Значение Хануки по Мааралю

Значение Хануки по Мааралю

December 29, 2005 Автор: рав Йегуда Амиталь - No Comments
I

В своих рассуждениях Маараль опирается на известный "Мидраш" о четырех империях, властвовавших над еврейским народом, принявших в видении, описанном в книге Даниэля, облик четырех диких зверей. Это Вавилон, Персия, Греция, Рим. В центре размышлений Маараля – вопрос о сокровенном значении чуда Хануки. Прямолинейный ответ на этот вопрос состоит в перечислении гонений, которым подвергались евреи под властью греческих правителей, осквернения Храма и чудесного вмешательства Всевышнего.

Тем не менее, самый важный вопрос остается без ответа. Чем обогатили еврейский народ эти испытание и спасение?

Подобный вопрос существует и в отношении исхода из Египта, откуда Всесильный извлек нас знамениями и чудесами. То, что Б-г заставил нас спуститься в Египет за наши прегрешения – это правда, но этого объяснения совершенно недостаточно. Пребывание в Египте, борьба за свободу, и избавление от рабского ярма, воспринимаются теперь, как неотъемлемый опыт евреев, благодаря которому возник и сформировался еврейский народ. Евреи стали единым целым, пройдя через суровые испытания и страдания, ставшие притчей во языцех. Но если мы обратимся к Исходу только как к рассказу о страдании и избавлении, мы не поймем всю глубину этого события. Именно по этой причине наши Мудрецы разъясняли в различных Мидрашах особую важность того, что получил в награду еврейский народ, совершив Исход.

Размышляя о спасении, принесенном Маккавеями, Маараль, говорит о той же награде, а именно о духовном обогащении еврейского народа. Борьба с Грецией имеет для нас особенное значение, что проявляется в том, как Мидраш прочитывает пасук из Берешит (9:27): "Даст Всесильный простор (красоту) Йефету, и пусть обитает он в шатрах Шема": – и заставит обитать эту красоту среди евреев.

В каждом человеке сокрыты сильные и слабые стороны. Все мы годами ведем размеренную привычную жизнь, которая прерывается вторжением испытаний. В эти решающие минуты проявляются скрытые потенциалы каждого. Перед лицом смертельной опасности на передний план выдвигаются таившиеся доселе силы. Внезапно обостряются способности к пониманию и выбору правильного пути, умению вести за собой, совершенно не проявляющиеся в обыденной жизни. Есть те, кто обретает Б-га именно во времена борьбы и испытания веры. Это применимо и к отдельной личности, и к народу. Каждому известны исключительная духовная сила и мужество, проявляющиеся в борьбе, ведомой против преследования и навязывания чуждых ценностей и идей.

Если спасение так и не приходит, возникает реальная опасность того, что это моральное преимущество, духовные завоевания – рассеются, улетучатся. Человеческому существу нужно время для того, чтобы воплотить внезапные озарения и неожиданно проявившиеся возможности в стереотипы поведения, в образ жизни, и передышка, которую дарит спасение, предоставляет такую возможность.

Размышляя о спасении под таким углом зрения, мы начинаем понимать, что мессианское избавление (возвращение из изгнания) может прийти только после того, как еврейский народ пройдет ряд подготовительных этапов. Сражения Хануки – это не только великие исторические события, но и важные вехи в строительстве и становлении еврейского народа. Они представляют собой дополнительные стадии в осуществлении нашего национального предназначения.

В толковании Маараля, становление еврейского народа не подразумевает оттеснение других народoв на задворки истории, а напротив – отражает стремление всего человечества к полной реализации своего скрытого духовного потенциала. Это объясняет основную идею Маараля из книги "Нер Мицва". Мир изначально был создан незавершенным. И должен, поэтому, подвергнуться преобразованиям, несущим ему цельность. Несовершенство мира находит свое выражение в истории человечества, в расцвете четырех великих империй, каждая из которых воплощает мировоззрение, свидетельствующее о воинственном неприятии понятия Единства Б-га.

Мидраш, который Маараль упоминает в начале своей книги, дает пространное толкование этой мысли: "Когда мир был пуст и хаотичен и тьма над бездною. И дух Всесильного парил над водами" (Берешит, 1:2). Рабби Шимон Бен Лакиш объяснял, что процитированный пасук говорит о четырех империях: "хаотичный мир" – это упоминание Вавилона, "пустота" – относится к Персии, "тьма" – отсылает к Греции, которая омрачала жизнь еврейского народа своими указами… "Бездна" – Рим, чье окончательное падение столь же непостижимо, сколь глубоко. "Дух, витающий над водами" – относится к душе Машиаха (Берешит Раба, 2:5). Таким образом, мир изначально незавершен и станет цельным только в эпоху Царя Машиаха. Между этими двумя точками во Времени – длительный исторический процесс, который принесет миру совершенство и цельность.

Этот процесс, однако, содержит и противоборство названных чeтырех империй и Еврейского Народа. Каждая из четырех представляет культуру, ценности и мировоззрение которой антагонистичны вожделенному состоянию завершенности. Тем не менее, благодаря борьбе еврейского народа с этими идеями может возникнуть состояние завершенности мира.

Таким образом, события Хануки представляют собой этапы продвижения на пути к совершенству, которое должно возникнуть из противоборства между Грецией и Израилем. Греческая империя завещала миру ценности, изменившие человечество, демонстрируя большую духовную жизнеспособность, которой они обладали. Однако их духовные устои были несовершенны. И только в благотворном столкновении (состязании, противоборстве, сопоставлении) с еврейским народом они смогли занять надлежащее им (достойное) место в Служении Всевышнему. С устранением неполноты из мира, знаком чему будет падение четырех империй и их порочного духовного наследия, мир наконец достигнет цельности и совершенства.
II
Чтобы постичь чудо кувшинчика с маслом, надо принять во внимание исторический контекст, в котором разворачивались события. Особенно важно проанализировать, что представляют собой четыре империи, которые Маараль "поместил в фокус" исторического процесса.

Вавилония – первая из четырех – олицетворяет безудержное желание распространить свое владычество на весь мир. Это – власть во имя власти. Персия воплощает погоню за материальными благами, стремление к удовлетворению мирских желаний. Греция – в противоположность первым двум – представляет интеллектуальный и рациональный подход к миру, в котором преобладают и главенствуют идеи. Рим – конгломерат трех предыдущих, и потому борьба с наследием этой империи – самая трудная.

По мнению Маараля, греческая империя, главным оружием которой были просвещенность и философия – это "выкормыш" еврейских влияний. Многие греческие теории берут начало в иудаизме, именно поэтому борьба против греческого культурного засилья была особенно сложной. В эпоху Вавилонского и Персидского владычества иудаизм был все еще ограничен еврейским миром, и пока еще не начал изливать свой свет среди других народов. Его сражения с этими империями, велись, таким образом, против чего-то внешнего.

Позднее, однако, иудаизм приступил к выполнению Замысла: стал излучать свет Торы во внешний мир, и на этом "радиационном фоне" выросла греческая империя. Поэтому борьба с Грецией потребовала беспощадности и бескомпромиссности: многих заставила поколебаться привлекательность эллинизма именно потому, что его философия исходила из некоторых здравых идей. Многие евреи воспринимали греческую культуру как нечто, превосходящее нашу собственную, и поэтому идеал распространения Света Торы померк.

Осмыслив все это, можно понять специфичность чуда Хануки. Акцент на единственном кувшинчике масла, запечатанном Первосвященником1, символизирует сохранение в чистоте идей, которые не были осквернены эллинистическим мировоззрением, и потому остались источником света, способным озарить мир, пребывающий во тьме. Чудо свершилось: действие законов природы было приостановлено, чтобы сделать явным, что еврейская система ценностей и необходима, и победоносна2.

Галаха постановляет, что мы должны зажигать Ханукию "прилюдно", "пока не опустели торжища", дословно "пока есть путники с базара". Гомилетически это можно истолковать как то, что огни следует зажигать пока, духовная нечистота (гниль), и, смятение, которое она порождает, не будут вытеснены из мира, и чистый Свет учения Всевышнего не займет свое место. Этот свет исходит из внутреннего источника, который должен быть зажжен в душе воспитанием3, и уже затем может "излучаться" во внешний мир. Во времена гонений, утверждает Галаха, достаточно поместить огни на столе внутри дома. Рабби Цадок из Люблина объяснял, что это значит, что если опасно зажигать огни, разгоняющие тьму во всем мире, надо, по крайней мере, сделать так, чтобы было светло в душе4. Если негаснущая свеча еврейского воспитания зажжена в душе, она, в конце концов, засветит наружу так ярко, что всем станет ясно, что "Тора выйдет в мир из Циона, и Слово Б-га – из Иерусалима".

Примечания переводчика

1 А не на военных победах над превосходящими силами противника. "Что такое Ханука? С 25-го кислева – восемь дней Хануки… Когда вошли греки в Храм, осквернили все храмовое масло. И когда восстали против них Хашмонаи и победили их – искали и нашли только один кувшин с маслом, запечатанный печатью первосвященника; но находившегося в нем масла хватало только на один день. И произошло чудо – масло зажгли и его хватило на восемь дней. На следующий год эти дни были объявлены праздниками…" (Гемара, Трактат Шабат, 21б).
2 В отличие от греческой, необходимой как отрицательный пример для воспитания критериев.
3 Буквальное значение ивритского слова хинух, родственного слову Ханука, – "воспитание".
4 Еврейские идеи заимствовали не только греки, но и римляне (и непосредственно, и от греков): spiritus intus alit – "дух изнутри питает" (Публий Вергилий Марон. "Энеида". Перевод В. Брюсова).

По материалам урока рава Йегуды Амиталя (