58

Еврейская фамилия

August 24, 2002 Автор: рав Шимон Ар-Шалом - No Comments

 
   Мой сын уехал в Израиль в 1989 году. Там он поменял свою фамилию на «Кохав» – на иврите это значит «звезда». Я спросил сына: «Зачем ты поменял фамилию, тебе что, стыдно за своих предков?» А он говорит: «Нет, не стыдно, но эта фамилия «галутная». Посмотри, – говорит, – папа, на всех израильских политиков, деятелей искусства – они все меняли фамилии на израильские». Я проверил по энциклопедии, и оказалось, что он прав: Голда Меир, Нетаниягу, Бен-Йегуда, Бен-Гурион, Перес, Шамир – все эти фамилии придуманные! Я хочу знать, что стыдного в фамилии Каховский и почему все эти люди, как и мой сын, отказались от фамилий предков?
Борис Каховский, Киев

   Действительно, в Торе придается большое значение происхождению еврея и его фамильной преемственности. Древние семьи назывались по именам родоначальников клана, например, «Гершуни», «Шимъони» и т.п.
  Особенно тщательно следили за своей родословной коэны и левиты, так как их происхождение влияет на исполнение целого ряда законов.
  «Новые» фамилии появились у евреев всего несколько сот лет назад и носили главным образом характер клички, которую человеку навязывали окружающие. Поэтому особой святости в этих фамилиях нет. Кстати, часто евреи меняли фамилии, чтобы спастись от гонений и службы в царской армии, и все эти изменения напоминают о совсем не веселых вещах.
  Ясно, что фамилии с окончаниями «-ман», «-штейн», «-сон», «-ский», «-ов», «-ин», имеющие смысловое значение на русском или немецком языке, не могут называться потомственно еврейскими, несмотря на всю нашу симпатию к ним в последние двести лет.
 Возвращение евреев на свою родину в последние сто лет привело, среди прочего, к возрождению иврита, развитию культуры и, конечно же, к более расширенному и углубленному изучения Торы.
 Личное переживание этого процесса породило у многих желание подчеркнуть свою неразрывную связь с древними поколениями евреев, живших в Эрец Исраэль и героически боровшихся за сохранение своего народа. И они взяли себе фамилии на иврите.
  Поэтому нельзя сказать, что это отказ от традиции предков – напротив, в понимании этих людей это возвращение к истокам. Эта волна была так сильна, что в 50-60-е годы все высокопоставленные служащие, офицеры, дипломаты обязаны были носить ивритские фамилии.
  С тех пор нет столь радикального подхода, но явление не исчезло. Меняя фамилию, люди берут себе близкую по смыслу или по звучанию именно для того, чтобы сохранить семейные корни.
   Еще один интересный вариант – когда люди, поменяв фамилию в молодости, берут старую заново как вторую. Пример тому – бывший начальник генштаба ЦаХаЛа Амнон Липкин-Шахак.
  Вероятно, в более зрелом возрасте человеку важно осознавать себя звеном в цепочке поколений. Еврейская традиция не выработала однозначной позиции в этом вопросе. Наверное, важнее индивидуальные причины, приводящие к такому решению.
  Желание отца видеть в своем сыне продолжение понятно и справедливо всегда. Часто признаком является «продолжение фамилии».
  Но наши мудрецы говорят, что главная заслуга родителей – добрые дела и чистота души их детей, которые являются результатом их воспитания, самостоятельности и преданности ценностям, объединяющим наш народ.
  Возвращение молодого поколения евреев в Эрец Исраэль – высочайшее выражение связи с предками и исполнение их самых заветных мечтаний. А значит, здесь не может быть никакого разрыва.