313

День катастрофы и героизма

No Comments
     27-е число месяца нисан было выбрано в качестве памятной даты, посвященной героизму, проявленному в годы катастрофы сынами нашего народа, и памяти обо всех евреях, погибших от рук фашистов. ...
Читать далее...
309

Пулемет Мордехая Анелевича

No Comments
«Никогда не говори, что выхода нет, Даже если голубое небо затягивают черные тучи. День, о котором мы мечтаем, непременно придет. Наши шаги отзовутся эхом: мы здесь!» ...
Читать далее...
299

Необходимость Исхода

No Comments
   Принципиальное значение Исхода в истории духовного прогресса человечества легко доказывается методом «от противного».   Представим себе, что Исхода не было, а справедливость была восстановлена революционным путем: вмешательство Всевышнего в ход событий сделало евреев хозяевами Египта и отдало им бывших хозяев в услужение. Но раб, занявший место господина, ничуть не лучше своего поработителя (а иногда и хуже) и способен проявить еще большую жестокость и бесчеловечность, чем его бывший хозяин.   В личном плане при перемене мест слагаемых «раб - господин» меняется многое, но, с точки зрения мирового духовного прогресса, не происходит ничего.   Рабство остается рабством, из культур порабощенного и поработителя выплавляется новая культура, основывающаяся на старых концепциях, восхваляющая силу и жестокость и основанная на служении идолам, олицетворяющим животный инстинкт, сытость и достаток. Следовательно, не только физическое освобождение стало моментом рождения еврейского народа, но и отчуждение от поработившей его нации. Почитайте про прогулки с грудным ребенком. ...
Читать далее...
300

Каков вопрос…

No Comments
    «Если человек сидит в кругу семьи - пусть спросит ребенок. Если он проводит седер с женой - пусть спросит жена. А если он за столом один - пусть сам задаст вопрос» (Мишна, Псахим). Если не прозвучит вопрос, нельзя будет как следует исполнить важнейшую заповедь праздника - рассказать об Исходе из Египта. ...
Читать далее...
304

Принесение пасхальной жертвы в Йерушалаиме

No Comments
     Письмо написано неевреем, одним из важных лиц римской администрации в Иудее, жившим в конце периода Второго Храма и посетившим Йерушалаим (Иерусалим) в день принесения пасхальной жертвы. ...
Читать далее...
303

Миграция

No Comments
   Основной фактор, на протяжении всей истории оказывавший влияние на формирование этнических, культурных и языковых групп, - миграция (перемещение больших групп населения с целью поселиться на новом месте). Люди мигрировали с момента возникновения человечества, вытесняемые с привычных мест изменением природных или социальных условий или волной другой миграции.   Непроходимые места (например, Гималаи или Сахара) становились естественным препятствием и изменяли направление миграций. ...
Читать далее...
293

Чудо Великой субботы

No Comments
   Суббота перед пасхальной неделей имеет особое название - Шабат а-гадоль («Великая суббота»). Есть несколько объяснений этого названия.   В Шулхан Арухе (Ор а-Хаим, 430) говорится, что в эту субботу произошло чудо, но не разъясянется подробно, о каких событиях идет речь.   О каком же чуде говорится в книге, ставшей основным сводом законов для всех еврейских общин? ...
Читать далее...
В преддверии праздника Песах

В преддверии праздника Песах

No Comments
  К тому времени, когда евреи стали рабами в Египте, все народы уже забыли о том, что мир был сотворен, и думали, что материя вечна и что все, способное вращаться, вертится само собой..  Может быть, некоторые из них и не забыли о том, что Кто-то их сотворил, но они думали, что Всевышний давно оставил мир и не интересуется им.   Фараон выразил это ощущение просто: «Кто такой Б-г? - Не знаю». ...
Читать далее...
294

Присутствие Творца в момент сотворения мира – на Храмовой горе в Йерушалаиме*

No Comments
   В один благословенный день 5684 года**, я удостоился взойти в Йерушалаим (Иерусалим) и ступить ногами из плоти на Храмовую Гору. Не в моих силах выразить и передать посредством сплетения букв тот особый вкус и тот запах воздуха - ведь с начала творения он таков. И не описать мне всё, что свершилось в каждом из органов моих, и переворот всех сил души моей и фантазии, наполняющей меня, все переживания, которых удостоился я - не описать мне их... В тот час был переполнен я восторгом и возвышенной растерянностью, и обеднел вдруг мой словарь: будто и не было слов в мыслях моих никогда ранее в их настойчивом единении. И по сегодняшний день, спустя почти сорок лет моего противостояния поколению, наполняюсь я восхищением от того моего бессилия выразить увиденное на Горе - источнике мой жизни, и то, чем я дышал в этом месте. Все виды и пейзажи мира принадлежат Всевышнему, и свет Его излучается на них, и нет места, лишенного Его присутствия - так знал я во все дни жизни моей. Но за все дни свои не видел я сияния, подобного тому, что на Храмовом холме. Это сияние того места, которое избрал Творец, дабы сконцентрировать в нём присутствие своё: из всех сияний, наполняющих мир. Но и эти слова не передают и даже не приближаются к смыслу представшего передо мною света. И был я чудо-телом внутри этого Б-жественного чуда. И вдруг наполнили меня ощущения прошлого: сюда, к этому месту шёл я с отцом моим совершить паломничество в праздник и вместе с ним преклонить колени перед Творцом. И вдруг я смог выразить это в словах: Йерушалаим - сердце Вселенной. Не столько Вселенной, принадлежащей Творцу - но как тонкий намек, проходящий через сердце Израиля - народа его... «В начале сотворил Б-г...» - а где находился Творец в момент сотворения Мира? Словно и это сказано: здесь, на Храмовом Холме, высочайшем из холмов, где ход всякой мысли останавливается в разуме. Гора, избранная с того момента Творцом, чтобы стать Ему домом, обернувшаяся вечным жилищем для нас на все времена. И после всех разрушений и катастроф, и даже если Храм не возвышается на ней, и даже когда ни одна еврейская нога не ступает по горе. Свет всех светов, излучаемый в этом месте - это сияние семи дней творения, ещё с первого мига, с того времени, когда Творец созидал отсюда. В этом месте прозвучало: «Да будет Свет!» - и вот он, тот самый Свет, который не гаснет и не уйдет, даже когда мир перестанет существовать. «Ты открылся нам в красе Славы Своей» (адар кводеха), а не «...в облаке Славы Своей» (анан кводеха)... И помню я, как пропала всякая мысль у меня, а не только слова. Оглушительная тишина этого места, будто все часы всех поколений и всех времён остановились в одно мгновение и не шли больше. И была во мне лишь та глубина, что таится в чреве скрипки и органа. ...
Читать далее...
Недельная глава Мецора: Две птицы

Недельная глава Мецора: Две птицы

No Comments
 Ритуальная нечистота - состояние души, которое не позволяет человеку войти в Храм. Она не связана с чистотой тела (рук или ног), а возникает в момент соприкосновения с «источниками нечистоты». Она имеет практическое значение только в то время, когда стоит Храм. (Не следует путать ритуальную нечистоту с особыми законами чистоты семейной жизни, которые действуют во все времена. Омовение рук перед едой хлеба также не является в наше время действием, направленным на достижение ритуальной чистоты, а является особым постановлением мудрецов, введенным с целью сохранить в каждом еврейском доме память о Храме). Соблюдение законов ритуальной чистоты было необходимо, чтобы сыновья Израиля, вошедшие во двор Храма, могли воспринимать - пусть даже на подсознательном уровне, не разумом, а силами души - первозданный свет, спрятанный Всевышним из-за греха Адама. Этот свет не может оказывать воздействие на душу человека, пребывающую в несовершенном мире. Но поскольку Храм создавался как модель идеального мира, то человек, приходивший туда, должен был не только очиститься от греха (раскаявшись и принеся жертву), но и отдалиться от воздействия разбросанных во всем мире последствий преступления Адама - источника всех грехов. Первое преступление превнесло в мир смерть, а следовательно, прежде, чем войти в Храм, следовало отдалиться от всего, что связано с ней. Прикосновение к мертвому телу сообщает человеку статус ритуальной нечистоты на семь дней и требует особой процедуры очищения. Второй источник ритуальной нечистоты - кожное заболевание, называемое цараат. Его причина - использование силы речи, дарованной человеку, для очернения других людей. Оно не может быть излечено ничем, кроме раскаяния. «Дурной язык» назван вторым источником нечистоты, так как Адам на вопрос Всевышнего: «Не с дерева ли, о котором Я сказал тебе: «Не ешь с него», ты ел?» - ответил: «Женщина, которую Ты дал мне, дала мне, и я ел». Т.е. Адам обвинил Творца в том, что Его творения не совершенны. Если бы он взял вину на себя и сказал: «Все созданное Тобой - прекрасно, но я не смог уберечь Твой сад», то он не был бы наказан. Таким образом, желание перенести ответственность на другого - часть первого греха. ...
Читать далее...