810

Астрология

September 11, 2004 Автор: рав Шломо Авинер - No Comments

                        Многие, и среди них — люди религиозные, обращаются к разного рода астрологам, чтобы понять свой характер, узнать, что их ждет в будущем, и определить направление «движения» в зависимости от принятых решений. Каково отношение иудаизма к астрологии?

Отвечает рав Шломо Авинер


   Все наши учителя Закона утверждают, что обращение к астрологам запрещено. Написано: «ло теонену» — «не гадайте» (Ваикра, 19:26).

   Объяснил раби Акива: «Этот запрет относится к тому, кто вычисляет периоды и часы и говорит: «Сегодня хорошо выйти в дорогу, завтра хорошо купить…» (Санэдрин, 656). Рамбам, а также Рама, Меири, Смаг, Аран и другие авторитеты считают, что наказанию подлежит не тот, кто гадает, а тот, кто следует указаниям гадателя. Рамбам утверждает: «Тот, кто ведет себя в соответствии с предсказанием астрологов — совершает поступки и действия во время, указанное… звездами, — подлежит ударам ремнем, ибо сказано «не гадайте» (Законы Аводат кохавим, 1:9).

   Но некоторые из наших учителей считают, что в астрологических предсказаниях нет нарушения законов Торы, а только нарушение постановлений мудрецов. Раби Давид Бонфиль пишет, что эти вещи «удаляют человека от служения Всевышнему, ибо верящий в них не полагается на Творца и отрицает, что человек получает вознаграждение за свои добрые дела. А именно по этому поводу говорит Писание: «Будь прост в своей вере» (Санэдрин, 656). Это мнение соответствует взглядам его учителя Рамбана, который говорил: «Человеку, которому стало известно о том или ином предсказании его гороскопа, запрещено пренебрегать указаниями астрологии и полагаться на чудо…». Однако обращаться к астрологам за предсказаниями запрещено, «ибо следует человеку поступать в соответствии с простой верой. Если же ему стало известно о предсказании и он хотел бы отменить его, стоит сосредоточиться на соблюдении заповедей и на молитве» (Респонсы, 283).

   В отличие от Рамбана Рамбам считает, что тот, кому стало известно о каких-либо указаниях гороскопа, не должен обращать на них внимания. Поступающий иначе нарушает Закон Торы. Разный подход объясняется тем, что Рамбам считает астрологию предрассудком и все ее выводы — измышлениями, а Рамбан признает ее истинной наукой, применение которой запрещено законом Торы.

   Этот спор сводится к двум вопросам. «Является ли запрет заниматься астрологией законом Торы или это постановление мудрецов?» и «Истинны ли предсказания по звездам или это предрассудки?»

  Меири придерживается мнения Рамбана: «Многие полагают, что астрология не относится к области мистики, а должна рассматриваться как наука об определенных особенностях природы» (комментарий к Санэдрин, 656). Шулхан Арух говорит: «Не обращаются к гадателям по звездам, потому что сказано: «Будь прост в своей вере в Б-га Всесильного твоего». Однако человеку не следует поступать против закона созвездий, полагаясь на чудо» (Йоре деа, 179).

   Поскольку многие наши мудрецы считают, что предсказания по звездам запрещены законом Торы, не следует обращаться к астрологам и ориентироваться на туманные предсказания. Наш путь — придерживаться указаний Торы, которые становятся понятными и конкретными после четкой постановки вопроса и его логического анализа. Если же человек или община попадают, не дай Б-г, в неблагоприятную ситуацию, следует поступать по совету наших мудрецов: «Молитва, раскаяние и добрые дела отменяют суровое наказание».