313

День катастрофы и героизма

April 26, 2003 Автор: рав Шломо Авинер - No Comments

 


   27-е число месяца нисан было выбрано в качестве памятной даты, посвященной героизму, проявленному в годы катастрофы сынами нашего народа, и памяти обо всех евреях, погибших от рук фашистов.
    Как известно, 27-е нисана – день начала восстания в Варшавском гетто. Но выбор этой даты в качестве дня памяти о погибших в годы второй мировой войны ни в коем случае не означает, что Главный Раввинат или правительство Израиля отрицают мужество, проявленное всеми теми, кто сохранил человеческое достоинство в страшных условиях, хотя и не сражался с оружием в руках, подобно защитникам Варшавского гетто.
    Героизм проявили все те, кто, идя по долине смерти, сохранил образ и подобие Всевышнему, заложенные в человеке, любовь к ближнему и высокие качества. И хотя их героизм совсем другого плана, он ничуть не меньше, чем героизм повстанцев. Героизм этих людей был ежедневным. Он проявлялся в соблюдении заповедей, когда они сохраняли немного масла для субботних свечей, продолжали изучение Торы, молились, соблюдали субботу, помогали ближним, оказывали моральную поддержку окружающим. Подобный героизм был проявлен сотнями, тысячами и миллионами людей. Нацисты, да сотрется их имя, хотели не только уничтожить нас физически, но и унизить, превратив в животных. И это им не удалось. У человека можно отобрать все, даже жизнь, но невозможно лишить его человеческого достоинства. Сохранение человеческого облика зависит только от выбора самого человека.
    «Все в руках Небес, кроме трепета перед Небесами». Оставаться человеком в любой ситуации – это и значит проявить трепет перед Небесами. Невозможно отрицать, что встречались люди, которые вели себя иначе. Но никто из тех, кто не был на их месте, не имеет права их судить. Единственное, что необходимо сказать, что подобные случаи встречались крайне редко.
   Как борьба с оружием в руках, так и умение постоянно переносить любые трудности, страшные мучения и беды являются героизмом.
   Адмор из Пясчена, рав Калонимус Калмиш Шапира, в своей книге «Святой огонь» написал: «Царский сын всегда остается царским сыном, даже подвергаясь побоям. Не падай! Оставайся сыном царя».
Евреи, относящие себя к «харедимному» направлению иудаизма, не испытывают восхищения по поводу восстания в Варшавском гетто. Ради чего восставать в безнадежной ситуации? Все равно это никого не спасет. Гораздо правильнее продолжать жить день за днем, надеясь на спасение.
   Им возражают религиозные сионисты: «Те, кто взял оружие в руки, достойны самого высокого уважения. Они поднялись на борьбу не потому, что у них была надежда на победу или возможность спастись. Единственной их целью было умереть с достоинством, а не как скот, который ведут на убой.
И та, и другая точка зрения имеет право на существование. Не нам решать, кто проявил больший героизм. С трепетом и ощущением великой святости мы взираем на тех и на других.
   Однажды Гаону из Ковно, раву Аврааму Дову-Беру Каана Шапиро, автору книги «Двар Авраам», который сам прошел через гетто Каунаса, рассказали о двух случаях.

  Первый произошел в литовском городе Калем. Нацисты собрали евреев и заставили их копать самим себе могилы. Они стояли, приготовившись к смерти вместе с равом Даниэлем. Рав обратился с просьбой к немецкому офицеру: «Могу ли я проститься с моей общиной?» Тот разрешил ему, но при этом добавил: «Только побыстрее». Но рав не спешил и использовал все то время, которое чудом было дано ему. Он сказал: «Сейчас нам предстоит исполнить заповедь освящения имени Всевышнего», – и прочитал целую лекцию о том, что это значит. Он говорил тихо и спокойно, будто дело происходило в его синагоге в обычный субботний вечер. Офицер стал торопить его, чтобы он заканчивал быстрее, и начал кричать, что рав задерживает его. Рав Даниэль спокойно ответил: «Я еще не закончил». Закончив наконец подробное объяснение смысла заповеди освящения имени Всевышнего, он сказал: «Дорогие братья! Приблизилась минута, когда мы должны исполнить заповедь освящения имени Всевышнего, о которой мы говорили. Я прошу у вас только одного: не впадать в панику и спокойно принять это постановление Высшего суда».  

    После этого он обратился к немцу и сказал: «Я закончил. Ты можешь начинать свое дело».
Второй случай произошел в Кайдане. Из братской могилы, в которую загнали евреев, выскочил один еврей, обладавший большой физической силой, набросился на немецкого офицера, вцепился зубами в его горло и не отпускал, пока не убил его. Спросили рава Авраама Дов-Бера, Гаона из Ковно: «Кто из этих двух людей поступил правильнее?» И он ответил: «Я не знаю. На этот вопрос невозможно ответить. Нельзя сказать, что поведение одного из них более достойно, чем поведение другого. Ясно, что Рабби из Калема поступил так, как он должен был поступить. Но и еврей, выпрыгнувший из могилы, исполнил заповедь освящения имени Всевышнего во всех ее деталях и подробностях, со всеми самыми высокими намерениями, которые только можно представить себе. И я вам заявляю с полной ответственность, что рав Даниэль при других обстоятельствах сделал бы то же самое, что и этот еврей».
   В годы катастрофы евреи проявили высочайший героизм. И не стоит задаваться вопросом, кто из них был большим героем и кто поступил правильнее.

Нет ответа на этот вопрос

                                                                     

Последние защитники
гетто выходят из бункера

 

Дополнительная статья на эту тему