90

Народ Комментариев

No Comments
 Хотя другие народы и называют евреев народом Книги, данная характеристика по меньшей мере неточна. Возможно, вернее было бы назвать нас народом Комментариев на Книгу. Ведь сама по себе книга – очень важный, первостепенный, но далеко не самодостаточный помощник при освоении того океана, который называется еврейской традицией. Проблема книги – в той пропасти, которая разделяет мысль и слово, запечатленное на бумаге. Даже величайший из гениев не может превратить неуловимую ткань человеческой мысли в буквы и слова, сохранив стопроцентное соответствие. То же и с восприятием: два человека, прочитав одно и то же, поймут это по-разному и сделают различные выводы из прочитанного. Рассказывают, что однажды Баал Шем Тов заметил, как один из учеников записывает его высказывания. Он прочитал записи и отобрал их, сказав ученику: «Я сказал одно, ты понял другое, записал третье, а тот, кто прочитает это, подумает четвертое!». Понимая это, мудрецы Торы сознательно не записывали свое учение в виде книг, предпочитая передавать его ученикам из уст в уста. Важнейшая часть традиции – Устная Тора – столетиями передавалась только из уст в уста, пока во 2-м веке христианской эры над нашим учением не нависла угроза полного истребления. Лишь тогда мудрецы Торы – руководители поколения приняли очень проблематичное с еврейской точки зрения решение: записать основы Устной Торы, чтобы традиция не прервалась совсем. Со временем эти записи сформировали важнейшую часть еврейской традиции – Мишну и Талмуд. Однако и эти книги тяжело изучать, не имея опытного наставника, который принял бы учение от своего учителя, а тот – от своего, и так далее, вплоть до Моше, принявшего Тору от Всевышнего на горе Синай. Таким образом, устная передача традиции – основополагающий принцип изучения Торы. ...
Читать далее...
87

О еврейском изобразительном искусстве

No Comments
Еврейское изобразительное искусство не развивается столь же интенсивно, как в нееврейском мире. И хотя среди художников и скульпторов более близкого к нам исторического периода мы встретим достаточно много выдающихся мастеров, их творчество не связано напрямую с еврейской общиной и с еврейской традиционной жизнью. Можно ли это объяснить ограничениями, налагаемыми еврейским законом: запрещением создавать образы того, что нас окружает или принадлежит миру нашей фантазии, из-за опасения, что изображения станут предметами поклонения? М. Зарицкий (Донецк) Начнем с обзора галахических постановлений, приведенных в самых авторитетных источниках. Разрешено создавать образы диких или домашних животных, даже если это барельеф (выпуклое изображение) или скульптурное изображение. Определенные запреты распространяются только на выпуклое изображение человека: запрещено изображать его полностью (все части тела). Но нет запрета на изображение части тела. Поздние авторитеты рекомендуют быть осторожным и изображать голову не целиком, а скрыв одну из деталей (Рамбам, Сефер Мада, Гилхот Авода Зара, 3:5; Шулхан Арух, Йоре Деа, 141:6). ...
Читать далее...
Шмини Ацерет – восьмой день

Шмини Ацерет – восьмой день

No Comments
Шмини Ацерет - прорыв в область чистой духовности для того, чтобы привнести в мир ее невидимый свет, пробуждающий в человеке чувство радости. Шмини Ацерет завершает осенние праздники, глубинный смысл которых - история человечества от сотворения мира до его исправления, от осознания преступления к его полному прощению, от тревоги к радости. Рош а-Шана - для всех и каждого - подведение итогов в момент завершения очередного жизненного цикла и дарование свыше новых сил. Йом-Кипур -отчаянная попытка вырваться за рамки сотворенного мира и приблизиться к Творцу. Семь дней праздника Суккот - строительство мира заново, когда Всевышний дает человеку возможность исправить все испорченное.                                                 В Шмини Ацерет не остается ни заповеди сукки, ни обязанности соединить четыре вида растений, ни зачерпывания воды, ни повеления принести в жертву семьдесят быков. Человек стоит перед Б-гом - и единственное, что ему заповедано: «Радуйся!» «И восхвалял я радость, ибо нет лучшего для человека...» (Когелет, 8:15). ...
Читать далее...
Недельная глава праздника Суккот: …Время нашей радости.

Недельная глава праздника Суккот: …Время нашей радости.

No Comments
ИЗ КНИГИ «ОРОТ» Сукка связана с радостью настолько высокой, что она не может найти своего постоянного выражения в этом мире и проявляется лишь как случайное и кратковременное явление. Это объясняется тем, что волна света, несущего радость, заливает ее, затем она скрывается, но на смену - без малейшего промежутка -приходит новая волна, которая приносит еще более сильный свет и большую радость. Поэтому, с точки зрения внешнего восприятия, сукка остается прежней, а с точки зрения сущности - она постоянно меняется, каждый раз возвышаясь больше, чем прежде. Радость праздника Суккот столь велика, потому что радость по своей природе связана с обновлением, а обновление во время этого праздника происходит постоянно. Поэтому в молитве мы произносим: «...время радости нашей». ...
Читать далее...
86

Недельная глава праздника Суккот: Четыре вида растений

No Comments
Только мысль и чувство создают у человека ощущение реальности окружающего мира и себя самого, и поэтому приверженцы разных философских школ, пытаясь определить понятие «существование», ориентируются исключительно на аналитические и сенсорные способности человека. Заявив: «Я мыслю - значит, существую», -Декарт поставил на первое место аспект мысли, относящийся в большей степени к внутреннему миру, а материализм, провозгласив: «Материя -объективная реальность, данная нам в ощущениях», - отвел первостепенную роль чувствам, открывающим ворота во внешний мир. Тора отличается от всех философских систем тем, что она рассматривает мысль человека и его чувства не как инструменты восприятия и постижения материальных или даже духовных сфер, а как нити связи с Творцом. Если бы Тора вела полемику с Декартом, она бы переформулировала его аксиому так: «Я мыслю - значит, существует Б-г», а постулат материалистов превратила бы в следующее высказывание: «То, что я ощущаю, - это лишь вершина айсберга объективной реальности. Нечто лежит за пределами чувственного мира и не поддается непосредственному восприятию при помощи нервных окончаний, но постепенно все больше и больше раскрывается силами души». А душа, приближаясь к своему Создателю, постигает Его и раскрывает для себя новые потоки Б-жественного света. Ее шаги в этом направлении - заповеди и хорошие дела. Каждая новая исполненная заповедь привносит в мир духовность и добро, а значит, еще более приближает к Тому, Кто сотворил все сущее, чтобы соединить духовный и материальный мир и даровать благо. Следовательно, заповедь - самое сильное средство познания мира, как сказал царь Давид: «Заповедь Б-га чистая, она раскрывает глаза». И этого философы уже не только не знают, но даже и не догадываются об этом. Философия также не в состоянии постичь, что сила души человека, исполняющего заповеди, соединяет разум и чувство, постепенно стирая границу между ними. Чувство создано, чтобы человек вместил в себя окружающее, а разум - для того, чтобы каждый мог выйти за пределы ограниченного мира. Чувства воспринимают конкретные объекты и их свойства. А разум работает по принципу «от частного к общему» - он опирается на разные ощущения, сравнивает их, и, отбрасывая частные детали, вычленяет общее, и устремляется к высокой абстракции и глобальным идеям. Разум и чувство всегда должны действовать вместе: тогда они будут способствовать тому, чтобы свет души привнес неограниченное в материальный мир, имеющий определенные границы. Идея совмещения разума, стремящегося постигнуть Творца, чувств, направленных на восприятие конкретной действительности, и заповедей нашла свое отражение в тех образах, которые наши мудрецы связали с четырьмя видами растений. «У этрога есть вкус и запах. Так и среди сынов Израиля есть люди, которые обладают глубоким знанием Торы и делают хорошие и добрые дела. У финиковой пальмы есть вкусные плоды, но они не источают запаха - это люди со знанием Торы, но не отличающиеся хорошими делами. У мирта есть приятный запах, но нет вкусных плодов - это люди без Торы, но творящие добро. У речной ивы - ни вкуса ни запаха -это люди без Торы и и без заповедей». Сказал Пресвятой, благословен Он: «Пусть все станут одной связкой, и тогда каждый будет искуплением для другого: тот, у кого только Тора, дополнит того, у кого есть хорошие дела без больших знаний, а тот, у кого есть только хорошие дела, дополнит того, кто владеет Торой, но не проявляет старания в исполнении заповедей. И все они вместе помогут необразованному и не исполняющему закон удержаться от тяжелых грехов и остаться евреем» (Мидраш раба Ваикра, 23:11). ...
Читать далее...
85

Авраам и Давид

No Comments
 В праздник Суккот, кроме обычных гостей, наши временные жилища посещают праотцы еврейского народа и самые выдающиеся его руководители. В первый день - Авраам, затем Ицхак, Яаков, Йосеф, Моше, Аарон и, наконец, в Гошана Раба (последний день праздника) к нам приходит царь Давид. Авраам похож на брошенное в землю семя, из которого вырос еврейский народ, а царь Давид напоминает плод дерева. Аврааму было обещано: «И сделаю тебя народом большим», а Давид удостоился править большим народом. Аврааму было сказано: «И будет благословение... и благословятся тобою все народы земли», а претворение этого благословения в жизнь должно произойти во времена Машиаха (прямого потомка царя Давида), в дни правления которого все народы узнают, что «Всевышний - Б-г Израиля, Царь, и царство Его превыше всякой власти» (молитва на Рош а-Шана и Йом-Кипур). Как Аврааму требовалась в свое время прямая и непосредственная защита, чтобы он мог справиться с возложенной на него задачей, так и Машиах будет нуждаться в защите Небес. Поэтому мы, обращаясь в молитве ко Всевышнему, называем Его Маген Авраам («Защитник Авраама»), а в благословениях к гафтаре - Маген Давид («Защитник Давида»). ...
Читать далее...
84

Внутреннее и внешнее. (Из предисловия к комментарию “Сулам”)

No Comments
  Знай, что у любого объекта или аспекта есть внешняя сторона и внутреннее содержание.   И если рассматривать весь мир как единое целое, то Израиль - сыновей Авраама, Ицхака и Яакова - следует отнести к самой его внутренней и глубинной части, а семьдесят народов мира - к внешним категориям.   Но если выделить еврейский народ как отдельную единицу, то и в нем можно различить глубинное содержание: тех, кто цельны и совершенны в своем служении Всевышнему, и внешние аспекты: тех, кто не полностью посвящает свою жизнь раскрытию высокой духовности. ...
Читать далее...
83

Суккот и национальная идея

No Comments
   Праздничные дни Суккот призваны не только даровать духовный свет, но и сплотить еврейский народ: двери сукки не могут быть закрыты для гостей, ибо она подобие облаков славы, защищавших в пустыне весь народ от врагов и зноя; совсем не обязательно у каждого должен быть свой шалаш - можно сидеть в одной сукке. Соединение четырех видов растений, символизирующих праведников, людей средних, людей не очень старающихся в соблюдении закона и совсем не исполняющих заповеди, говорит, что мы должны быть все вместе, никого не оставляя за пределами великого еврейского братства (ну разве что окончательных злодеев и ненавистников собственного народа). Поэтому представляется своевременным в праздник Суккот вернуться к разговору о русскоязычной составляющей еврейского народа, которой давно уже пора стать интегральной частью еврейского мира, не утрачивая при этом своих особенностей и положительных качеств.    Всегда, даже в николаевские и сталинские времена, несмотря на преследования, запреты и настойчивое желание властей ассимилировать наш народ, мы составляли отдельный самобытный слой общества. Евреи России, Украины и Литвы были известны своей приверженностью Торе, своими национальными и сионистскими взглядами и оказали несоизмеримо большее положительное влияние на ход новейшей истории нашего народа, нежели евреи, проживавшие в других местах.    Исторические условия, возникшие за последние пятнадцать лет, способствовали разрушению той уникальной общности, которая на протяжении столетий складывалась на территории бывшего Советского Союза. Однако все то время, пока шел этот разрушительный процесс (в котором была и своя положительная сторона - выезд в Израиль), предпринимались попытки возрождения еврейской жизни. Они не прекращаются и сегодня.     Недостатком этой деятельности является то, что она инициируется и стимулируется сверху, а не исходит от еврейских народных масс. Причиной является отсутствие осознания национальной идеи, которая могла бы сплотить нас и создать связи между людьми.Такой идеей до начала перестройки была идея сохранения национального достоинства и переезд в Израиль.  ...
Читать далее...
82

Тора называет Йом Кипур «субботой суббот».

No Comments
- Тора называет Йом Кипур «субботой суббот». Кроме всех работ, запрещенных в Шабат, в Йом Кипур существует еще пять дополнительных запретов: есть и пить, носить кожаную обувь, пользоваться косметикой, умываться; запрещены также отношения между мужем и женой. У этих пяти запретов есть объединяющий их принцип: евреи как будто уподобляются ангелам, не имеющим грехов, т.е. отказываются от всех вещей, которые определяют материальный «комфорт» человека в этом мире (ангелы – существа исключительно духовные, и все, что они делают, – прямое исполнение воли Творца). - Йом Кипур – единственный день в году, когда пять раз читают основную еврейскую молитву «Амида». Кроме обычных для праздников молитв (маарив, шахарит, мусаф и минха), на исходе Йом Кипура читается молитва «Неила». В переводе с иврита это означает «запирание» (ворот). Неила – последний шанс изменить свою судьбу на следующий год, ведь после её произнесения запираются ворота Небес, через которые проходили наши молитвы и просьбы. В эти минуты Всевышний ставит печать на все вынесенные им приговоры. - Йом Кипур – самый длинный из еврейских постов и продолжается более 25 часов. В этот день постятся даже те, кто был бы освобожден от этой обязанности в другие посты. - Тем не менее, если жизни человека угрожает опасность, он обязан поесть. И его кормят – даже принудительно, если так рекомендует врач. Интересно, что если мнения двух врачей расходятся (один советует кормить больного, а другой – поститься дальше), то слушают того из них, кто советует кормить, даже если он менее опытный. Причина в том, что человеческая жизнь – величайшая ценность иудаизма, и даже запреты Йом Кипура отступают, когда ей грозит опасность. ...
Читать далее...
81

Мехица

No Comments
Является ли обязаельной перегородка между мужчинами и женщинами в синагоге? Когда возник этот обычай? Сартакова Ольга, Одесса   Разделение в синагоге обязательно, когда идет молитва. Во время изучения Торы или выступления раввина мужчины и женщины могут находиться вместе, принято, однако, садиться за разными столами. Во время трапезы мужчина может сидеть рядом с женщиной, только если это его жена или дочь.    Вернемся к молитве. Закон требует, чтобы во время молитвы была перегородка (на иврите «мехица»). Лучше, чтобы она была высокой, но и перегородка, скрывающая человека не полностью, также годится, когда нельзя поставить более высокую.   Большинство авторитетов считают, что перегородка должна быть непрозрачной, однако рав Йосеф-Дов Соловейчик разрешал и полностью прозрачную перегородку. ...
Читать далее...
Page 362 of 368« First...102030360361362363364...Last »