ангелов), и стал совещаться с ними, и сказал: «Вот, вскричали наконец ко Мне сыновья Мои, которые в СССР. Говорят, что не хотят они больше ассимилироваться и укреплять советскую власть, а хотят жить в государстве Израиль. И услышал Я этот крик, и хочу спасти их. Кого пошлем на избавление, и кто пойдет?»   (Я , конечно, на небесах еще не был, но думаю, что так оно и было. Как во времена Исхода...)   И сказал малах Гавриэль, и указал: «Вот он пойдет». ...
Читать далее...
67

Врата небес открыты

No Comments
Дословный перевод названия Рош а-Шана - "глава года" - помогает понять смысл и значение этого дня. Он питает энергией все остальные дни года, это момент своеобразной "перезарядки батареек" нашего мира, ибо все, что делает человек, рождается в его голове. Согласно еврейской традиции, в Рош а-Шана Всевышний определяет, что ждет в будущем году человека: радость или печаль, здоровье или болезни. И от того, как пройдет этот праздник, во многом зависит то, что ждет нас в наступающем году. Устная Тора говорит, что 365 дней года так же зависят от Рош а-Шана, как 365 основных каналов, по которым передается информация от головного мозга к органам тела, зависят от головы. Наша традиция не случайно связывает день творения с понятием суда. В этот день - день своего сотворения Адам согрешил и в тот же день был судим. Впервые свершился Б-жественный суд над человеком. ...
Читать далее...
66

И опять соберет тебя…

No Comments
Все пророки призывали сынов Израиля к раскаянию, ибо без него невозможно окончательное избавление из-под власти народов мира (Рамбам, Законы тшувы, 7:5). Рабби Йегуда Алкалай разъяснил, что речь идет о раскаянии не одного человека (оно не отрицается и не объявляется ненужным - просто ему уделено внимание в другом месте), а всего народа, которое возможно только в случае возвращения на Святую Землю (Записки, 324). ...
Читать далее...
resized zemlia

Недельная глава Берешит.Когда открываются глаза

No Comments
В начале сотворил Вс-сильный небо и землю...»(Берешит, 1:1). Ничего нет - и вдруг нечто обретает реальность. Если бы кто-нибудь мог увидеть момент рождения мироздания - чувство страха, смешанное с восторгом от ощущения красоты, было бы самым сильным из всех впоследствии пережитых людьми ощущений. Но никому, кроме Самого Создателя, не было дано стать свидетелем «большого взрыва». «И был вечер, и было утро - день один...» (Берешит, 1:5). Почему сказано «один», а не «первый»? Ведь дальше говорится «день второй», «день третий» Сказано «день один», чтобы дать нам понять, что Всевышний в первый день был Один и никого не было с Ним, когда Он творил мир. Даже ангелы были созданы только на второй день (ком. Раши к Берешит, 1:5). ...
Читать далее...
Еврейский характер государства Израиль

Еврейский характер государства Израиль

No Comments
Что подразумевается под понятием «еврейский характер государства» в Израиле? Ведь если это государство, в котором живут евреи, этого достаточно. О чем же так много дискуссий?     Социологи различают несколько видов общин. В частности, есть существенная разница между общиной «волюнтарной», то есть создающейся по доброй воле ее участников и зависящей от их желания, и общиной «обязывающей», то есть являющейся обязательной для жизни в данном государстве и имеющей полномочия обязательного законодательства.   Одной из главных задач сионистского движения на территории Эрец Израиль было преобразование всего уклада еврейской национальной жизни с тем, чтобы перейти от первой формы общины ко второй. ...
Читать далее...
Page 363 of 368« First...102030361362363364365...Last »