119

Из Книги “Орот”

No Comments
  Земля Израиля - это не внешняя оболочка для еврейского народа и не имущество, которое приобретается для достижения каких-либо конкретных целей. Земля Израиля - это самостоятельная сущность, которая неотделима от народа и связана с ним живой связью. Она сообщает народу особые положительные качества и неразрывно связана с самим его существованием. И поэтому, опираясь только на рациональность человеческой логики, невозможно постичь сущность Земли Израиля – ее святость. Также невозможно выразить в мире действия любовь к этой Земле. Сила, позволяющая постичь эту сущность, может быть сообщена только духом Всесильного, пребывающим на всем народе целиком. И это может произойти только после того, как проявится глубинное качество здоровой души народа Израиля, которая пронизывает своими лучами все ощущения и озаряется отблеском самых высоких уровней духовности, наполняющих жизнью и блаженством сердца людей, освятившихся через понимание главной идеи и глубины еврейской мысли. Нет никакого рационального зерна, достойного сохранения, в теории, доказывающей, что Земля Израиля является неким внешним аспектом, необходимым для объединения народа (проживающего в разных местах), позволяющим укрепить мировоззрение, выработанное евреями за время их пребывания в странах рассеяния, сохранить дух еврейской жизни в изгнании и унаследовать в должном виде обретенную там веру, трепет перед Небесами и всю силу соблюдения практических заповедей. Здание, воздвигаемое на подобной основе, представляло бы собой шаткое сооружение. Его даже приблизительно нельзя сравнивать с той прочной постройкой, которая должна быть возведена на твердой почве Земли Израиля. Настоящая адаптация еврейского мировоззрения, выработанного в странах рассеяния, произойдет только в том случае, если оно глубоко погрузится в Землю Израиля и, благодаря надежде на Землю Израиля и на возрождение в ней, обретет свои сущностные качества. Ожидание спасения – это сила, поддерживающая существование не только еврейского мировоззрения, но и самой жизни в изгнании. ...
Читать далее...
117

Град Давида

No Comments
  Во многих городах мира есть часть, которую называют «старым городом». В Иерусалиме туристам тоже показывают Старый город («Ир а-Атика»), окруженный древними крепостными стенами. Побывав на экскурсии и вложив записочку Б-гу в «почтовый ящик» – щель между камнями Западной стены («Стены Плача»), туристы уезжают довольные и в полной уверенности, что побывали в «граде Давидовом». Мало кто из них знает, что в граде Давидовом – древнем Иерусалиме – они так и не побывали и им даже не показали, где он находился. Потому что город Давида и Шломо находился на склонах холма за пределами современного «старого города», вне стен, и на сегодняшний день заселен большей частью арабами, жителями деревни Сильван. Деревня эта является частью так называемого Восточного Иерусалима. Английский исследователь капитан Ч.Уоррен, проводивший раскопки в этом районе в конце 19-го века, писал, что «жители села Сильван известны в Палестине как крайне невежественные и агрессивные люди, и арабы из других селений стараются не родниться с ними». При раскопках, проведенных в конце 19-го века, были обнаружены остатки строений более чем 3-тысячелетней давности, относящихся к периоду Первого и Второго Храма. Здесь находилась крепость Цион. 3000 лет назад царь Давид завоевал ее и построил здесь свой дворец. Сегодня здесь находится скромный «Туристический центр», проводящий экскурсии по городу Давида. Под древней цитаделью находится долина Кедрон, служившая городу естественной географической защитой с востока. Далее на востоке возвышается Масличная гора. Когда Давид бежал от своего сына Авшалома, самовольно провозгласившего себя царем, он спустился по этому склону, перешел поток Кедрон, поднялся на Масличную гору и направился далее в Иудейскую пустыню. Недалеко от того места в городе Давида, где находился дворец иудейских царей, недавно был обнаружен резервуар для сбора дождевой воды. Вполне вероятно, что именно в этот резервуар бросили пророка Йермиягу и затем вытаскивали его на веревках по приказу царя Цидкиягу. Уже более двух лет ведутся раскопки огромного открытого бассейна, который наполнялся водой из источника Гихон, используемой для нужд жителей города более 3 тысяч лет назад. Царь Хизкиягу, предвидя нашествие ассирийцев и осаду города, приказал вырубить туннель в толще скалы, на которой стоял город. Сегодня также можно пройти по этому туннелю длиной более 500 метров и увидеть на его стенах следы кирок древних иудейских строителей. Две бригады строителей, пробиваясь с противоположных сторон сквозь неподатливый известняк, несколько раз меняли направление, чтобы не разминуться. В Археологическом музее Стамбула хранится найденная в туннеле каменная плита, на которой высечены слова ликования по поводу встречи этих двух бригад и окончания строительства туннеля. ...
Читать далее...
116

Тест на совместимость

No Comments
  Каждое время накладывает свои табу. Произнесите сегодня вслух фразу: «Я не сторонник демократии» - и вас закидают гнилыми помидорами...  Очень часто можно услышать мысль о том, что Израиль - единственный оплот демократии на Ближнем Востоке. И всякий раз возникает вопрос: а можно ли считать Израиль демократической страной? И вообще: совместимо ли еврейское мировосприятие с таким устройством общества, как демократия - в «западном» понимании этого слова?  Развитие демократии в XX веке характеризовалось двумя тенденциями, противоположными по форме, но близкими по духу: всеобщей глобализацией и безграничным индивидуализмом.  Дабы понять, о какой глобализации идет речь, представьте себе «дом мечты» в Нью-Йорке, дом, в котором живут ирландец, еврей, негр, китаец и мексиканец. У них одинаковые квартиры, машины, костюмы, даже одинаковая зарплата. Все они говорят на одинаковом грязноватом английском и одинаково проводят свободное время, и каждый из них может стать президентом США! ...
Читать далее...
В гостях у нечистой силы

В гостях у нечистой силы

No Comments
 Только мысль и чувство создают ощущение реальности бытия. Приверженцы разных философских школ, пытаясь определить понятие «бытие», ориентируются исключительно на аналитические и сенсорные способности человека. Декарт заявил: "Я мыслю, значит существую", – и поставил на первое место аспект мысли. Материализм провозгласил: "Материя - объективная реальность, данная нам в ощущениях", – и отвел чувству первостепенную роль. Тора стремится вывести человека за пределы ограничений. В ее философской системе ни мысль человека, ни его чувства не самодостаточны. Если бы Тора вела полемику с Декартом, она бы переформулировала его аксиому так: "Я мыслю – значит, существует Б-г", а постулат материалистов превратила бы в следующее высказывание: "То, что я ощущаю – это еще не все: нечто скрывается за чувственным миром и не поддается непосредственному восприятию при помощи нервных окончаний". Идея о том, что зло порождается субъективным восприятием человека и не имеет корней в мире, созданном Творцом, часто встречается в хасидских рассказах и притчах. Третий любавичский Ребе, Цемах Цедек, рассказывал своим ученикам такую историю. Один хасид часто навещал рабби Менделе из Городка. Однажды рабби Менделе предупредил своего гостя: «Будь осторожен – нечистая сила охотится за тобой!». ...
Читать далее...
114

Добрые дяди идут на охоту

No Comments
На прицеле-украинские евреи   Эти люди – представители протестантских течений христианства, и, согласно их учению, Иисус вернется на землю только тогда, когда в него уверуют все евреи.   Помощь евреям при выезде в Израиль – тоже далеко не главная их цель. Главное, чего они хотят добиться, – это обращение евреев в христианство.   При этом господа миссионеры используют прямой обман, заявляя, что еврей может верить в Иисуса и при этом оставаться евреем. ...
Читать далее...
113

Выйти и войти

No Comments
 Тысячи раз озвученная идея о том, что еврей, возвращающийся в Израиль, должен чувствовать себя не оставляющим старое местожительство, а приобретающим новое, принимает неожиданный оборот в недельном разделе Торы «Лех Леха».  Всевышний говорит Аврааму: «Уходи из страны твоей, от родины твоей и из дома отца твоего в страну, которую я укажу тебе…».   В этой цитате мы видим обращение: «Уходи из…» – помимо самого указания, куда идти. Всевышний мог обратиться к Аврааму с менее настойчивым перечислением оставляемых им объектов. Сегодня часто приходиться слышать призывы к новым репатриантам, дескать, надо иметь правильную ориентацию: «Не бегите отсюда, а едьте туда!».  Судя по вышеупомянутому обращению Б-га к Аврааму, нельзя воспринимать эти призывы столь однозначно. ...
Читать далее...
111

Недельная глава Лех Леха: Возвращение в Эден

No Comments
  Адам был изгнан из сада Эден и искал, как бы вернуться в него. В том саду Б-г был рядом с человеком и “ходил» вместе с ним. Согрешив, Адам услышал голос Всевышнего, который “италех» – “расхаживает», или “ходит сам с собой». С собой – но не с человеком...  Аврааму было велено идти в Землю, которая станет тем садом, куда Адам не нашел обратный путь. Здесь люди снова будут ходить с Б-гом - и даже “перед Б-гом”, как было сказано нашему праотцу: “Ходи передо Мной и будь цельным”.  И до Авраама были пророки - Ноах, Шем, Эвер. Но только нашему праотцу Творец показался, как сказано: “И показался ему Б-г”. И не только в тех местах, где Авраам приносил жертвы, открывался ему Тв-рец мира – его шатер стал постоянным местом Б-жественного присутствия.  Авраам начал трудную работу - преобразование Земли Кнаан (где люди приносили человеческие жертвы) и превращение ее в Б-жественный сад. В книгах пророков рассказывается, как благодаря высокой духовности, открытой Авраамом на том месте, о котором сказано “на горе этой Б-г даст увидеть Себя”, вся земля станет цветущим садом. Материальное настолько будет переплетено с духовным, что источник жизненных сил, берущий свое начало в духовных мирах, будет перетекать в мир материи, превращаясь в реку, дающую влагу прекрасному саду. “И вот, вода вытекает из-под порога дома к востоку, потому что дом обращен на восток... (Йехезкель, 47:1). И сказал мне: “Воды эти текут в восточный край, и спустятся они к Араве, и войдут в Мертвое море... и исцелятся воды. И будет: все живые существа, которые кишат там, куда приходят потоки эти, живы будут, и будет рыбы весьма много, потому что придут туда воды эти и исцелятся, и все оживет там, куда придет поток этот” (Йехезкель, 47:8-10). Не правда ли, этот поток напоминает дерево жизни?! Все человечество будет черпать жизненные силы из духовных миров так же просто и непосредственно, как Адам до греха держался за дерево жизни. И все это благодаря Аврааму, который исполнил приказ Вс-вышнего “Иди себе в землю, которую Я тебе покажу”. Он сумел прийти в эту землю и пройти по ней так, как этого хотел от него Творец. ...
Читать далее...
Воспрянуть духом и вершить

Воспрянуть духом и вершить

No Comments
  Рав Цви-Гирш Калишер (1795, Лешно, Польша – 1874, Торунь, Польша) – выдающийся раввин, ученик рабби Акивы Эйгера, апологет идеи заселения Эрец-Исраэль. Путешествуя по Европе, распространял идею развития национального движения, во многом предвосхитив идеи светского и особенно религиозного сионизма.   166 лет назад, когда раву Цви-Гиршу Калишеру было 44 года, он написал объёмное послание Аншелю Ротшильду, надеясь убедить последнего помочь в деле возрождения еврейского народа на своей земле. «Что есть я, ничтожное создание, осмелившееся писать тебе, достопочтенному вельможе?» - так вопрошал рав Калишер в начале своего послания.  Сегодня мало кто помнит Аншеля Ротшильда (даже не ответившего на послание), но имя рава Цви-Гирша Калишера навечно занесено в историю эпопеи Возвращения в Сион как имя провидца, на практике положившего начало процессу Избавления.   Содержание послания Ротшильду рав Калишер изложил в небольшой книге под названием «Дришат Цион» («Стремление к Сиону»), которая впервые увидела свет много лет спустя, в 5622 году (1862 по христианскому летоисчислению). ...
Читать далее...
106

«Еврейство молчания»

No Comments
  Еще не так давно за евреями СССР было закреплено название «еврейство молчания».   Называя нас так, евреи других стран хотели лишний раз подчеркнуть наше тяжёлое положение за железным занавесом.  Мы не только не могли вернуться на свою родину – в Израиль, но и были лишены права жить по-еврейски в стране нашего пленения. Как будто и этого недостаточно, мы даже не могли поговорить о своих проблемах с соплеменниками по ту сторону забора. ...
Читать далее...
105

Остроты от Друянова

No Comments
 * Социалисты пришли к рабби Элиэзеру Рабиновичу, главному раввину Минска, и долго объясняли ему свою теорию о переустройстве мира, а затем попросили у него помощи на этом поприще. Ответил рабби Элиэзер: - Я согласен! Только давайте разделим работу между мною и вами: вы станете влиять на богатых, дабы они отдали своё имущество, а я в свою очередь повлияю на бедных, чтобы те согласились его взять. А вот ещё одна версия старого анекдота: ...
Читать далее...
Page 360 of 368« First...102030358359360361362...Last »