6. Синагога и молитва

6. Синагога и молитва

No Comments
Молитва и благословение Общественная и личная молитва Особые функции в общественной молитве Как устроена синагога ...
Читать далее...
5. Главные книги еврейской традиции

5. Главные книги еврейской традиции

No Comments
Еврейские книги и их изучение ТаНаХ (Библия) Тора Комментарии к Торе ...
Читать далее...
4. Дарование Торы. Заповеди

4. Дарование Торы. Заповеди

No Comments
Кому дарована Тора Что дано в дар Текст Торы ...
Читать далее...
3. Основные периоды еврейской истории

3. Основные периоды еврейской истории

No Comments
Примечание для учителей: Содержание этого раздела ни в коем случае не заменяет курса "Еврейская история". Его задача - дать представление о делении еврейской истории на основные периоды и напомнить ученикам общую канву событий, чтобы облегчить ссылки в остальных частях учебника.   Эпоха праотцев ...
Читать далее...
2. Еврейский народ

2. Еврейский народ

No Comments
Общины Еврейские языки Названия еврейского народа Еврейская земля ...
Читать далее...
1. Что такое еврейская традиция?

1. Что такое еврейская традиция?

No Comments
Основа традиции Что такое Тора Дарование Торы Еврейский закон ...
Читать далее...
Недельная глава Ахарей Мот: Пред лицом Всевышнего

Недельная глава Ахарей Мот: Пред лицом Всевышнего

No Comments
  «И говорил Б-г Моше после смерти двух сыновей Аарона..: «Скажи Аарону, брату твоему, и пусть не входит во всякое время в Святыню за завесу пред лицо крышки, которая на ящике, и не умрет, ибо в облаке буду Я показываться над крышкой. С этим пусть войдет Аарон в Святыню ...И возьмет он полный совок углей пылающих... и полную пригоршню воскурений из трав размолотых, и внесет за завесу. И положит воскурения на огонь перед Б-гом, и покроет облако крышку... и не умрет». «Однажды в Йом-Кипур зашел я в Святая Святых — рассказывал первосвященник рабби Ишмаэль — чтобы принести воскурения. И увидел я: ангел Акатриэль Б-га воинств сидит на престоле. И сказал он: «Ишмаэль, сын мой, благослови Меня». Сказал я ему: «Да будет желанно перед лицом Твоим, чтобы милость Твоя поборола гнев Твой...» (Брахот, 7а). С началом распространения эллинизма появилась секта цадукеев, состоявшая в основном из людей влиятельных. Тайно к ней примкнуло и немалое число коэнов. Цадукеи утверждали, что традиционный комментарий Торы, неверен, и создавали свой. В частности, они по-своему понимали слова: «И возьмет он полный совок углей пылающих... и полную пригоршню воскурений... и внесет за завесу. И положит воскурения на огонь перед Б-гом... и не умрет». Цадукеи утверждали, что раскрытие Б-жественного Присутствия кончится для первосвященника трагично и задача воскурений — отгородить его дымовой завесой от видений, открывающихся в Святая Святых над крышкой ковчега. А мудрецы утверждали, что первосвященник должен принести воскурения не снаружи, а войдя в Святая Святых. С точки зрения цадукеев, цель воскурений — создать завесу, и поэтому воскурение надо принести до входа в Святая Святых, мудрецы же считают, что воскурение — жертва, помогающая воспринять Б-жественное Присутствие, и ее нужно принести именно в Святая Святых — перед лицом Б-га. Кто прав, нетрудно установить из общих соображений: человек должен стремиться к раскрытию Всевышнего, а не закрываться от Него — оно само по себе дарует жизнь, а погубить может только гордыня, проявленная в самом святом месте. «Когда Я хотел раскрыть тебе Свое Лицо у горящего куста, — сказал Всевышний Моше, — ты закрылся руками. А теперь, когда ты хочешь увидеть Мое Лицо, — Я не хочу, и, пройдя перед тобой, прикрою Свое Лицо ладонью» (Брахот, 7а). ...
Читать далее...
Выбор даты для Дня катастрофы и героизма

Выбор даты для Дня катастрофы и героизма

No Comments
        Выбор даты для Дня катастрофы и героизма европейского еврейства вызвал в своё время много споров. На рассмотрение Кнессета выносилось две альтернативы: день начала восстания в Варшавском гетто (27 нисана по еврейскому календарю) и день поста 10 тевета.   Разногласия были далеко не поверхностными. Напротив, они основывались на двух принципиально разных позициях. Сторонники 27 нисана говорили, что приурочив День катастрофы ко дню начала восстания в Варшавском гетто, можно будет придать этому дню не только трагическую, но и героическую окраску.   У оппонентов возникли веские аргументы в свою пользу: во-первых, месяц нисан является месяцем Исхода из Египта, и в это время по традиции не принято назначать посты или траурные церемонии; во-вторых, в еврейском календаре есть несколько дат, отмечаемых постом и всеобщим трауром, например, Девятое ава и Десятое тевета – день начала осады Йерушулаима царём Навуходнецаром, повлекшей за собой разрушение Первого Храма. Десятое тевета уже было выбрано Главным раввинатом как день кадиша по тем, чья дата гибели неизвестна, и логично было сделать ее также и днем памяти о жертвах катастрофы. ...
Читать далее...
Маня Файнгольц: В Умани, в 1941-м

Маня Файнгольц: В Умани, в 1941-м

No Comments
   Первого августа 1941 года Умань была занята немцами. После того, как были завершены мобилизация и эвакуация, в городе продолжали оставаться более 15 тысяч евреев. ...   Утром 21 сентября 1941 года всех евреев собирают на работу, в процессе работы они узнают, что часть этих людей погнали яму копать. Более тысячи людей бросают в погреба, и до утра все они были задушены.   Другие евреи, попавшиеся в тюрьму, посидели до вечера. Вечером пришли зрители смотреть на этих жалких людей, которых заставляли танцевать и петь. ...
Читать далее...
315

Любимый стучит в дверь

No Comments
  "Среди ужасной ночи, среди ужасов Майданека, Треблинки и Бухенвальда, газовых камер и печей, среди ночи абсолютного скрытия Лица, среди ночи господства Сатана, породившей множество сомнений, среди этой ночи неожиданно проявил Себя Тот, Кто любит нас - Друг, скрывавший Себя до сих пор. Он постучал в дверь растерянной и напуганной подруги. Этот требовательный стук - стремление духовного мира проложить себе дорогу в материальные структуры - нашел свое выражение в образовании государства Израиль".    Всего рав Соловейчик насчитывает шесть ударов - шесть изменений, произошедших в мире чудом, шесть изменений, которые были бы невозможны, если бы не прямое вмешательство Всевышнего в ход событий, развивающихся естественным путем. Ни один человек не имеет права закрыть свое сердце и не дать ему возможности услышать эти удары. Ни один человек не имеет право отрицать вмешательство Божественного Провидения в мировую историю, приведшее к исполнению пророчеств. ...
Читать далее...