218litmidrash

Недельная глава Ноах: Строители башни, коммунизм и ислам

October 12, 2002 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

«Со Всесильным ходил Ноах…» (Берешит 6:9). Это значит, что все остальные ходили без Всесильного – сами по себе. Но когда люди решают жить без Б-га, вселенная портится. Вместо человеческого облика – сострадания и оказания помощи – повсюду проявляется звериный лик – желание властвовать и существовать за счет других.
 До потопа люди рождались с добрым началом, перевешивающим их дурные склонности, подобно Адаму, для которого тяга к истинному знанию мира и его Творца была изначальным инстинктом, а стремление к дурному – подсознательным, слабо выраженным желанием. Но испорченность общества и то воспитание, которое оно давало детям, постепенно привели к тому, что «умножилось зло человека на земле, и все помыслы его сердца – только зло» (Берешит 6:5).
 Причиной отказа «ходить с Б-гом» были необузданные страсти. Всевышний наделил людей способностью получать удовольствие от всего сотворенного Им. Ведь для этого все и было создано – чтобы человеку было хорошо. Но благо возможно только в том случае, если человек умеет видеть руку Творца, стремиться к Нему и благодарить Его. Забыв же о бесконечности, человек не может удовлетворить свои желания: каждое новое удовольствие, извлеченное из ограниченного мира, пробуждает еще большее желание, и он оказывается в плену собственных страстей, – раб материи, слепо бегущий за теми крохами наслаждений, которые она способна дать ему.
 К тому времени, когда Ноаху исполнилось 500 лет, потоп стал неизбежностью, так как ничто не могло исправить общество, превращавшее каждого ребенка в ненасытное и вечно неудовлетворенное существо. Только Ноах – вопреки всему окружению – сумел сохранить праведность и связь с Б-гом. Имя Ноах означает «покой», «успокоение» – прекращение безудержной гонки за удовольствиями, разрушающей человека.
 После потопа Всевышний отнял у человека прежнюю способность извлекать удовольствие из всего окружающего и дал ему гораздо менее сильные органы чувств. Но такое ограничение не решило проблемы – дурное желание обрело новые формы. Теперь человек захотел ощутить себя хозяином земли. Люди решили «изгнать Б-га», определив ему место на небе, а законы жизни на земле установить самостоятельно, и в этом суть первого совместного действия людей после потопа – строительства Вавилонской башни.
 Все попытки построить общество так, чтобы совместные усилия людей, отказавшихся от Б-га, привели к изобилию («всем по потребностям»), всегда кончались несчастьями и гибелью многих людей. Самые яркие примеры тому – разрушение, явившееся следствием строительства Вавилонской башни, и строительство коммунизма. Человек не может быть хорошим без Б-га, не может без Него достичь блага для себя и для других – какие бы красивые идеи он ни выдвигал и какие бы правильные принципы ни декларировал.
 Люди не могут жить без идеологии: на смену потерпевшей крах коммунистической доктрине пришел исламский фундаментализм. Миром по-прежнему управляют потомки строителей Вавилонской башни. И как те боролись с Б-гом, так и эти бесконечно перекраивают мир на свой лад, вместо того чтобы один раз переделать себя. Если они и дают кому-то место в своих сердцах, то только жестокому, неумному и невсесильному богу, похожему на них самих.
 Возможно ли исправление и будет ли конец этим трагическим ошибкам, в основе которых лежит испорченность человеческой натуры? Исправление – потоп. Но не затопление водой, а поток истины, который хлынет в их сознание, когда не останется возможности думать, что Б-г не всесилен или жесток. Тогда народы мира поймут, что истина исходит из Йерушалаима, хранящего слово Б-га. И тогда скажут они: «Пойдемте взойдем на гору Б-га, поднимемся в дом Всесильного Яакова. Ибо из Циона выйдет Тора и слово Б-га – из Йерушалаима (Иерусалима)».