104

Светские предметы в еврейской школе

No Comments
 - Должен ли преподаватель светских предметов (математики, биологии, физики и т.п.) в еврейской школе иметь представление о еврейской традиции? И наоборот: есть ли, по-вашему мнению, место светским предметам в религиозной еврейской школе?  -  Во-первых, школа – не только образовательное учреждение, но и воспитательное. Не существует областей или, условно говоря, предметов, «свободных» от еврейского мировоззрения.   Дети более чувствительны к внутренним противоречиям своих воспитателей, нежели сами воспитатели, и, кроме того, воспринимают школу как единый учебно-воспитательный комплекс. ...
Читать далее...
218litmidrash

Недельная глава Ноах: Строители башни, коммунизм и ислам

No Comments
«Со Всесильным ходил Ноах...» (Берешит 6:9). Это значит, что все остальные ходили без Всесильного - сами по себе. Но когда люди решают жить без Б-га, вселенная портится. Вместо человеческого облика - сострадания и оказания помощи - повсюду проявляется звериный лик - желание властвовать и существовать за счет других.  До потопа люди рождались с добрым началом, перевешивающим их дурные склонности, подобно Адаму, для которого тяга к истинному знанию мира и его Творца была изначальным инстинктом, а стремление к дурному – подсознательным, слабо выраженным желанием. Но испорченность общества и то воспитание, которое оно давало детям, постепенно привели к тому, что «умножилось зло человека на земле, и все помыслы его сердца - только зло» (Берешит 6:5).  Причиной отказа «ходить с Б-гом» были необузданные страсти. Всевышний наделил людей способностью получать удовольствие от всего сотворенного Им. Ведь для этого все и было создано - чтобы человеку было хорошо. Но благо возможно только в том случае, если человек умеет видеть руку Творца, стремиться к Нему и благодарить Его. Забыв же о бесконечности, человек не может удовлетворить свои желания: каждое новое удовольствие, извлеченное из ограниченного мира, пробуждает еще большее желание, и он оказывается в плену собственных страстей, – раб материи, слепо бегущий за теми крохами наслаждений, которые она способна дать ему.  К тому времени, когда Ноаху исполнилось 500 лет, потоп стал неизбежностью, так как ничто не могло исправить общество, превращавшее каждого ребенка в ненасытное и вечно неудовлетворенное существо. Только Ноах - вопреки всему окружению - сумел сохранить праведность и связь с Б-гом. Имя Ноах означает «покой», «успокоение» - прекращение безудержной гонки за удовольствиями, разрушающей человека. ...
Читать далее...
Земля Израиля сегодня

Земля Израиля сегодня

No Comments
«После бурных событий и революций, которые принесли с собой много трагедий для еврейского народа и вынудили тысячи сынов Израиля скитаться с места на место и переходить из страны в страну и из города в город, после страшной катастрофы, унесшей треть нашего народа, мы удостоились - благословение Б-гу - открытых чудес, ниспосланных нам свыше. У нас появилась возможность селиться в нашей земле, ибо открылись ее ворота для многих наших братьев, разбросанных по всему миру. Несмотря на все трудности и все войны, Всевышний, по милости Своей, дал нам достаточно силы и смелости, чтобы преодолеть все многочисленные препятствия и овладеть обширными и очень важными территориями Земли Израиля. Поэтому на нас лежит обязанность осознать то благо, которое сделал для нас Всевышний, и воздать Ему благодарность...» ...
Читать далее...
Ури-Цви Гринберг

Ури-Цви Гринберг

No Comments
  *** В пепле, изрезан, истоптан, ...
Читать далее...
99

Ури-Цви Гринберг: биографический очерк

No Comments
      Великий еврейский поэт 20 века Ури Цви Гринберг родился в 1896 году в местечке Белый Камень неподалеку от Львова. Его детство и юность прошли во Львове, куда родители привезли его полуторагодовалым ребенком. Происходя из семьи галицийских хасидов, Гринберг с детства знал идиш и иврит. На этих языках в 1912 г. он опубликовал свои первые стихи. В дальнейшем все его творчество связано с ивритом и идишем почти в равной степени, и лишь к концу жизни он полностью перешёл на иврит. ...
Читать далее...
98

Не кормите Коробова лягушачьими лапками!

No Comments
   Перед вами не пародия и не фельетон. Это – отрывки из «серьезного» интервью.   Героя интервью зовут Алексей Коробов, и он – гражданин Израиля. Организация, которую возглавляет Коробов в Израиле, называется «Союз славян». Нет, вы не ослышались...  Коробов приехал в Израиль в 1999 г.,  воспользовавшись правом закона о возвращении – его дедушка по материнской линии был евреем. С ним эмигрировали русская жена и сын.  Со временем Коробов почувствовал себя в Израиле неуютно (по его словам – «как еврей в России»). И тогда он создал «Союз славян».  Его соратники – этнические русские, которые хотят продолжать «жить по-русски» в Израиле. ...
Читать далее...
94

Лишь одна разница

No Comments
  Альтер Ашер Авраам Аба Друянов родился в Вильнюсе в 1870 г.   В 1903 г. он впервые посещает Страну Израиля и становится одним из основателей Союза учителей («Иргун а-морим»).  В 1906 г. Друянов вновь восходит в Страну, но через два года возвращается в Одессу, являвшуюся в то время центром литераторов и издателей, творящих на языке иврит.  В 1921 г. Друянов покидает Одессу вместе с поэтом Хаимом-Нахманом Бяликом и другими ивритоязычными литераторами, приезжает в Страну Израиля и становится первым директором и главным редактором издательства «ДВИР». ...
Читать далее...
2_istorii_sotvoreniya

Недельная глава Берешит: Сколько лет миру?

No Comments
Из книги Пинхаса Полонского «Две истории сотворения мира»   Один из первых вопросов, который зачастую возникает у людей, начинающих знакомиться с иудаизмом и Библейским Текстом, является вопрос о согласовании научных представлений о происхождении Вселенной с рассказом Торы о Сотворении мира. ...
Читать далее...
93

Рамхаль

No Comments
Рамхаль – аббревиатура имени рабби Моше Хаима Луццато (1707 – 1747), великого каббалиста, родоначальника современного еврейского этического учения, философа и поэта. Рабби Моше Хаим Луццато родился в Италии, в городе Падуя, и умер в Эрец-Исраэль, в городе Акко (похоронен в Тверии). Он происходит из родовитой семьи и учил – кроме ТаНаХа, Талмуда, Мидраша и раввинской литературы – классические языки, итальянскую литературу и точные науки. Уже в юном возрасте его считали гением. Подобно многим молодым людям своего времени, Рамхаль интересовался каббалой, которая впоследствии стала для него основным предметом изучения. Его учителем в области еврейской мистики был рабби Йешая Басен, занимавшийся с небольшой группой молодых талмидей-хахамим (талмид-хахам – знаток Торы; дословно – "ученик мудреца"). ...
Читать далее...
92

«Да будет свет…»

No Comments
В начале сотворения Всевышним... Когда земля и небо еще пребывали в Хаосе... Творец сказал: «Да будет свет!»    Всякий раз, когда я наблюдаю за перекручиванием свитка Торы - от конца к началу - в праздник Симхат Тора, а затем слушаю эти слова – сердце замирает и голова лихорадочно пытается понять невозможное: что же там все-таки произошло?    Наши светлой памяти мудрецы приоткрывают завесу над тайной, но смысл произошедшего в первый момент и значение начавшихся тогда процессов (даже если мы раз за разом возвращаемся к классическим комментариям) все равно не понятны до конца. ...
Читать далее...
Page 361 of 368« First...102030359360361362363...Last »