Ритуальная нечистота – состояние души, которое не позволяет человеку войти в Храм. Она не связана с чистотой тела (рук или ног), а возникает в момент соприкосновения с «источниками нечистоты». Она имеет практическое значение только в то время, когда стоит Храм. (Не следует путать ритуальную нечистоту с особыми законами чистоты семейной жизни, которые действуют во все времена. Омовение рук перед едой хлеба также не является в наше время действием, направленным на достижение ритуальной чистоты, а является особым постановлением мудрецов, введенным с целью сохранить в каждом еврейском доме память о Храме).
Соблюдение законов ритуальной чистоты было необходимо, чтобы сыновья Израиля, вошедшие во двор Храма, могли воспринимать – пусть даже на подсознательном уровне, не разумом, а силами души – первозданный свет, спрятанный Всевышним из-за греха Адама. Этот свет не может оказывать воздействие на душу человека, пребывающую в несовершенном мире. Но поскольку Храм создавался как модель идеального мира, то человек, приходивший туда, должен был не только очиститься от греха (раскаявшись и принеся жертву), но и отдалиться от воздействия разбросанных во всем мире последствий преступления Адама – источника всех грехов.
Первое преступление превнесло в мир смерть, а следовательно, прежде, чем войти в Храм, следовало отдалиться от всего, что связано с ней. Прикосновение к мертвому телу сообщает человеку статус ритуальной нечистоты на семь дней и требует особой процедуры очищения.
Второй источник ритуальной нечистоты – кожное заболевание, называемое цараат. Его причина – использование силы речи, дарованной человеку, для очернения других людей. Оно не может быть излечено ничем, кроме раскаяния. «Дурной язык» назван вторым источником нечистоты, так как Адам на вопрос Всевышнего: «Не с дерева ли, о котором Я сказал тебе: «Не ешь с него», ты ел?» – ответил: «Женщина, которую Ты дал мне, дала мне, и я ел». Т.е. Адам обвинил Творца в том, что Его творения не совершенны. Если бы он взял вину на себя и сказал: «Все созданное Тобой – прекрасно, но я не смог уберечь Твой сад», то он не был бы наказан. Таким образом, желание перенести ответственность на другого – часть первого греха.
Третий из основных источников ритуальной нечистоты – женщина в период «нида». Все физиологические особенности, присущие женщине, появились только после греха, когда ей было сказано «в муках будешь рожать». Не только рождение ребенка стало опасным и болезненным, но и потенциал привести в мир новую жизнь был в значительной степени отобран у Хавы. Женщина считается нечистой в то время, когда в силу своих физиологических особенностей она теряет возможность родить ребенка. В период беременности женщина не обладает ритуальной нечистотой.
В недельной главе говорится: «И сказал Всевышний Моше, говоря: «Вот Тора (закон) для мецора. Когда нужно очистить его, то приведут его к коэну. И выйдет коэн за стан, и если увидит коэн – вот, исцелилась язва болезни цараат на больном, то прикажет коэн взять для очищения двух птиц живых чистых, и кедрового дерева, и червленую нить, и эзова. И прикажет коэн зарезать одну птицу над глиняным сосудом, над водой живой, водой, набранной из источника. Живую птицу он возьмет с кедровым деревом, и с эзовом, и с червленой нитью и обмакнет их. И обмакнет живую птицу в кровь птицы зарезанной над живой водой. И покропит очищаемого от болезни цараат семь раз, и объявит его чистым, и пустит живую птицу в поле» (Ваикра, 14).
Живая птица, отпускаемая на волю, и птица, приносимая в жертву, – это два пути, каждый из которых человек волен избрать сам. Тот, кто обвиняет Творца в том, что он создал человека для страдания или, вложив в него дурное начало, поставил его перед непреодолимым испытанием, сокращает свою жизнь и делает свои дни безрадостными. Тот, кто уверен, что Б-г сотворил все во благо, помогает раскрыться всему хорошему и одним своим мирвосприятием исправляет окружающую действительность. Раскаявшийся человек привносит в мир жизнь.
Кровь на крыльях живой птицы – знак смертельной опасности, которой она избежала. Птица, принесенная в жертву, как и другие жертвы за грех, указывает на то, что за совершенное преступление человеку полагается смерть от руки Небес и лишь по великой милости Творца живое существо становится его заменой. Приносимая в жертву птица – подобие силы дурного языка, который поражает душу, сравниваемую с птицей.
Самое высокое и самое низкое растения – кедр и трава эзов – соединяются вместе, напоминая, что гордыня привела человека к этому греху и ему предстоит стать таким же незаметным, как невысокая трава. В предложении «Это Тора (закон) для мецора…» содержится намек на то, что занятие Торой – главное исправление ущерба, нанесенного языком человека.