Испытание веры

Испытание веры

September 8, 2004 Автор: рав Шломо Авинер - No Comments

Вопрос. Известно, что очень трудно возвратить к истинной вере в Б-га молодежь, которая оказалась свидетелями таких трагических событий, как террористические акты. Такая же проблема существует с теми, кто в юном возрасте пережил катастрофу. Определенный ущерб вере наносят посещения израильской молодежью памятных мест, связанных с Катастрофой в Польше. Как помочь людям преодолеть противоречие между верой и страданиями, которые выпали на долю еврейского народа?

Ответ. Прежде всего нужно отбросить неверное описание действительности и восстановить истинную картину, соответствующую фактам. Принято считать, что многие люди оставили веру, потому что они пережили Катастрофу. При этом часто добавляют, что нельзя их осуждать, потому что неизвестно, как бы изменилось наше видение мира, если бы мы оказались на их месте. Подобное описание состояния дел неверно и морально-нравственная оценка людей, оставивших веру отцов из-за многочисленных переживаний, выпавших на их долю, также неверна. Нет таких людей, которые потеряли бы веру исключительно из-за того, что они пережили Катастрофу. Напротив, есть множество людей, которые потеряли свою веру до этого, и есть не меньшее число, которое отбросило наследие своих отцов после второй мировой войны вне всякой связи с трагическими событиями, произошедшими в те годы. При этом многие из них оправдывают себя тем, что не в состоянии осмыслить, как Б-г допускает, чтобы в мире существовала такая жестокость. Катастрофа не может повлиять на убеждения верующего человека. Вера, любовь, стремление приблизиться к Творцу не уменьшаются ни из-за погромщиков, ни из-за нацистов. Справедливо также и то, что безбожник не начнет верить, даже если вдруг прольются на него все блага на свете. Доказательством может служить сегодняшнее состояние дел. От исхода из Египта и до наших дней еврейский народ никогда (за исключением сорока лет правления царя Шломо) не находился в столь благоприятных условиях, как сегодня. Однако незаметно, чтобы в нашем поколении возвращение к вере отцов стало массовым явлением. Вера, зависящая от обстоятельств, называется "верой, опирающейся на материальную основу". Человек, находящийся на такой ступени веры, как бы говорит Творцу: "Господин мира, если будешь делать мне хорошо, буду любить Тебя и буду верить в Тебя, а если нет – то порву всякую связь с Тобой". Вне всякого сомнения, даже такая вера является положительным качеством и не отвергается Творцом, но при этом никто не сомневается в том, что она далека от совершенства. Раббейну Бахйе в своей книге "Обязанности сердца" (в конце первой главы) приводит молитву одного праведного человека, который вставал ночью и в порыве великой любви обращался к Творцу: "Б-г мой, оставлял Ты меня голодным, и бывало так, что не давал Ты мне одежды набросить на себя, и оставлял Ты меня в темноте ночи. Но видел я Твою силу и Твое величие. И если даже будешь жечь меня огнем не остановлюсь – буду любить Тебя и буду радоваться Тебе". Подобная любовь называется любовью, не опирающейся на материальную основу". В книге "Колено Йеуды", принадлежащей перу рабби Шалома Эвен Вирге, рассказывается об одном человеке, пережившем в 1492 году изгнание из Испании: "Люди не могли найти себе пристанища и скитались в пустыне. Они шли, изнемогая от жажды. У одного из несчастных умерла жена, которая не привыкла к таким тяготам жизни. Он чувствовал, что и его силы приходят к концу. Проснувшись ночью, он увидел, что двое его детей умерли. Тогда он поднялся на ноги и сказал: "Многочисленное воинство небесное, вы делаете все, чтобы я утратил свою веру. Ничего не выйдет у вас – я верю". Тот, кто верит в истину, не оставит свои убеждения ни из-за террористических актов, ни из-за других бед, постигающих народ, возвращающийся в Сион. Кроме того, только тот, кто склонен искать оправдание своему неверию, не хочет замечать положительные стороны: например то, что Израиль, как и любое современное государство, подвержен атакам террористов, но борется с террором гораздо успешнее других стран. Беды изгнания несоизмеримо больше тех бед, которые постигают еврейский народ, живущий в своей земле. Миллионы людей гибли в странах рассеяния и не могли ничего сделать. Сегодня, когда мы ведем ежедневную, эффективную борьбу и постоянно ощущаем поддержку Всевышнего – есть ли у кого-либо право спекулировать трагедией наших отцов и дедов и прикрывать свое нежелание жить в свободной стране по законам той Торы, во имя которой они жили и погибали? Наш учитель Рав Кук в своей книге "Поколение" разъясняет, что те люди, которые утратили веру из-за пережитых потрясений, на самом деле никогда и не обладали глубокой верой. Наше лекарство – углубление знаний Торы, постижение ее мудрости и красоты и укрепление веры.