299

Необходимость Исхода

April 19, 2003 Автор: рав Зеев Султанович - No Comments

   Принципиальное значение Исхода в истории духовного прогресса человечества легко доказывается методом «от противного».
  Представим себе, что Исхода не было, а справедливость была восстановлена революционным путем: вмешательство Всевышнего в ход событий сделало евреев хозяевами Египта и отдало им бывших хозяев в услужение. Но раб, занявший место господина, ничуть не лучше своего поработителя (а иногда и хуже) и способен проявить еще большую жестокость и бесчеловечность, чем его бывший хозяин.
  В личном плане при перемене мест слагаемых «раб – господин» меняется многое, но, с точки зрения мирового духовного прогресса, не происходит ничего.
  Рабство остается рабством, из культур порабощенного и поработителя выплавляется новая культура, основывающаяся на старых концепциях, восхваляющая силу и жестокость и основанная на служении идолам, олицетворяющим животный инстинкт, сытость и достаток. Следовательно, не только физическое освобождение стало моментом рождения еврейского народа, но и отчуждение от поработившей его нации.
Почитайте про прогулки с грудным ребенком.
  Революции нередко становились толчком для многих положительных изменений (в том числе, и для обретения свободы). Но это происходило не в силу изменения человеческой природы и желания одних дать свободу другим. Просто ситуация, сложившаяся на тот конкретный момент, приводила к изменениям, в результате которых вновь поднимались люди, стремившиеся к власти и безжалостно расправлявшиеся со своими противниками.
  Революционные перевороты не влекли за собой исправление природы человека, особенно тех, кто достигал власти. Все известные революции (независимо от того, какие высокие идеалы выдвигались в качестве лозунгов) происходили по принципу смены власти без отмены насилия, угнетения, социального и классового неравенства.
  Наиболее ярким примером может служить французская революция 1789-1799 гг., которая, начавшись с низвержения династии Бурбонов, привела к кровавому террору несколько раз менявшейся новой правящей олигархии. Каждая смена власти сопровождалась кровавой расправой над теми, кто стоял у власти перед этим.
  Еще одним примером служит революция 1917г. в царской России, приведшая к образованию новой правящей верхушки, сформированной по принципу «кто был ничем – тот станет всем», к кровавому террору и жестокому подавлению любого сопротивления населения.
  Отрицание прошлой жизни в Египте – как своей собственной, так и своих повелителей – становится постоянным требованием Торы. Добиваясь от Своего народа проявления высокой духовности даже в будничных делах, Всевышний разъясняет, что проживание на земле, которую Он дал сынам Израиля в наследный удел, предполагает установление прямой связи между народом и Творцом.
  Жизнь продолжается на ней только благодаря дождям, а ключи от них – в руке Творца. Сказано (Дварим,11:13), что это «земля, о которой Б-г твой печется», т. е. ждет от живущих на ней молитвы и высокого духовного уровня. И этим она отличается от земли египетской, от населения которой Всевышний не ждет ничего.
  Природа дает разливы Нила и возможность начерпать воду из многочисленных водоемов независимо от нравственного состояния египтян: «Ибо земля, в которую вступаешь ты, чтобы владеть ею, не как земля египетская она, из которой вы вышли, где ты, посеяв семя свое, поливал с помощью ног твоих, как огород. Но земля, в которую вы переходите, чтобы завладеть ею, это земля гор и долин, от дождя небесного пьет она воду… очи Б-га Всесильного твоего непрестанно на ней…» (Дварим, 11:10-12).
  Тот, кто носит воду из колодца или из отводного канала, смотрит под ноги, а глаза того, кто ждет дождей, обращены к небесам.
  Такое изменение мировосприятия земледельца фактически является его освобождением от сил природы и подчинением Творцу, в котором нет и намека на порабощение, ибо Пресвятой, благословен Он, желает только одного: чтобы человек смог найти выражение для всех прекрасных потенциалов его души. Земля, требующая молитвы и высокого морального уровня, определяет структуру общества: во главе его должны стоять люди, способные решать духовные проблемы народа.
 Царь не может быть неограниченным правителем – он должен подчиняться закону Торы (символическим выражением этого подчинения был свиток Торы, всегда находившийся при царе, будучи привязан к его правой руке).
 Жестокости, разврату, злословию и интригам – явлениям, столь обычным при дворе всех повелителей, не может быть места в царском дворце.
 Пророк, указывающий на недостатки и призывающий к новым духовным рубежам, – был неотъемлемой составляющей органов управления государством.
 Коэны и левиты, как служители Храма, пользовались большим уважением. На них лежала обязанность обучать народ Торе.
  А обязанность каждого еврея состояла в постоянном духовном совершенствовании самого себя.