Израиль и Диаспора перед лицом кризиса

Израиль и Диаспора перед лицом кризиса

No Comments
  Сегодня мы можем констатировать, что весь еврейский народ находится в глубоком системном кризисе. Терминологически он выглядит как подмена понятий: — вместо Эреца мы имеем Государство Израиль; — вместо Голута — Диаспору и ...
Читать далее...
690

Приближаясь к празднику Шавуот

No Comments
Центральное событие месяца — дарование Торы. Оно приходится на 6-е Сивана, ставшее в каком-то смысле самой торжественной датой, посвященной духовному освобождению нашего народа. Если бы цивилизованный мир смог превозмочь свою гордыню и попытался бы честно проанализировать, что послужило основой его самого великого достижения — искоренения рабства, варварства, тирании и создания системы нравственных ценностей, то вне всякого сомнения, наибольшие заслуги в деле преобразования общества и придания ему человеческого облика были бы признаны за Торой, а не за развитием производительных сил. Но при этом не столько сам текст Торы, сколько евреи, пронесшие через тысячелетия истинное понимание учения и отстаивавшие его (иногда ценою собственной жизни), всегда были и остаются главной движущей силой прогресса в области совершенствования отношений между людьми. Народы мира, даже познакомившись на определенном этапе своего развития с текстом Торы, никогда бы не пришли к осознанию понятия добра и справедливости. Ведь мало провозгласить «возлюби ближнего своего» основным принципом жизни — надо знать, что такое любовь и где проходят ее границы; можно ли быть добрым даже к злодеям; правильно ли никогда не оказывать сопротивления злу; можно ли пожертвовать одним человеком, чтобы спасти другого или даже многих; справедливо ли разделить все материальные блага поровну; правильно ли наказывать за воровство смертью и т. д. Человечество совершало ошибки и оглядывалось на еврейскую традицию, чтобы исправить их, но никогда не признавалось в этом самому себе. Правда, величайшие умы, занимавшиеся историко-философскими проблемами или пытавшиеся изучать социальные проблемы, время от времени открыто объявляли о необходимости обратить внимание на живую еврейскую традицию. Так, например, Лев Толстой писал: «Еврей — это святое существо, которое добыло с неба вечный огонь и просветило им землю и живущих на ней. Он родник и источник, из которого все остальные народы почерпнули свои религии и веры» (Лев Толстой, «Что такое еврей»). Другой пример— оценка еврейской традиции Ф.Достоевским: «И сильнейшие цивилизации в мире не достигли и до половины срока веков и теряли политическую силу и племенной облик. Тут не одно самосохранение стоит главной причиной, а некая идея, движущая и влекущая, нечто такое мировое и глубокое, о чем может быть человечество не в силах произнести своего последнего слова». Мировому сообществу еще далеко до совершенства и ему предстоит долгий путь. Еврейский народ также не обладает истиной в последней ее инстанции. Но именно он призван раскрыть ее через углубленное осмысление своей традиции и претворение ее в жизнь. ...
Читать далее...
689

Недельная глава Бэар: Я пошлю вам благословение

No Comments
  Только, бывало, начинаешь на лекции говорить о семилетнем цикле и о субботнем годе «шмита» («пропуск, прекращение работ на земле»), как партийный деятель, приехавший сюда не для того, чтобы почувствовать святость земли, а для того, чтобы посадить здесь что-нибудь квадратно-гнездовым методом, сразу тебя перебивает, как равный равного: у тебя, мол, — свое мнение, а у меня — свое. Деятель принимается долго рассуждать, что вот даже в древности землю оставляли под паром. Какая древность, под каким паром — кто его знает, наверное, под тем самым, который образуется, когда «кипит их разум возмущенный». Наверное, про этот самый случай сказал Коэлет: «Пар от пара — все пар». Многие пытаются перевернуть понятие заповеди и представить его как набор жизненно полезных правил и советов. Но заповеди не направлены на то, чтобы дать человеку благополучие. Они приводят к благополучию, но не преследуют цели обязательно дать его человеку. Совсем не так, как созидательный труд, когда плоды человек получает в результате правильно произведенных действий при наличии небольшой степени удачи. Недаром Мудрецы говорят: «Единственная награда за заповедь — это возможность исполнить еще одну заповедь». Или в более кратком и точном переводе: «Заповедь влечет за собой другую заповедь». Заповедь вырывается за рамки материального мира и призвана построить духовный мир человека, который приобретает свое истинное значение в мире будущем. В материальном мире благо заповеди связано с благословением, которое дается Всевышним человеку во всех его делах, чтобы он мог продвигаться и совершенствоваться духовно, исполняя все новые и новые заповеди. Природа благословения — вход крупицы бесконечного в конечный мир, — и оно является как бы автоматическим следствием исполнения любой заповеди. ...
Читать далее...
687

Календарь истории

No Comments
 Приближается месяц Сиван. События, произошедшие в этом месяце, сделали его особым в еврейской традиции. Все его дни похожи на праздник, и это отмечено в ежедневных молитвах. 1 Сивана 2448 г. от сотворения мира (1312 г. до н.э.) ...
Читать далее...
685

Если я забуду тебя, Йерушалаим…

No Comments
 Каждый жених, стоя под хупой, заявляет о своей верности Йерушалаиму: «Если забуду тебя, Йерушалаим, пусть забудет меня правая рука моя, язык мой прилипнет к нёбу, если не вспомню я, если не поставлю Йерушалаим во главу веселья моего» (Теплим, 137). Миллионы евреев на протяжении многих поколений пролили потоки слез, обращаясь ко Всевышнему с молитвой, в которой они призывали Его вернуться в Йерушалаим — проявить Б-жественное Присутствие в святом городе, дать почувствовать близость Творца к сынам Израиля и распространить благословение на приходящих на праздники и на всех возвращающихся в Святую Землю. В основной нашей молитве «Восемнадцать благословений», повторяемой три раза вдень, говорится: «И в Йерушалаим, город Твой, вернись по милости Твоей, и пребывай в нем, как Ты и обещал, и отстрой его быстро в наши дни». Каждая наша трапеза заканчивается молитвой благодарности за пищу, но благодаря за хлеб и плоды, мы тут же вспоминаем главное — то, без чего не может быть полной радости и веселья даже за праздничным столом: Йерушалаим, и говорим: «Отстрой Йерушалаим быстро в наши дни» (Биркат а-мазон). Многие обычаи, близкие сердцу каждого еврея, были введены две тысячи лет назад, чтобы укрепить духовную связь народа с Йерушалаимом и сделать возвращение в святой город мечтой о чем-то реальном, а не несбыточном и абстрактном. Без Йерушалаима невозможно раскрытие духовного потенциала народа— постижение Торы во всей ее полноте, пророчества, построение Храма и восстановление царского достоинства дома Давида. И так же, как без возвращения сынов Израиля в Землю Израиля мы не можем восстановиться как высокодуховный народ, так и без восстановления Йерушалаима, как места святости и духовного центра, объединяющего всех нас, мы не можем раскрыть для мира свет добра и истины. Картина, открывающаяся глазам человека, живущего в наши дни, прекрасна и величественна: возвращение народа в Цион и строительство Йерушалаима вселяет в сердца миллионов людей надежду на то, что мир изменится и озарится новым светом — светом Израиля, светом любви и радости. «И пойдут народы многочисленные и скажут: «Пойдем и поднимемся на гору Б-га, к дому Всесильного Яакова, и научимся путям Его, и пойдем по дорогам Его, ибо из Циона выйдет Тора и слова Б-га из Йерушалаима». Тогда исполнится Б-жественное обещание, данное нашему праотцу Аврааму: «И сделаю тебя народом большим, и благословятся тобой все семейства земли» (Берешит, 12). ...
Читать далее...
Земля как понятие нематериальное

Земля как понятие нематериальное

No Comments
 Земля Израиля - это не понятие, характеризующее какие-либо свойства материальных объектов. Она не может быть приобретена как обретаются земельные владения. Неверно рассматривать ее как средство объединения и упрочения народа на материальном или даже на духовном уро-вне. Земля Израиля - понятие сущностное, и разрыв нити, связывающей с ней народ, равносилен смерти. Ее существование утратило бы смысл, если бы она не обладала свойствами объектов, наделенных духовностью. И поэтому на уровне рационального мышления невозможно ни постичь ее святость, ни выяснить причину любви к ней. Только оперевшись на силу интуиции, даруемой свыше и присущей всему народу в целом, на те природные потенциалы еврейской души, которые порождают самый широкий спектр ощущений, позволяющий человеку по особому воспринимать сотворенное, можно пытаться выяснить сущностный аспект Земли Израиля и найти те действия, которые выразят любовь к ней. Распространение представлений о Земле Израиля как о территории, обладающей обычными материальными свойствами и удобной для воплощения идеи объединения нации, не может оказать долговременное влияние на людей и привести к желаемым результатам. Осенняя коллекция женской одежды на сайте http://stok-odessa.com - женская ...
Читать далее...
Мудрецы Талмуда об изучении Торы

Мудрецы Талмуда об изучении Торы

No Comments
Гилель говорил: "В то время, когда вбирают - разбрасывай, когда разбрасывают вбирай". В то время, когда ты видишь, что Тора любима среди евреев и все радуются ей, - распространяй ее... когда же ты видишь, что Тора забыта евреями и не все обращают на нее внимание, - внеси ее внутрь. Внеси внутрь не для того, чтобы оставить других без света, а для того, чтобы осветить мир изнутри. Рабби Меир говорил: "Всякий, кто забывает хотя бы что-то одно из мишны его (из высказываний Учителей, которые он слышал), говорит о нем Писание, что он как бы сам отвечает за все, что с ним случится, как сказано (Дварим, 4:9): "Только очень берегись и береги свою душу, чтобы не забыть то, что видели глаза твои". Может быть это относится и к тому случаю, когда он не смог постичь мишну (не смог понять высказывание Мудрецов и забыл или не способен помнить все, что он выучил)? - Учение сказало: "Чтобы не отошло от сердца твоего все дни жизни твоей." Он не становится виноват в том, что происходит с ним, пока он не сядет и не постарается "убрать с сердца" (забыть)". (Авот, 3:8). Слова Рабби Ишмаэля: "Как молот разбивает скалу..." Что известно про молот? Из него вылетают многие искры - так и один стих Торы имеет несколько смыслов" (Санэдрин, 34:1). Рабби Ишмаэль говорит: "Тот, кто хочет стать мудрым, пусть занимается законами имущественного права (диней маманот), так как ты не найдешь в Торе другой области знаний, которая была бы похожа на бьющий источник более, чем эти законы (Брахот, 63:2). ...
Читать далее...
resized baal shem tov

Бааль Шем Тов. Жизнь праведника

No Comments
Первый человек вмещал в себя души всех людей. И когда он съел плод дерева познания добра и зла, пострадали все будущие - еще не родившиеся - поколения человечества: сознание и чувственный мир Адама были поражены дурным желанием, которое, прорвавшись наружу, возобладало над добротой и любовью. Оно замутило разум и не позволило воспринимать свет, не знающий границ и препятствий и озаряющий мир от края и до края, свет мудрости, дающий понимание и видение истинной сути вещей. Говорят, что в тот момент, когда Адам подошел к дереву познания добра и зла, одна душа оторвалась от материи и поднялась в высшие сферы, а потому оказалась неподвластна никаким дурным желаниям и сохранила способность видеть не с помощью солнечных лучей, исходящих от материального тела, а с помощью света Источника жизни. Это была душа Бааль Шем Това. ...
Читать далее...
Исторический фон. Истоки учения

Исторический фон. Истоки учения

No Comments
  После поражения восстания Бар Кохбы в 135 году в результате безжалостных и методичных карательных акций римских легионеров была истреблена треть еврейского народа, проживавшего на территории Земли Израиля.   Это сделало несбыточной мечту о быстром восстановлении Храма и возрождении независимого еврейского государства. Еще будет вписано в книгу истории несколько славных страниц и измученный народ проявит верность своей традиции и своей земле, разрушенному Иерусалиму и Храму, еще родятся и вырастут великие мудрецы и праведники и будут созданы важнейшие труды, прежде чем Византийская империя к началу 5-го века почти полностью вытеснит из Земли Израиля обнищавшее в результате политики поборов и разорения еврейское население.  Но еще до страшной развязки драмы восстания, мудрецы начали готовить средства, которые помогут народу сохранить свою веру в условиях подчинения жестоким правителям, тяжелого угнетения и унижения, религиозных гонений и принуждения изменить своей вере. ...
Читать далее...
684

Недельная глава Эмор: Освящение Имени

No Comments
«И не оскверняйте имя святое Мое, чтобы освятился Я среди сынов Израиля. Я — Б-г, освящающий вас, Который вывел вас из земли египетской, чтобы быть вам Вс-сильным. Я — Б-г» (Ваикра, 22:32-33). В этих строках Торы содержится как повеление освящать имя Всевышнего, так и запрет осквернять Его. Они настолько глобальны, что в каком-то смысле вмещают в себя всю Тору. ...
Читать далее...