413

Древние клятвы и декларация Бальфура

August 2, 2003 Автор: Мидраша Ционит - No Comments

  Как известно, на 9 ава приходится немало трагичных событий еврейской истории. Однако грех, повлекший за собой тяжелые наказания для многих поколений, связан с первым из них: люди, посланные разведать Землю Кнаан, вернувшись из сорокадневного похода, убедили народ в том, что невозможно справиться с местными жителями и что, начав войну, они все погибнут. С наступлением 9 ава рыдания наполнили лагерь — народ отказался войти в Святую Землю. И за это был наказан сорокалетним блужданием по пустыне.
   Комментаторы Торы обращают внимание на то, что разведчики вовсе не были трусливыми или порочными людьми. Напротив, ими двигало стремление к святости. Им не хотелось покидать пустыню, где с неба падает ман и облака славы защищают сыновей Израиля, позволяя всю энергию направить на постижение слов Торы. Как бы прекрасна ни была земля, обещанная праотцам, жизнь на ней заставит воевать, пахать, строить, оберегать построенное…
   Именно эта ошибка в мировоззрении привела к тому, что целое поколение умерло в пустыне, а день возвращения разведчиков стал траурной датой еврейского календаря.
Между тем, что произошло в далеком прошлом, и тем, что происходит в наши дни, есть общая черта: сегодня, как и тогда, определенная часть народа, ссылаясь на Тору и свое стремление к святости, заявляет, что евреи не имеют ни обязанности, ни возможности, ни даже права владеть Землей Израиля.
   Попробуем выяснить, действует ли сегодня заповедь жить в Земле Израиля и бороться за овладение ею.
   Рамбан пишет в дополнении к своей «Книге заповедей»: «Нельзя оставлять Землю в руках семи народов Кнаана или любых других народов ни в какое время… Заповедь завоевания Земли действует всегда, и заповедь эта на протяжении всего периода изгнания возложена на каждого еврея».

   Однако Рашбаш, его ученик, в своей книге респонсов уточняет: «Нет сомнения, что проживание в Земле Израиля — великая заповедь, действующая в любое время. Рамбан, мой учитель, привел ее в списке повелевающих заповедей. Однако в нашем нынешнем изгнании она не распространяется на весь еврейский народ в целом, ибо ее исполнение, как постановили мудрецы, ограничено предупреждением, данным Всевышним еврейскому народу: «Не бунтуйте против народов мира, не поднимайтесь стеной (не пытайтесь все вместе подняться со своих мест)».

  При этом были предупреждены и народы мира: «Не превышайте меру наказания, наложенного на сыновей Израиля». Изгнание — это наказание, имеющее определенный срок, и его нельзя сократить, подняв восстание против народов мира. Любая такая попытка обречена на провал. По этой же причине невозможно договориться и одновременно подняться со своих мест, чтобы переехать в Израиль. Это также кончится неудачей.

  В трактате Ктубот (111б) мудрецы Талмуда утверждают, что намек на существование таких предупреждений содержится в строках: «Заклинаю вас, дочери Йерушалаима, не возмущайтесь и не пробуждайтесь». О чем эти слова? О том, чтобы не поднимались стеной, не восставали против народов мира и не приближали время окончательного избавления… (Шир а-ширим).

  Раши поясняет: «Чтобы не поднимались стеной — чтобы не поднялись в Эрец Исраэль все вместе, силой». Таким образом, опираясь на клятвы, взятые Всевышним с евреев в начале изгнания, ряд авторитетов пишет, что в эпоху рассеяния у евреев, как у народа, нет обязанности жить в Земле Израиля — а есть только индивидуальная заповедь, лежащая на каждом в отдельности. Массовое переселение в Землю с целью ее захвата было бы тем, что Талмуд назвал «подниматься стеной».

  Исходя из сказанного, создание государства Израиль и массовая алия XX века идут вразрез с постановлением мудрецов Талмуда. Но это только на первый взгляд…
   Рав Шауль Исраэли — один из виднейших раввинов йешивы «Мерказ а-Рав» — ответил на этот вопрос, связав понимание Талмуда и галахических источников с политическими реалиями XX века.
   Во время Первой мировой войны Палестина все еще находилась под властью Турции. Но 2 ноября 1917 года, правительство Великобритании опубликовало «Декларацию Бальфура», гласившую: Британия обязуется «создать в Палестине отечество для еврейского народа и использовать все свои возможности, чтобы ускорить достижение этой цели…» Лига Наций передала Британии мандат на временное управление страной с условием, что здесь будет создано еврейское государство. В ноябре 1947 года ООН проголосовала за создание государства Израиль. Завершением этого процесса стала Декларация независимости, зачитанная 5 ияра 5708 (1948) года.
   Рав Исраэли пишет, что именно в тот момент, когда границы вновь созданного государства были официально открыты для всех евреев, перестали действовать предупреждения, упомянутые в Талмуде: «Не захватывать Землю Израиля путем использования силы и против воли других народов. С этого момента ко всему еврейскому народу вернулась обязанность переехать в Землю Израиля и принять участие в овладении ею.

  Как нам известно, народы мира пытались задним числом изменить свое решение. Британия, несмотря на Декларацию Бальфура, на протяжении нескольких десятилетий (с 1922 по 1947) делала все возможное, чтобы не дать евреям селиться на своей Родине, а арабские соседи объявили еврейскому государству войну сразу же после его создания. Однако никто не может отменить решение Лиги Наций или ООН (в особенности государства, являющиеся членами этих организаций и признающие их полномочия в решении вопросов международной политики). Даже на рынке продавец, продавший товар покупателю и получивший деньги, не может догнать его и потребовать вернуть покупку обратно.

   Следует также упомянуть, что, по мнению «Авней Незер», для отмены предупреждений (о которых говорит Талмуд) требуется не разрешение от всех народов мира, а лишь согласие правителя, под управлением которого Земля Израиля находится в конкретный исторический момент. Поэтому позиция Иордании или Сирии никогда не имела никакого значения, ибо Земля Израиля во время голосования в Лиге Наций и в ООН не находилась под их властью.

   Неизбежно возникает еще один вопрос — о границах Земли Израиля. Быть может, надо было смириться и довольствоваться мизерными территориями, переданными евреям согласно резолюции ООН?

   Дело в том, что Декларация Бальфура признала право еврейского народа на всю Землю Израиля, а последовавшая алия закрепила галахически факт приобретения территории всей Палестины в соответствии с написанным в Талмуде: «Если купил десять полей в десяти местах — вступил во владение всеми десятью, как только вступил во владение первым» (Бава Кама, 12а).

   Поэтому отделение западного берега Иордана от Израиля во время британского мандата не имело силы с точки зрения еврейского закона, и борьба евреев за овладение этими землями не могла считаться «бунтом против народов мира».

  Итак, замечание Рашбаша было справедливо в его время: ведь за 2 тысячи лет изгнания ни один правитель не дал еврейскому народу разрешения переселяться на Святую Землю. Однако в последние сто лет мы стали свидетелями чудес, приведших к возрождению Эрец Исраэль и к созданию государства. И одно из этих чудес — решение, принятое народами мира, во многом в результате необъяснимых событий и вопреки исторической логике.

   В заключение хочется вспомнить слова раби Меира-Симхи из Двинска (автора труда «Ор Самеах»), написанные в 1922 году, сразу после решения Лиги Наций: «По воле Б-жественного провидения конференция в Сан-Ремо постановила, что Земля Израиля должна принадлежать народу Израиля.

   Поскольку теперь — разрешением правителей — с нас снято ярмо древних клятв, и заповедь заселения Земли Израиля, равносильная всем заповедям Торы, вместе взятым, вновь вступила в силу, самое время вспомнить стих: «Как долго будете вы избегать Меня?» — говорит Б-г…» (Йирмеяу, 31:22)».

 

Открытка с портретом
 А.Бальфура и текстом
 Декларации (Иерусалим,
1918г.)

 

Декларация Бальфура

По материалам статей рава Шауля Исраэли.
 Подготовил Элиэзер (Макс) Лесовой