810

Астрология

No Comments
                        Многие, и среди них — люди религиозные, обращаются к разного рода астрологам, чтобы понять свой характер, узнать, что их ждет в будущем, и определить направление «движения» в зависимости от принятых решений. Каково отношение иудаизма к астрологии? Отвечает рав Шломо Авинер ...
Читать далее...
Недельная глава Ницавим: Свет раскаяния

Недельная глава Ницавим: Свет раскаяния

No Comments
"...И будет, когда сбудутся на тебе все слова эти - благословение и проклятие, которые изложил я (Моше) тебе, - то прими это к сердцу своему среди всех народов, куда забросил тебя Б-г Всесильный твой. И вернешься вплоть до Б-га Всесильного твоего, и послушаешь гласа Его во всем, как я заповедую тебе сегодня, ты и сыновья твои, всем сердцем твоим и всей душой твоей" (Дварим, 30:1,2). В арамейском переводе Онкелоса мы находим пояснение, что в данном случае "и вернешься" означает "...и снова будешь бояться Б-га Всесильного твоего..." То есть речь идет о страхе перед Всевышним... А где же любовь к Нему? Подчеркивают наши мудрецы, что слова "вплоть до Б-га" (а не "к Б-гу") указывают на какую-то неполноту возвращения к высокой духовности и к своим корням. ...
Читать далее...
815

Шаршерет

No Comments
   «Шаршерет» означает «цепочка». В данном случае речь идет о человеческой цепочке. Недавно в Израиле состоялось необычное по израильским понятиям событие: около 150000 человек образовали, держась за руки, живую цепочку, которая протянулась от поселка Кисуфим на Юге и до Западной стены Храма в Йерушалаиме — всего около 100 километров человеческого единства и любви.    Неудивительно, что вся израильская пресса — независимо от политических взглядов журналистов — прореагировала на это событие с чрезвычайным восторгом, хотя эта цепочка и символизировала связь народа с жителями района Катиф, выселение которых обсуждается в правительстве. Я могу понять восторг прессы. Это была самая сдержанная и культурная демонстрация, которую знал Израиль. В ней не было ненависти к тем, кто думает иначе, и не было произнесено ни одного слова против. Все говорили только «за»: за еврейский народ и за еврейскую Родину.   На центральной площади Йерушалаима собрались подпольщики, сражавшиеся за независимость во времена британского мандата, и бывшие узники Циона, боровшиеся за свободу выезда из СССР. И тут же ребята с «пирсами» и колючками вместо волос. Я вместе с семьей шел по улицам Йерушалаима. Сколько разных евреев в нашей еврейской стране! Радостно бьется сердце от встречи с ними. Все ждут 19.00 — времени соединения цепочки в единое целое. ...
Читать далее...
812

Начало года – Рош а-шана

No Comments
Мой Б-г, творящий все вначале Мгновенье каждое, и вновь Ты сделай небо без печали И землю не впитавшей кровь. ...
Читать далее...
Рассказы о хасидских праведниках

Рассказы о хасидских праведниках

No Comments
Однажды хасид Рабби Давид Цви Хен З"Л, рав Чернигова, приехал на ихуд (разговор наедине с Ребе) к Рабби Шмуэлю, сыну Адмора Цемах Цедек в Любавич. Он опоздал и поэтому сидел в приемной уже без всякой надежды, полагая, что ему придется уехать, так и не побеседовав с учителем. Через приемную, где уже не осталось посетителей, прошел слуга с одеждой Рабби Шмуэля, которую тот снял после приема. Слуга ворчал, что одежда вся промокла от пота, и каждый раз после ихудим ему приходится ее стирать. Слуга, увидев запоздалого гостя, обратился к Рабби Давиду и спросил: "Может быть, господин знает, почему одежда каждый день приходит в такое состояние после приема людей, который продолжается не более часа? Отчего же, Рибойно шел ойлам, так потеть?" - возмущался слуга. В это мгновение распахнулась дверь кабинета Ребе, и хозяин дома сказал своему слуге: "С сегодняшнего дня ты больше не будешь работать у меня в доме. Жалование твое останется таким же, ты можешь отправляться домой, и каждую неделю я буду пересылать тебе причитающиеся тебе деньги". К этому Рабби Шмуэль добавил: "Как же не понял ты, почему я так обливаюсь потом? За час у меня побывало на ихуд двадцать пять человек. Для того, чтобы мне правильно ответить на вопрос каждого из них, я должен почувствовать боль и страдания каждого из них не умозрительно, а на самом деле ощутить все, что ощущает пришедший ко мне с вопросом. Для этого мне нужно снять свою одежду и одеться в его одежду. А затем вновь надеть свою, так как я не могу дать ему правильный совет, пока я нахожусь в его одеяниях, так же как и он, находясь в его положении, не может помочь сам себе. Поэтому каждый раз, когда кто-нибудь приходит с вопросом, я должен дважды снять и надеть свои одежды. Теперь сообрази, есть ли такой человек, который за час пятьдесят раз разденется и оденется и при этом не обольется потом?" Один человек пришел к Ясновидцу из Люблина и пожаловался, что во время молитвы его одолевают посторонние мысли. "Посторонние?" - переспросил его Ясновидец с удивлением. У праведников помыслы постоянно блуждают в тех областях, где пребывает Святость, а мысли заняты Торой. Бывает, конечно, что их посещают и посторонние мысли. А для тебя - те мысли, которые ты называешь посторонними, - они твои, а не посторонние". ...
Читать далее...
Бракосочетание на Храмовой горе

Бракосочетание на Храмовой горе

No Comments
Впервые за несколько сот лет на Храмовой горе состоялось бракосочетание по еврейскому закону. Жених, житель одного из поселений Иудеи, в присутствии свидетелей вручил молодой невесте кольцо и произнёс благословение на вино как положено по закону. Представители ВАКФа (Международный Исламский Комитет), в распоряжении которого находится Храмовая гора, ограничились слабыми возгласами протеста. Вполне возможно, что это первое бракосочетание на этом месте со времён разрушения Второго Храма. Друзья жениха провожали его от выхода из ворот храмовой горы с песнями и плясками и устроили настоящее веселье напротив ворот шалшелет. Комментарий. Семь лет назад БАГАЦ (Высший суд справедливости Израиля) отказался дать ход жалобе еврейских активистов на разрушения, которые ВАКФ производил (и производит) на Храмовой горе. Предлогом отказа было то, что (по словам судей БАГАЦа) «евреи не испытывают никаких сентиментов по отношению к этому месту». Тут судьи, скорее всего, исходили из своих личных ощущений. Как мы убедились сегодня, еврейский народ очень трепетно относится к Храмовой горе, воспринимает ее как неотъемлемую часть своей личной жизни и связывает с ней самые важные и торжественные для человека моменты. Мы всегда сравниваем отношение Вс-вышнего и еврейского народа с отношениями жениха и невесты, мужа и жены. Мы знаем, что Храмовая гора – центральная точка мироздания, через которую проходят линии связи между всем и всем на свете, и, прежде всего, между сердцами людей, сердцами юноши и той единственной девушки, которая предназначена для него с момента его рождения. Что угодно, но только не равнодушие, ассоциируется с Храмовой горой. Борьба за нее еще впереди. Евреи борются, заключая брак, умножая любовь в мире. Но умеют и с оружием в руках… ...
Читать далее...
Израиль готов удалить «преграду на пути к миру»?

Израиль готов удалить «преграду на пути к миру»?

No Comments
«День, когда Арафат будет депортирован, близок как никогда», - сказал министр иностранных дел Сильван Шалом на встрече с активистами Ликуда, посвященной предстоящему празднику Рош а-Шана. Несколько дней назад о депортации Арафата упомянул также министр обороны Шауль Мофаз в интервью армейской радиостанции «Галей ЦАХАЛ». По словам высокопоставленного источника в политическом руководстве, в данный момент нет конкретного плана по удалению Арафата с территории ПА, «но когда ситуация изменится, можно будет подумать о депортации». Напомним, что еще в сентябре 2003 кабинет по вопросам безопасности и политики принял принципиальное решение о депортации Арафата, поскольку «председатель ПА представляет собой самую серьезную преграду на пути к миру». На встрече с активистами Ликуда Сильван Шалом подверг резкой критике палестинского премьера Абу-Алу за то, что последний осудил ликвидацию Израилем 14 боевиков ХАМАСа в секторе Газа и признал оправданными ответные действия террористов. Кроме того, отметил глава израильского МИДа, «Абу-Ала уже год находится у власти, и единственное, чем он был занят все это время – всячески старался уклониться от принятия ответственных решений. Комментарий. Во-первых, хочется верить что ситуация изменится как можно раньше и Арафата таки депортируют. Однако возникает вопрос, нельзя ли было принять это решение раньше лет 10-15 тому назад во времена первой интифады. Или наше правительство надеялось, что за это время Арафат сам исправится? «Абу-Ала уже год находится у власти, и единственное, чем он был занят все это время – всячески старался уклониться от принятия ответственных решений». А что ему остаётся делать как не подчиняться решению Арафата, ведь кто бы не был премьером в Палестине – будь то Абу-Мазен или Абу-Ала (который, кстати, уже дважды подавал прошение об отставке, и не так давно второй раз якобы уже окончательно), этот человек является номинальной фигурой, слепо следующей воле «раиса». ...
Читать далее...
Выбор спутника жизни

Выбор спутника жизни

No Comments
Вопрос: Мне очень тяжело принять решение в вопросе выбора будущей жены. Иногда я воодушевляюсь, а потом понимаю, что это не настоящее. Я не знаю, что должно послужить основой при этом выборе: ум или чувство. Может быть, мне стоит обратиться за помощью к мекубалю (раву, обладающему познаниями в области еврейской мистики), чтобы он решил с помощью данных ему сил, подходит ли мне девушка. Ответ.Учили наши Мудрецы, что избранница должна обладать хорошими качествами характера и особенно добрым сердцем, что и искал Элиэзер, слуга Авраама, выбирая жену для Ицхака. Если человек возьмет в жены красавицу, которая окажется эгоисткой, сможет ли он получать удовольствие от ее красоты? Мы - потомки Авраама, который творил любовь и милость для каждого. И именно эти качества надо искать, в первую очередь. Дальше следует обратить внимание на духовный и культурный уровень человека, с которым ты собираешься связать свою жизнь (желательно, чтобы он соответствовал твоему). Одинаковые взгляды на жизнь и интересы обеспечат начальное взаимопонимание и позволят построить совместную жизнь без постоянного напряжения и непреодолимых разногласий. Все это относится к начальному этапу поиска, который устанавливает границы группы "претендентов", в которую входит и потенциальная невеста. На втором этапе следует обратить внимание на чувство, которое позволит исполнить с наибольшей полнотой заповедь "и возлюби ближнего своего, как самого себя" по отношению к избраннице. Без атмосферы любви в семье трудно дать надлежащее воспитание детям. Чувство поможет сделать правильный выбор, однако следует остерегаться, чтобы влечение не увело тебя за границы группы "претендентов. Подобный нелогичный брак изначально обречен на неудачу и скорее всего распадется сразу же после того, как ослабеют первые порывы пламенной любви. Ошибки в выборе спутницы жизни, когда ищут в будущей жене исключительно внешнюю красоту и силу чувств, свойственны молодым людям и нередко приводят их к горькому разочарованию и разводу. Как известно, чувство не является исключительной прерогативой человека. Оно свойственно и животным. Разумеется, чувство человека являет собой совершенно другую ступень развития, и его отличительная особенность в том, что оно должно контролироваться умом, который делает его подобием Вс-вышнему. Только воспользовавшись силами разума можно предотвратить губительные последствия слепого следования чувствам. Необходимо отметить, что свойства характера и доброта - качества человека, которые можно объективно оценить, внимательно анализируя поведение, речь, склонности и привычки, а также среду, в которой он воспитывался ...
Читать далее...
Испытание веры

Испытание веры

No Comments
Вопрос. Известно, что очень трудно возвратить к истинной вере в Б-га молодежь, которая оказалась свидетелями таких трагических событий, как террористические акты. Такая же проблема существует с теми, кто в юном возрасте пережил катастрофу. Определенный ущерб вере наносят посещения израильской молодежью памятных мест, связанных с Катастрофой в Польше. Как помочь людям преодолеть противоречие между верой и страданиями, которые выпали на долю еврейского народа? Ответ. Прежде всего нужно отбросить неверное описание действительности и восстановить истинную картину, соответствующую фактам. Принято считать, что многие люди оставили веру, потому что они пережили Катастрофу. При этом часто добавляют, что нельзя их осуждать, потому что неизвестно, как бы изменилось наше видение мира, если бы мы оказались на их месте. Подобное описание состояния дел неверно и морально-нравственная оценка людей, оставивших веру отцов из-за многочисленных переживаний, выпавших на их долю, также неверна. Нет таких людей, которые потеряли бы веру исключительно из-за того, что они пережили Катастрофу. Напротив, есть множество людей, которые потеряли свою веру до этого, и есть не меньшее число, которое отбросило наследие своих отцов после второй мировой войны вне всякой связи с трагическими событиями, произошедшими в те годы. При этом многие из них оправдывают себя тем, что не в состоянии осмыслить, как Б-г допускает, чтобы в мире существовала такая жестокость. Катастрофа не может повлиять на убеждения верующего человека. Вера, любовь, стремление приблизиться к Творцу не уменьшаются ни из-за погромщиков, ни из-за нацистов. Справедливо также и то, что безбожник не начнет верить, даже если вдруг прольются на него все блага на свете. Доказательством может служить сегодняшнее состояние дел. От исхода из Египта и до наших дней еврейский народ никогда (за исключением сорока лет правления царя Шломо) не находился в столь благоприятных условиях, как сегодня. Однако незаметно, чтобы в нашем поколении возвращение к вере отцов стало массовым явлением. Вера, зависящая от обстоятельств, называется "верой, опирающейся на материальную основу". Человек, находящийся на такой ступени веры, как бы говорит Творцу: "Господин мира, если будешь делать мне хорошо, буду любить Тебя и буду верить в Тебя, а если нет - то порву всякую связь с Тобой". Вне всякого сомнения, даже такая вера является положительным качеством и не отвергается Творцом, но при этом никто не сомневается в том, что она далека от совершенства. Раббейну Бахйе в своей книге "Обязанности сердца" (в конце первой главы) приводит молитву одного праведного человека, который вставал ночью и в порыве великой любви обращался к Творцу: "Б-г мой, оставлял Ты меня голодным, и бывало так, что не давал Ты мне одежды набросить на себя, и оставлял Ты меня в темноте ночи. Но видел я Твою силу и Твое величие. И если даже будешь жечь меня огнем не остановлюсь - буду любить Тебя и буду радоваться Тебе". Подобная любовь называется любовью, не опирающейся на материальную основу". В книге "Колено Йеуды", принадлежащей перу рабби Шалома Эвен Вирге, рассказывается об одном человеке, пережившем в 1492 году изгнание из Испании: "Люди не могли найти себе пристанища и скитались в пустыне. Они шли, изнемогая от жажды. У одного из несчастных умерла жена, которая не привыкла к таким тяготам жизни. Он чувствовал, что и его силы приходят к концу. Проснувшись ночью, он увидел, что двое его детей умерли. Тогда он поднялся на ноги и сказал: "Многочисленное воинство небесное, вы делаете все, чтобы я утратил свою веру. Ничего не выйдет у вас - я верю". Тот, кто верит в истину, не оставит свои убеждения ни из-за террористических актов, ни из-за других бед, постигающих народ, возвращающийся в Сион. Кроме того, только тот, кто склонен искать оправдание своему неверию, не хочет замечать положительные стороны: например то, что Израиль, как и любое современное государство, подвержен атакам террористов, но борется с террором гораздо успешнее других стран. Беды изгнания несоизмеримо больше тех бед, которые постигают еврейский народ, живущий в своей земле. Миллионы людей гибли в странах рассеяния и не могли ничего сделать. Сегодня, когда мы ведем ежедневную, эффективную борьбу и постоянно ощущаем поддержку Всевышнего - есть ли у кого-либо право спекулировать трагедией наших отцов и дедов и прикрывать свое нежелание жить в свободной стране по законам той Торы, во имя которой они жили и погибали? Наш учитель Рав Кук в своей книге "Поколение" разъясняет, что те люди, которые утратили веру из-за пережитых потрясений, на самом деле никогда и не обладали глубокой верой. Наше лекарство - углубление знаний Торы, постижение ее мудрости и красоты и укрепление веры. ...
Читать далее...
Без политиков

Без политиков

No Comments
Интересная демонстрация должна состояться в воскресенье. Она будет без политиков и их речей. На площади Цион хотят собраться люди, несогласные с планами правительства разделения еврейского и арабского населения. Демонстрацию организует совет поселений в Йеуде-Шомроне. Основное беспокойство вызывает намерение ликвидировать поселения в секторе Аза, которые называют одним общим названием Гуш Катиф. Видимо, политики совсем потеряли доверие людей. В самом деле, отстаивать свои позиции, а потом менять их, так как это необходимо для партийной или административной карьеры – на это уже трудно смотреть. ...
Читать далее...