Поколение, которое полностью виновато и полностью оправдано

Поколение, которое полностью виновато и полностью оправдано

No Comments
  «Сегодня Б-г Вс-сильный Твой повелевает тебе исполнять все установления и законы эти. И храни и исполняй их всем сердцем твоим и всей душою твоею...» Это глава содержит короткий перечень благословений за то, что народ будет соблюдать заповеди и длинный перечень тяжелых и даже страшных предсказаний, что произойдет с ним, если законы Вс-вышнего не будут соблюдаться. ...
Читать далее...
Отношение к жизни

Отношение к жизни

No Comments
"За то, что ты не служил Б-гу Вс-сильному твоему с радостью и с сердечным расположением при изобилии всего, служить будешь врагу твоему, которого Б-г Вс-сильный нашлет на тебя в голоде, и в жажде, и в наготе, и в лишении всего..." (Дварим, 28:47-48). Это предложение не является единственным предсказанием бед, которые должны обрушиться на народ, если он будет уклоняться от соблюдения Б-жественного закона. Но в данном случае речь идет не о наказании за устранение от обязанностей, возложенных Вс-вышним на сынов Израиля, а об отношении людей к заповедям. Суровое предостережение обращено даже к тем людям, которые добросовестно соблюдают все законы Торы, но не испытывают радости при исполнении заповедей, а воспринимают их как тяжелое бремя. Почему же для Вс-вышнего недостаточно того, что человек подчиняется Его воле и четко придерживается закона? Как объяснить, почему за отсутствие радости определена столь суровая мера наказания, как изгнания народа из Земли, рабство, голод и жажда? Человек сотворен, чтобы вести диалог со Вс-вышним. Но только подобный понимает подобного и хотя сказано, что Адам был создан по Высшему образу, все прекрасные качества заложены в нас, как потенциал, а не даны нам, как безусловный дар. Подобие Тв-рцу раскрывается через исполнение заповедей. Тора неоднократно указывает, что каждая наша обязанность вытекает непосредственно из того, что так действовал Вс-вышний: "И сыны Израиля должны соблюдать субботу... потому что за шесть дней Б-г сделал небеса и землю, а в седьмой день устранился от работы и отдыхал" (Шмот, 31:16-17). "Будьте святы, потому, что свят Я Б-г Вс-сильный ваш" (Ваикра, 19:2). В трактате Сота (14а) разъясняется, что прийти проведать больного - это не просто доброе дело, но и заповедь, создающая подобие Вс-вышнему, ибо Он раскрылся Аврааму на третий день после обрезания, когда усилилась боль и наш праотец почувствовал слабость. Также и похоронить умершего человека - не только исполнение долга по отношению к тому, кто ушел из жизни, но и действие создающее подобие Вс-вышнему, Который Сам похоронил Моше, и ни один человек не знал, где могила великого пророка. Обязанность творить милосердие и оказывать помощь человеку, попавшему в тяжелое положение, вытекает из того, что Вс-вышний сшил одежды Адаму и Хаве, изгнанным из Ган Эден. Подобие создает духовную близость, а значит, в момент исполнения заповеди человек приближается к Тв-рцу, так как в духовных мирах расстояние измеряется не километрами, а степенью отличия разных сущностей друг от друга. Заповедь уважения к родителям не является исключением: ее цель также приблизить человека к Тв-рцу. И хотя нельзя сказать, что обязанность перед отцом и матерью вытекает из действий Всевышнего (ведь не существует силы, породившей Его), проявляя внимание к тем, кто привел его в мир и помогая им, человек призван не только исполнить свой долг, но и осознать, какую великую благодарность он должен испытывать к Тому, Кто даровал ему душу. Чувство истинной радости возникает, когда творение реализует заложенный в нем потенциал и исполняет то, ради чего оно было создано.Отсутствие радости в момент исполнения заповеди свидетельствует о том, что предписанное Торой действие или поведение лишены самого главного - искреннего стремления приблизиться к Тв-рцу. Если человек хочет остаться один и раскрытие Б-жественного Присутствия тяготит его - он лишает свое существование смысла! Этим объясняется суровость наказаний, предсказанных народу на тот случай, если люди утратят радость при соблюдении заповедей. Человек должен исполнять заповедь и тогда, когда грусть одолевает его и он не может справиться с собой. Но если изо дня в день на протяжении многих лет он повторяет предписанные Торой действия и они не добавляют ему радости, это лишает все его усилия смысла. Радость при исполнении заповедей - свидетельство постоянного приближения к духовному совершенству, которое раскрывается как обретение подобия и способность вести диалог с Тв-рцом: "Возрадуется сердце тех, кто ищет Б-га. Ищите Б-га постоянно... Просите, чтобы он открыл лицо Свое" (Диврей а-ямим 1, 16 8-36) Рав Яаков Ариэль Главный раввин Рамат Ган ...
Читать далее...
Или-или – третьего не дано

Или-или – третьего не дано

No Comments
Раши, комментируя стих "И пришел Яаков цельным" (Берешит, 33:18), разъясняет, что наш праотец к восходу солнца исцелился от травмы, полученной им в ночной борьбе с ангелом, и кроме цельности тела обрел еще и цельность души, а также достиг цельности в знании Торы. При этом он сохранил и свое имущество, которое не уменьшилось из-за посланных Эсаву подарков. И это удивительно, так как пребывание в изгнании, нахождение в доме злодея Лавана, дорога и борьба с ангелом должны были бы ослабить его и лишить силы. Тора не отрицает, что Яаков был измучен непрерывной борьбой со злодеями, выпавшей на его долю, но она уподобляет его дереву, утратившему в период листопада пышность своей кроны. Иногда такое дерево кажется безжизненным, однако в нем происходят незаметные для глаз процессы, которые с приходом весеннего тепла проявятся как новые побеги и бурное цветение. Скитания Яакова и его борьба с ангелом были не временем наказания, а периодом его формирования. Точно так же его потомки спустились в Египет, насчитывая семьдесят душ, а вышли шестисоттысячным народом. Чем больше притесняли еврейский народ, тем он больше укреплялся, плодился и размножался. Исходя из этого мы можем понять, что происходит в наше время. Мы возвращаемся в Святую землю после двухтысячелетнего изгнания и скорее похожи на дерево, утратившее свою листву в осенний период, чем на цветущий сад. Мы сумели восстановить государственную независимость, армию и закон, и в этом цельность материального уровня народа. Экономические достижения Израиля считаются одним из чудес современного мира, и в этом цельность нашего имущества и богатства. Мы не утратили нашу Тору, а пронесли ее неизменной через долгие годы изгнания, и в этом цельность нашей души. Израиль занимает первое место среди всех стран мира как по количеству людей, изучающих Тору, так и по знаниям учащихся. Города изобилуют йешивами, где десятки тысяч людей могут беспрепятственно заниматься, постигая еврейский закон и философские аспекты иудаизма. Никто в Израиле не может пожаловаться на недостаток синагог. Несмотря на многие трудности и неудачи как в политическом и военном отношении, так и в области воспитания, мы накапливаем скрытые силы, и когда часть народа, оставшаяся за пределами Святой земли, переселится к нам, начнется бурный рост и настоящее цветение. Тогда для всех станет очевидным, что не только наш праотец сохранил цельность, несмотря на пребывание в долгом изгнании, но и мы, его потомки, сумели пронести через поколения особую неугасающую искру - силу нашего возрождения. ...
Читать далее...
816

Недельная глава Аазину: “А я и дом мой служить будет Б-гу…”

No Comments
Моше обращается к общине сыновей Израиля, стоящих перед ним, и произносит: "И утучнел Йерушун (Израиль), и стал брыкаться... и оставил он Б-га, создавшего его..." (Дварим, 32:15). Он с горечью говорит о том, что в будущем еврейский народ окажется на ступени духовного падения. И хотя все плохие предсказания о том, что может случить, если оставить праведный образ жизни, следует рассматривать лишь как предупреждение и предостережение, слова Моше свидетельствуют о том, что у него самого дальнейшая судьба народа и ход истории после его смерти не вызывают сомнений: "Ибо я знаю, после смерти моей вы точно развратитесь и уклонитесь от пути, который я указал вам, и постигнут вас бедствия в будущем за то, что вы будете делать зло в глазах Б-га, досаждая Ему делами рук своих..." (Дварим, 31:30). ...
Читать далее...
818

Откуда в Эфиопии евреи

No Comments
 Происхождение эфиопских евреев покрыто туманом. Их старейшины рассказывают, что еще после разрушения Первого Храма их предки жили в Земле Израиля и не были уведены в изгнание. После убийства Гедальи бен Ахикама они бежали из страны и поселились в Верхнем Египте. В одной из войн, которые вел царь Птолемей, они присоединились к врагам Египта, и после поражения бежали вниз по течению Нила, но, будучи снова атакованы, продолжали отступление по одному из ответвлений Нила, пока не попали в Кораа, что в Хабаше, западнее озера Тана.   Понятно, что нет никакой возможности проверить истинность этой истории. У эфиопских евреев нет ни одной книги на иврите, не существует ни одного предания о том, как они жили в Йерушалаиме, в Египте или на протяжении отрезка времени, предшествовавшего их появлению в Хабаше. Сами они утверждают, что принесли с собой книги Торы и другие книги на иврите, но часть из них была уничтожена в результате войн, которые они вели в Хабаше, а часть была спрятана в горах, и точное место тайника неизвестно. Нельзя также забывать, что согласно преданиям эфиопских евреев в Хабаш пришли воины, то есть, мужчины, которые позже, в тот или иной момент, взяли в жены местных женщин.   Известно, что Кораа всегда был центром фалашей. Даже сегодня многие из них проживают в этой области, вокруг озера Тана. Разговорный язык местного населения стал языком общения эфиопских евреев. В более поздние времена фалаши перекочевали в область Гарасаман и там получили автономию под властью императора Хабаша (Эфиопии). Они были участниками многих войн (в основном, религиозных) и потому известны как смелые и могучие воины.   Царица Йеудит, правившая фалашами в IX в.н.э., подняла их на восстание против императора Эфиопии, которое закончилось захватом власти в государстве. Она также захватила святой для христиан город Аксум со всеми его многочисленными церквями. Она была известна своим ревностным отношением к религии и до сих пор упоминается среди хабашей как "Асагату" ("пылающий огонь"). По некоторым данным, Йеудит правила Хабашем (Эфиопией) сорок лет. ...
Читать далее...
Два дня как один

Два дня как один

No Comments
    Творец дает, а человек воспринимает - без этого нет бытия. Но зачем Ему, Пресвятому, это нужно? Никто не знает Его желаний. И все же, исходя из нашего представления о мире, о чем-то можно догадаться. Музыкант не играет для себя, и композитор не находит успокоения, пока его произведение не дойдет до слушателя.   Редкий художник рисует картины для собственного удовольствия. Ведь и музыка, и картины - это средство выразить тонкие ощущения и глубокие переживания, и делать это исключительно для себя самого - бессмысленно. Нет воспринимающего - нет мира. Всевышнему нужен соучастник творения!    Сказал Рав Амнуна: "Всякий, кто в субботу после вечерней молитвы произносит отрывок из Торы: "И закончены были небо и земля и все воинство их. И закончил Бог к седьмому дню работу Свою, которую он сделал. И благословил Бог день седьмой, и освятил его, ибо в этот день отдыхал от всей работы Своей, которую совершил Бог, чтобы созидать" (Берешит, 2:1-3), считается соучастником творения". И поэтому, хотя первая точка была поставлена 25 числа месяца элул: образовались небеса и земля, вспыхнул свет, и был первый вечер и первое утро, - это не начало творения. Днем творения мира считается день создания человека. До того, как открылись глаза человека, непонятно, существовал ли этот мир.   Праздник Рош а-Шана отражает эту "двойственную природу творения". Он потому и продолжается два дня, чтобы на мир и само его рождение можно было посмотреть и глазами Всевышнего, и глазами человека. 1-го и 2-го числа месяца тишрей во всех синагогах звучит шофар. В эти дни произносятся одни и те же молитвы. Однако каждый из них сохраняет свою особенность. ...
Читать далее...
821

Присоединились к антисемитам…

No Comments
  Недавно конференция «неприсоединившихся стран» призвала 115 стран этого союза запретить поселенцам въезд на свои территории, блокировать товары, произведенные в «незаконных еврейских поселениях» и принять санкции против всех компаний, участвующих в строительстве забора.    До недавнего времени американцы избегали термина «незаконные поселения», потому что считалось, что земли, присоединенные в результате оборонительной войны, не подлежат возвращению и могут быть аннексированы. Кому Израиль сегодня обязан возвратить эти земли? Арафату лично? Иордания на них не претендует. Как быть с поселениями, основанными на земле, купленной в свое время Еврейским агентством? И еще много, много вопросов…Например, такой: «Почему народы волнуются, и нации замышляют пустое…» (Теилим 2).    "Как одиноко стоит город…" (из плача пророка Йеремияу о разрушении Йерушалаима и Храма) ...
Читать далее...
Ахмед Куреи критикует Израиль

Ахмед Куреи критикует Израиль

No Comments
В понедельник, 13 сентября, израильская полиция закрыла шесть палестинских избирательных участков в Восточном Иерусалиме. Были конфискованы все материалы по регистрации избирателей и задержаны 9 сотрудников комиссии. Премьер-министр Палестинской автономии Ахмед Куреи (Абу Ала) выступил с резкой критикой действий израильских властей. Он опубликовал заявление, в котором говорится, что закрытие избирательных участков в Восточном Иерусалиме "нарушает все подписанные соглашения, международные нормы, право народа жить демократической жизнью и выбирать своих представителей". А.Куреи подчеркнул, что правительство Шарона пошло на этот шаг в тот день, когда "народы Израиля и Палестины" отмечали 11-ю годовщину подписания "мирных соглашений Осло". Он заявил, что закрытие избирательных участков свело на нет усилия "палестинцев, арабских стран и международного сообщества" по реализации плана "Дорожная карта". Комментарий. Все жители Восточного Иерусалима являются обладателями израильских паспортов, они пользуются всеми правами граждан Израиля (медицинское обслуживание, социальное страхование и т.д.) Более 20 лет назад (в 1980-м году) Иерусалим был объявлен Кнессетом единой и неделимой столицей Израиля. Никаких иных законов, изменяющих статус Иерусалима, с того времени принято не было. Однако многие страны мира по-прежнему признают Тель-Авив, а не Иерусалим столицей Израиля. ...
Читать далее...
Есть ли в книгах пророков намек на переселение душ?

Есть ли в книгах пророков намек на переселение душ?

No Comments
Переселение душ, их перемещение, возрождение, перевоплощение, возвращение - ни один из этих терминов не подходит для описания сложной еврейской науки, известной как "гилгуль нефашот" - "вращение душ по кругу". Вращение, чтобы вернуться на свое место. Намек на существование такого явления содержится в стихе: "Да будет душа повелителя моего завязана в узле жизни с Б-гом Вс-сильным твоим, а душу врагов твоих забросит (далеко, как бросают камень) пращой (Шмуэль 2, 25:29). Быть привязанным к Источнику жизни, крепким узлом - что может быть лучше? Прямая связь с Источником жизни и называется жизнь! И чем дальше душа отброшена от своего же корня - тем тяжелее ей, и худшего наказания, чем удаление от него, невозможно придумать. Все относительно и определяется, как говорят физики, наблюдателем. И, глядя на уход души из тела, мы говорим "Смерть", а обитатели верхних миров, глядя на погружение души в тело в момент рождения и первого вздоха, говорят "Это утрата жизни - прямой связи с Источником". Так кому же верить? Жителям нижних миров или обитателям верхних? Ни тем, ни другим. Не существует отрыва от Источника жизни, связь с Ним только скрывается и становится незаметной. Идеальное состояние - вечное пребывание души в теле так, чтобы материальная оболочка не скрывала связь с Источником. Это и есть "будущий мир". Спуск ради подъема ...
Читать далее...
resized 217glava

Молитва в месяце Элул

No Comments
Тот, кто ведет молитву в синагоге, называется "посланник общества". На иврите "шалиах цибур". В обычные дни к нему предъявляется много требований: он должен быть человек праведный, с приятным голосом, не только образованный, но и постоянно читающий Тору и пророков, чтобы тексты молитв, составленные на основе Танаха, были для него привычны. Это само по себе исключит ошибки и оговорки. Шалиах цибур должен быть приятен людям и, если кто-то не хочет, чтобы он молился, как посланник общества, потому что у него есть с ним ссора, ему не следует молиться, а нужно уступить свое место другому, тому, у кого нет конфликтов. Однако, того, кто уже начал молиться, не прерывают, если только он не допускает самые грубые ошибки. Шалиах цибур должен отличаться большой скромностью и ощущать, что он стоит перед Всевышним. В синагогах, как правило, нет профессиональных канторов и каждый может выйти и молиться любую молитву с согласия присутствующих. Однако в в месяц Элул и "ямим нораим" - дни трепета - в силу вступают другие правила: представителем общества во время молитвы должен быть самый мудрый, самый достойный и самый, уважаемый человек общины. Это правило относится прежде всего к слихот - молитвам, которые читают до шахарита - утренней молитвы, обращаясь к Всевышнему с просьбой о прощении перед самым ответственным днем в году, когда ставится печать под приговором. Это правило часто создает в синагоге неловкую ситуацию: кто-то хочет молится, как шалиах цибур, потому что он привык, а его пытаются уговорить уступить свое место другому. К этому нужно относится с пониманием. Чем аккуратнее человек в исполнении заповедей (включая, безусловно, и заповеди, связывающие человека и его ближнего), тем его связь с Небесами прочнее, тем легче доходят его молитвы. Все, конечно, должно решаться в дружеской обстановке. Однако, уступать людям, которые известны своими грубыми нарушениями элементарных законов, но обладают хорошим голосом и слухом и хотят молиться, в эти дни не стоит. Молитва о прощении за грехи в таком случае превращается почти в пародию. Хорошо, когда в эти дни молится человек, который с большой любовью относится к окружающим и они отвечают ему тем же. ...
Читать далее...