Рав Цви-Гирш Калишер (1795, Лешно, Польша – 1874, Торунь, Польша) – выдающийся раввин, ученик рабби Акивы Эйгера, апологет идеи заселения Эрец-Исраэль. Путешествуя по Европе, распространял идею развития национального движения, во многом предвосхитив идеи светского и особенно религиозного сионизма.
166 лет назад, когда раву Цви-Гиршу Калишеру было 44 года, он написал объёмное послание Аншелю Ротшильду, надеясь убедить последнего помочь в деле возрождения еврейского народа на своей земле. «Что есть я, ничтожное создание, осмелившееся писать тебе, достопочтенному вельможе?» – так вопрошал рав Калишер в начале своего послания.
Сегодня мало кто помнит Аншеля Ротшильда (даже не ответившего на послание), но имя рава Цви-Гирша Калишера навечно занесено в историю эпопеи Возвращения в Сион как имя провидца, на практике положившего начало процессу Избавления.
Содержание послания Ротшильду рав Калишер изложил в небольшой книге под названием «Дришат Цион» («Стремление к Сиону»), которая впервые увидела свет много лет спустя, в 5622 году (1862 по христианскому летоисчислению).
Оглядываясь назад, можно с уверенностью утверждать, что эта маленькая книга оказала громадное влияние на те религиозные круги, которые приняли активное участие в зарождении процесса, более чем через сто лет приведшего к созданию еврейского государства в Земле Израиля.
В этой книге были сформулированы постулаты так называемого «активного» учения.
Оно гласит, что хотя «не на нас возложено завершить работу» («Авот»), мы обязаны начать её, не дожидаясь от неба чудес или внезапного появления Мессии.
В этой книге было возрождено талмудическое понятие «шаг за шагом» (постепенное приближение к общенациональной цели), ставшее катализатором активных действий – пусть почти безнадёжных вначале, зато непременно одерживающих победу в конце пути.
Рав Калишер писал, что процесс Избавления подразумевает активные действия, такие как покупка земель и создание сельскохозяйственных поселений в Земле Израиля. Книга не всеми была воспринята однозначно. Одно из возражений прозвучало, как ни странно, из Йерушалаима (Иерусалима).
Оно гласило, что невозможно начинать активные действия, ведущие к Избавлению, до тех пор, пока мы не стали свидетелями процесса «массовой тшувы» (возвращения к Б-гу).
В дополнении ко второму изданию книги рав Калишер отвечает на это новаторской идеей, сформулированной также равом Алькалаи и гласящей, что именно непосредственное возвращение в Землю Израиля является необходимой «тшувой» (возвращением), требуемой от нас в начале процессе Избавления.
Процитируем:
«И если скажут тебе, что Избавление зависит напрямую от тшувы, на это я тебе отвечаю – уже спорили об этом наши мудрецы рабби Элиэзер и рабби Йегошуа в трактате Сангедрин (97б).
Рабби Йегошуа сказал: «Даже без тшувы (возвращения к Всевышнему) народ будет избавлен». И долго обсуждали мудрецы этот вопрос, приводя множество ссылок на Писание – пока не умолк рабби Элиэзер, и закон был установлен согласно мнению рабби Йегошуа. Но рав Калишер объясняет также и отвергнутое в качестве закона мнение рабби Элиэзера, чьим доводом была цитата: «Вернитесь ко Мне (говорит Всевышний, обращаясь к народу Израиля), и в ответ Я вернусь к вам».
Таким образом, процесс Избавления поставлен в прямую зависимость от процесса возвращения. Комментируя это мнение рав Калишер пишет:
««Вернись ко мне…» – имеется в виду «вернись в свои города», согласно тому, как взывал Б-г через пророка Йермиягу (31:21): «Доколе ты будешь избегать меня, дочь заблудшая?!». И пусть, отвечая на этот призыв, по одному человеку из селения и по двое из семейного клана пробудят в себе любовь к Творцу и начнут заселять Страну Израиля, возрождая и воскрешая её святую пыль, готовя стада и приобретая земельные участки…»
От теории рав Калишер переходит к практике. Сформулировав учение «активного» избавления, он понял, что всё в наших руках – и уже не мог сидеть, сложа руки. Он писал десятки и сотни посланий, как своим единомышленникам, так и оппонентам.
В зимнюю стужу он ходил на собрания и встречи, он писал воззвания для всех, кто был готов их читать. Он распространял свою книгу, используя каждую возможность. Рав Калишер посвятил жизнь реализации своей идеи, как будто не осталось у него ничего личного, кроме стремления и яростного желания превратить идею в реальность: купить первое поле в Земле Израиля, сформировать первую группу крестьян, готовых встать за плуг, создать первое сельскохозяйственное поселение…
Как единый комплекс рассматривал рав Калишер возвращение в Землю Израиля и возобновление службы на Храмовой горе, на жертвеннике, который будет построен ещё до восстановления Храма. Эта идея занимает центральное место в книге «Раздел о службе», где рав Калишер доказывает, что мы обязаны возобновить храмовую службу в наши дни, как только нееврейские правители Земли Израиля позволят построить жертвенник на Храмовой Горе (мысль о том, что Храмовая Гора окажется в руках «еврейских правителей», казалась в 1836 году абсурдной).
Он переписывается по этому вопросу со своим учителем рабби Акивой Эйгером и с другими видными мудрецами своего времени.
Несмотря на то, что прошло много лет, наполненных спадами и подъёмами, огнём и кровью, победами и спасением, идеи рава Калишера продолжают озарять нас своим светом и актуальны до сих пор. Ведь всё ещё сильно желание вывести отношения между Народом и Землёй из контекста понятия святости. И очень многие всё ещё говорят о нашем праве жить в Стране Израиля, а не об обязанности каждого еврея делать это. И многие продолжают ждать чуда, которое спустится с небес.
На все эти доводы рав Калишер, предвестник Избавления, отвечает, что неверно ожидать чуда, застыв в бездействии, и нельзя увиливать от ответственности, но надо воспрянуть духом и вершить.
Словно сам Творец ожидает, что мы первыми повернёмся к нему и воспрянем в святом движении возвращения Народа в Землю предков, к самому сердцу её – Йерушалаиму, дабы стать достойными грядущих целей.