685

Если я забуду тебя, Йерушалаим…

May 15, 2004 Автор: рав Дов Бигон - No Comments

 Каждый жених, стоя под хупой, заявляет о своей верности Йерушалаиму: «Если забуду тебя, Йерушалаим, пусть забудет меня правая рука моя, язык мой прилипнет к нёбу, если не вспомню я, если не поставлю Йерушалаим во главу веселья моего» (Теплим, 137). Миллионы евреев на протяжении многих поколений пролили потоки слез, обращаясь ко Всевышнему с молитвой, в которой они призывали Его вернуться в Йерушалаим — проявить Б-жественное Присутствие в святом городе, дать почувствовать близость Творца к сынам Израиля и распространить благословение на приходящих на праздники и на всех возвращающихся в Святую Землю. В основной нашей молитве «Восемнадцать благословений», повторяемой три раза вдень, говорится: «И в Йерушалаим, город Твой, вернись по милости Твоей, и пребывай в нем, как Ты и обещал, и отстрой его быстро в наши дни». Каждая наша трапеза заканчивается молитвой благодарности за пищу, но благодаря за хлеб и плоды, мы тут же вспоминаем главное — то, без чего не может быть полной радости и веселья даже за праздничным столом: Йерушалаим, и говорим: «Отстрой Йерушалаим быстро в наши дни» (Биркат а-мазон). Многие обычаи, близкие сердцу каждого еврея, были введены две тысячи лет назад, чтобы укрепить духовную связь народа с Йерушалаимом и сделать возвращение в святой город мечтой о чем-то реальном, а не несбыточном и абстрактном.

Без Йерушалаима невозможно раскрытие духовного потенциала народа— постижение Торы во всей ее полноте, пророчества, построение Храма и восстановление царского достоинства дома Давида. И так же, как без возвращения сынов Израиля в Землю Израиля мы не можем восстановиться как высокодуховный народ, так и без восстановления Йерушалаима, как места святости и духовного центра, объединяющего всех нас, мы не можем раскрыть для мира свет добра и истины. Картина, открывающаяся глазам человека, живущего в наши дни, прекрасна и величественна: возвращение народа в Цион и строительство Йерушалаима вселяет в сердца миллионов людей надежду на то, что мир изменится и озарится новым светом — светом Израиля, светом любви и радости. «И пойдут народы многочисленные и скажут: «Пойдем и поднимемся на гору Б-га, к дому Всесильного Яакова, и научимся путям Его, и пойдем по дорогам Его, ибо из Циона выйдет Тора и слова Б-га из Йерушалаима». Тогда исполнится Б-жественное обещание, данное нашему праотцу Аврааму: «И сделаю тебя народом большим, и благословятся тобой все семейства земли» (Берешит, 12).

Однако, чем отчетливее виден свет, распространяющийся из Циона и Йерушалаима, тем отчаяннее сопротивление сил тьмы, которые не могут вынести его — подобно кроту или летучей мыши, они привыкли передвигаться, не пользуясь глазами. И вот со всех концов земли раздаются возгласы, подобные крику полчищ, собиравшихся в древние времена на войну под стены города: «Разрушайте, разрушайте его до основания!» (Теилим, 1 37). «Но мечтам злодеев не дано сбыться. Сидящий на небесах смеется. Б-г насмехается над ними… Сокрушишь их посохом железным, как изделия горшечника, разобьешь их» (Теилим, 2). «Ибо не покинет Б-г народ Свой, не оставит удела Своего» (Теилим, 94). «Йерушалаим! Горы вокруг него, и Б-г вокруг народа Своего издревле и навеки» (Теилим, 125).