687

Календарь истории

May 15, 2004 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

 Приближается месяц Сиван. События, произошедшие в этом месяце, сделали его особым в еврейской традиции. Все его дни похожи на праздник, и это отмечено в ежедневных молитвах.

1 Сивана 2448 г. от сотворения мира (1312 г. до н.э.)


  Сыны Израиля расположились лагерем около горы Синай, готовясь получить Тору. В еврейской традиции считается, что взаимопонимание и любовь, в преддверии великого события воцарившиеся в стане Израиля, придали этому дню особые свойства на все времена. Он стал благоприятным для установления мира и единства между человеком и его ближним и для достижения мира и единства во всем народе, что всегда приближает евреев к их Отцу Небесному.

2 Сивана


  Моше впервые поднялся на гору Синай и, спустившись в тот же день, обратился от имени Всевышнего к сынам Израиля со словами: «И будете Мне царством священников и народом святым».

  Это обращение определило цель, ради которой будет дарована Тора: быть народом, находящимся на высокой ступени духовности, распространяющим, как священники, знания о Б-ге во всем мире и приближающим людей к Творцу.

  Сыны Израиля ответили: «Все, что говорил Б-г — сделаем».

  3 Сивана Моше вновь поднялся на гору, чтобы передать Всевышнему этот ответ. Спустившись, он поставил знаки, определяющие границу вокруг горы Синай, за которую было запрещено заходить, чтобы люди не приблизились к горе в момент раскрытия Б-жественного Присутствия и не были бы наказаны смертью от руки Небес.

2 Сивана 1950 г.


   Приземлился первый из самолетов, участвовавших в операции «Эзра и Нехемия», в рамках которой в Израиль прибыли 140 000 евреев Ирака. С 1948 г. (времени Войны за Независимость) и до 1950 г. выезд евреев из Ирака был запрещен законом. Однако, несмотря на опасность сурового наказания, евреи тайно покидали Ирак, обычно через соседнюю Персию (Иран).

  В мае 1950 г. иракский парламент разрешил выезд евреев, но при этом все покидавшие страну были лишены иракского гражданства. Имущество уезжавших, которое оценивалось на тот момент более чем в 350 миллионов долларов, было заморожено правительством Ирака. Каждому репатрианту было позволено взять с собой лишь незначительную сумму денег и ограниченное количество личных вещей.

5 Сивана 1096 г.


   Начало Крестовых походов и уничтожения десятков еврейских общин в странах рассеяния. Крестовые походы представляли собой цепь последовательных военных походов и завоеваний, организованных христианской церковью с 1096 до 1291 гг. с целью освобождения Святой Земли из рук мусульман.

  Эти походы превратились в войны церкви против всех, не признававших ее власть. Крестовые походы нанесли тяжелый урон еврейским общинам Европы и почти полностью уничтожили еврейское присутствие в Эрец Исраэль.

  Первый Крестовый поход, охвативший большинство стран Западной Европы, принес несчастья, страдания и разрушение многим процветающим общинам (среди них общины Майнца, Кёльна, Шпайра и Вормса). Многие евреи, которых принуждали отказаться от своей веры, предпочли умереть, освятив имя Всевышнего. В память об этом разрушении были составлены несколько молитв и плачей, среди них — Ав а-рахамим («Отец милосердный»), а также распространился обычай произносить молитву Изкор («Вспомни»).

5 Сивана 1939 г.


   Участниками движения «А-поэль а-мизрахи» был основан мошав Зорим («Сеятели»). Мошав расположен в Нижней Галилее, недалеко от шоссе, соединяющего Тверию и Нацерет. Название отражает стремление основателей заниматься возделыванием земли.

   Первоначальное название поселения — Саргония (по названию старой постройки, которая оказалась в его пределах). Мошав находится на высоте 30 метров над уровнем моря в долине Явниэль, на территории колена Нафтали.

6 Сивана 2448 г. от сотворения мира


  Дарование Торы народу Израиля через Моше Рабейну на третий месяц после выхода из Египта. С точки зрения традиции это момент наивысшей святости и наибольшей значимости в нашей истории, момент раскрытия Всевышнего народу Израиля, когда навечно определились наши особенность, культура и предназначение среди народов мира.

  Все заповеди Торы, включая и те, которые были даны сынам Израиля до дарования Торы, получили статус обязательных только с получением Торы на горе Синай. Днем дарования Торы должен был стать шестой день месяца Сиван, но Моше, по собственному почину, добавил еще один день.

  Всевышний согласился с ним, и Б-жественное присутствие сошло на гору Синай в субботу, которая пришлась на седьмой день месяца. Однако для всех последующих поколений праздник дарования Торы был закреплен за 6-ым Сивана, в соответствии с изначальным повелением Всевышнего. Вместе с

   Письменной Торой на горе Синай была получена также Устная Тора: правила чтения, Мишна, Талмуд, галаха и агада. В Торе праздник Шавуот связан с заповедью принесения в Храм первых плодов — бикурим.

6 Сивана 1948 г.


  Образование кибуца Шлухот религиозной молодежью движения Бней Акива. Шлухот — это длинные ветви, отходящие от ствола дерева, как сказано у пророка Йешаяу: «Побеги их, расстилаясь, перебрались за море» (16:7). Название символизирует стремление основателей кибуца распространить «побеги» поселенческого движения по всей Земле Израиля. Кибуц расположен во впадине, приблизительно на 100-метровой отметке ниже уровня моря. Он относится к районному совету долины Бейт Шеан, является составной частью группы поселений, принадлежащих движению «А-поэль а-мизрахи».

6 Сивана 2760 г.


День смерти рава Исраэля Бааль Шем Това (БЕШТа), основателя движения хасидизма.

11 Сивана 1924 г.


  Группой религиозных евреев харедимного направления, выходцев из Польши, основан город Бней Брак. Земля была куплена у жителей арабской деревни, находившейся на месте древнего города Бней Брак, располагавшегося на территории колена Дана. Существует предположение, что название связано с семьей, первой поселившейся на этом месте.
   Бней Брак упоминается в одной из ассирийских записей, перечисляющей города, захваченные Санхеривом,царем Ассирии, во время его похода на Иудею в эпоху царя Хизкияу (в 701 г. до н. э.).

  В период Мишны и Талмуда и во времена римского владычества Бней Брак был известен как большое еврейское поселение, а также как важный центр изучения Торы.

  Самым известным из мудрецов Бней Брака был Рабби Акива. Среди тех, кто приходил в Бней Брак учить Тору из уст Рабби Акивы, был Рабби Шимон бар Йохай.

   В Бней Браке произошла история с мудрецами, сидевшими вокруг пасхального стола, пока не вошли их ученики и не сказали: «Учителя наши, пришло время чтения утренней молитвы Шма».

   Окрестности Бней Брака были цветущим местом, и его жители занимались земледелием и разведением скота. Один мудрец рассказывал, что во время своего посещения города он видел коз, жующих траву под инжирным деревом, и из плодов капал мед, а из вымени коз — молоко. Сказал он: «Вот она — земля, текущая молоком и медом» (Ктубот, 111).

  Исторический Бней Брак находился примерно в 5 км южнее современного Бней Брака, там, где прежде находилась арабская деревня Ибн Абрак. Перекресток Месубим назван в память мудрецов, которые справляли седер в Бней Браке

 

 

                                                                    Самолет с репатриантами из Ирака, 1950 г.