90

Народ Комментариев

October 5, 2002 Автор: Элиезер Макс Лесовой - No Comments

 Хотя другие народы и называют евреев народом Книги, данная характеристика по меньшей мере неточна. Возможно, вернее было бы назвать нас народом Комментариев на Книгу. Ведь сама по себе книга – очень важный, первостепенный, но далеко не самодостаточный помощник при освоении того океана, который называется еврейской традицией.

Проблема книги – в той пропасти, которая разделяет мысль и слово, запечатленное на бумаге. Даже величайший из гениев не может превратить неуловимую ткань человеческой мысли в буквы и слова, сохранив стопроцентное соответствие. То же и с восприятием: два человека, прочитав одно и то же, поймут это по-разному и сделают различные выводы из прочитанного. Рассказывают, что однажды Баал Шем Тов заметил, как один из учеников записывает его высказывания. Он прочитал записи и отобрал их, сказав ученику: «Я сказал одно, ты понял другое, записал третье, а тот, кто прочитает это, подумает четвертое!».
Понимая это, мудрецы Торы сознательно не записывали свое учение в виде книг, предпочитая передавать его ученикам из уст в уста. Важнейшая часть традиции – Устная Тора – столетиями передавалась только из уст в уста, пока во 2-м веке христианской эры над нашим учением не нависла угроза полного истребления. Лишь тогда мудрецы Торы – руководители поколения приняли очень проблематичное с еврейской точки зрения решение: записать основы Устной Торы, чтобы традиция не прервалась совсем. Со временем эти записи сформировали важнейшую часть еврейской традиции – Мишну и Талмуд. Однако и эти книги тяжело изучать, не имея опытного наставника, который принял бы учение от своего учителя, а тот – от своего, и так далее, вплоть до Моше, принявшего Тору от Всевышнего на горе Синай. Таким образом, устная передача традиции – основополагающий принцип изучения Торы.

Представим себе человека, который оказывается на необитаемом острове с самым полным в мире собранием книг по Торе и еврейской традиции. Этот человек – высокий интеллектуал и в совершенстве владеет ивритом, арамейским и другими языками. Станет ли он мудрецом Торы, если досконально изучит все эти книги? Рискну утверждать, что не станет. Причин тому две.

Во-первых, Тора – это учение жизни, которое не может существовать в отрыве от жизни и от практики. Чтобы понять, что такое субботние свечи, недостаточно изучить все, что написано о них мудрецами: необходимо эти самые свечи собственноручно зажечь. Человек, который ни разу в жизни не проводил по-настоящему Шабат, не может понять, что такое атмосфера Субботы. Само изучение Торы не может быть полноценным за пределами Земли Израиля, поскольку жизнь еврейского народа за границей изначально ущербна. Более того, даже в Земле Израиля учение неполно, пока не остроен Храм.

Во-вторых, с тех пор, как возникли разногласия относильно понимания устной традиции, путь постижения Торы – это путь вопроса и ответа, диалога и дискуссии. Мудрецы неоднократно подчеркивают, что нежелательно изучать Тору в одиночку. «Когда двое сидят и учат Тору, шхина (Б-жественное присутствие) пребывает среди них», – говорит трактат «Авот». Когда два человека учатся, сидя лицом друг к другу, когда каждый из них задает вопросы и делится с другим своим видением данной проблемы, – тогда в споре рождается истина. А тому человеку, который учится в одиночестве, некому указывать на его ошибки, если он понимает что-либо неправильно.

Талмуд рассказывает следующую историю. У рабби Йоханана, одного из виднейших мудрецов Талмуда, жившего в 3 веке, на протяжении долгих лет был оппонент и напарник по учебе – Рейш Лакиш. Рейш Лакиш постоянно спорил с мнением рабби Йоханана, и их ожесточенные споры можно найти в каждом трактате Талмуда, хотя алаха (закон) в конце концов почти всегда оказывается на стороне рабби Йоханана. Но затем случилось несчастье – Рейш Лакиш умер. Новым напарником рабби Йоханана по учебе стал один из более молодых учеников, который, подавляемый авторитетом рабби, всегда с ним соглашался. Каждый тезис рабби Йоханана он сопровождал комментарием: «И есть барайта, подтверждающая мнение нашего учителя!» В конце концов рабби Йоханан не выдержал и воскликнул: «Когда я учился с Рейш Лакишем, он выдвигал две дюжины возражений на каждый мой аргумент. Мне приходилось придумывать две дюжины доказательств, и в ходе этого я убеждался, что действительно прав. Но как я могу учиться теперь, если мой оппонент всегда со мной согласен? Вы говорите: как красиво сказал рабби! Неужели я сам не знаю, что красиво говорю?!»

В наше время издано множество книг по иудаизму, в том числе на русском языке. И многие люди считают, что можно прочитать их и понять, что такое Тора и еврейство. Учиться вместе с другими или задавать вопросы учителю кажется им чем-то унизительным, возвратом «на школьную скамью». Хочется предупредить тех, кто так думает: даже если вам удастся выстроить стройную систему, едва ли она будет иметь много общего со зданием еврейской традиции, построенным на основе многовекового поиска, вопросов и ответов.

Быть учеником не стыдно. Не зря один из мудрецов говорил: «Еще большему, чем у моих учителей, я научился у моих учеников». Так что, дорогие друзья, приходите, звоните, спрашивайте – будем искать истину вместе!

В хедере (Люблин, 1924 г.)