Еврейский характер государства Израиль

Еврейский характер государства Израиль

August 31, 2002 Автор: рав Шимон Ар-Шалом - No Comments

Что подразумевается под понятием «еврейский характер государства» в Израиле? Ведь если это государство, в котором живут евреи, этого достаточно. О чем же так много дискуссий?
 
 
Социологи различают несколько видов общин. В частности, есть существенная разница между общиной «волюнтарной», то есть создающейся по доброй воле ее участников и зависящей от их желания, и общиной «обязывающей», то есть являющейся обязательной для жизни в данном государстве и имеющей полномочия обязательного законодательства.
  Одной из главных задач сионистского движения на территории Эрец Израиль было преобразование всего уклада еврейской национальной жизни с тем, чтобы перейти от первой формы общины ко второй.
  Эта задача конечно же совпадает с заповедью, данной нашему народу: упорядочить национальную жизнь в соответствии с Б-жественным законом. Это значит, что Тора должна быть неотъемлемым и определяющим элементом во всех сферах человеческой деятельности. Другими словами, Тора – это наша конституция, которая включает в себя не только социальное законодательство, но и правила этики, святости и принципы веры.
 Во время долгого изгнания на чужой земле мы были вынуждены сосредоточиться на религиозных законах, определяющих жизнь отдельного человека: обрезание, брак и развод, кашрут, суббота и праздники и т.п. Но все же Тора сама по себе направлена на решение глобальных задач и даже частные ее аспекты выводят на общие и глобальные проблемы.
 Мы видим, что даже в изгнании мудрецы Торы занимались вопросами еврейской общины и на ее основе строили еврейское общество в каждом отдельно взятом месте. Тора стояла в центре еврейской жизни и определяла правила общинной жизни. Самым ярким примером взаимосвязи частных и общих проблем служат законы брака и развода.
 Казалось бы, они относятся исключительно к личной жизни человека, но, отказавшись от них, любая община, как показывает практика, очень быстро прекращает свое существование. Создание еврейской семьи в соответствии с законом – единственная возможность воспроизвести себя в будущем поколении. Известно, что законы святости еврейского брака и сохранения семьи отличаются своей строгостью и сложностью. Только настоящий мудрец Торы, а иногда судейский состав мудрецов имеют право выносить решения, касающиеся этих вопросов.
 Ошибки в этой области чреваты тяжелыми последствиями для самих людей и для их потомства. На протяжении сотен лет эти законы строго соблюдались во всех общинах. Несоблюдение их означало для еврея откол от общины и быструю ассимиляцию. Когда начался процесс собирания евреев в Эрец Исраэль, со всей остротой возник вопрос сохранения «еврейского характера государства», а его нельзя было решить без того, чтобы признать закон Торы о браке и разводе единственным государственным законом, определяющим понятие семьи .
 И несмотря на большие разногласия почти по каждому национальному вопросу между разными идеологическии группами населения, было принято, как обязывающий закон с самого начала существования государства Израиль, что все вопросы семейного положения в стране, женитьбы, разводов и т.п. будут решаться строго по еврейским законам, предписанным Торой.
  Это позволяет прежде всего сплотить народ и дать возможность возобновиться национальной культуре, традиции и жизненному укладу. Но кроме того, опыт показывает, что таким образом предоставляется возможность помочь и другим современным еврейским общинам сохраниться и решить те сложные вопросы, которые иногда возникают в разных концах еврейского мира и требуют срочного разрешения.